Образовательный проект: «Птицы нашего края» (перелетные и зимующие)
проект (старшая группа)
В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatenyy_proekt_ptitsy_nashego_kraya.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
Образовательный проект: «Птицы нашего края»
(перелетные и зимующие)
Паспорт.
Тип проекта: познавательно – ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Образовательная область: познавательное развитие.
Участники проекта:
- дети группы
- родители
- воспитатели
Сроки реализации: Февраль - Март – Апрель (начало)
Актуальность.
В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях. Это вызвало желание узнавать факты жизни перелётных и зимующих птиц, как можно спасти птиц от гибели в зимнюю стужу.
Реализация проекта расширит и углубит знания детей о птицах севера, познакомит с Международным днём птиц, который отмечают 1 апреля. Оказывается одна из старейших традиций – развешивание в этот день скворечников и прочих «птичьих» домиков.
Но самое главное – это то, что изготавливая скворечники, мы прививаем детям заботу и любовь к птицам родного края, учим их бережно относиться к природе, кроме того в птичьем домике или другом искусственном укрытии могут поселиться птицы из Красной книги, и мы таким образом поможем спасти биологические виды, которым грозит исчезновение. Для охраны птиц создаются заповедники и заказники.
При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний за счёт познавательных занятий и продуктивной деятельности.
Цель: расширить представления детей о птицах живущих на севере ЯНАО, их образе жизни, повадках, особенностях проживания.
Задачи: 1. Познакомить детей с историей праздника «День птиц».
2. Формировать у детей знания об особенностях жизни, внешнего
вида и среды обитания гнездовий птиц севера.
3. Развивать умения поддерживать беседу, используя в речи
различные виды сложных предложений.
4. Воспитывать гуманное отношение к птицам, чувство
сопереживания и желание помочь птицам обрести свой
скворечник.
5. Способствовать тесному сотрудничеству детей, родителей и
ДОУ в процессе реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
- Акция «Каждому скворцу – по дворцу».
- Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».
Методы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Игровые.
Формы и приёмы организации образовательного процесса.
Совместная образовательная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно – образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Показ; Наблюдение; Беседа; Занятие; Игровые упражнения; Дидактические игры; Подвижные игры; Проектная деятельность; Продуктивная деятельность | Напоминание; Объяснение; Обследование; Наблюдение; Развивающие игры; Проблемные ситуации; Игровые упражнения; Рассматривание альбомов; Тематические выставки; Игры с правилами; Реализация проекта. | Развивающие и подвижные игры; Игры со строительным материалом; Наблюдения; Продуктивная деятельность. | Беседа; Просмотр видеофильмов; Прогулки; Совместное конструктивное творчество; |
Предполагаемый результат.
- Дети получат познавательную информацию об особенностях жизни птиц, их внешнего вида, повадках, среде обитания, об образовании гнездовий на территории севера.
- Воспитанники познакомятся с историей праздника 1 апреля – День птиц.
- Активизируется развитие речевого общения у малоактивных детей.
Появится желание делиться с взрослым и сверстниками своими впечатлениями и переживаниями, полученной информацией от родителей и воспитателя.
- У ребят сформируется устойчивое желание оказывать реальную помощь птицам в зимний период, забота и охрана птиц, занесённых в Красную книгу, их гнездовий.
- У детей появится желание совместно с родителями или дедушкой смастерить скворечник.
- Воспитанники приобретут прочные навыки в работе с бросовым материалом при изготовлении игрушек.
- Родители примут активное участие в проекте.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Сроки реализации | Содержание | Работа с родителями, специалистами |
Февраль |
| Воспитатель Воспитатель Воспитатель Родители Родители Родители Воспитатель Родители. |
2 этап – основной.
Сроки реализации | НОД | Работа вне НОД | Игровая деятельность | Худож. литература | Работа с узкими спец. и родителями |
3неделя марта | Беседа «Птицы нашего края» Цель: расширять представления детей о птицах севера, их образе жизни, повадках, особенностях поведения. | Книжный уголок: рассматривание альбомов: «Птицы севера», Красная книга нашего края. | Игры – соревнования: «Перелётные птицы». Физкультурный досуг «Все мы птички - невелички». | Чтение рассказа Сибирского писателя И.М.Лаврова «Лебеди на заре». | Информация для родителей о запуске проекта. |
Познавательное развитие: тема: «День птиц и дома пернатых друзей». Цель: дать детям знания о дне птиц и их домах. | Д/и «Как зовут вас, детки?» - закреплять названия птиц, живущих на севере, использовать уменьшительно – ласкательные существительные. Д/и «Чей хвост?» - расширять познавательный интерес детей. | С/р игра «Ветеринарная больница для птиц» - вызвать желание детей объединяться в игре, пользоваться предметами – заместителями. | Чтение рассказа Сибирского писателя П.П.Дедов «Серый гусь». | Родители подбирают иллюстрации, фотографии различных домиков для птиц России и севера. | |
3 неделя марта | Развитие речи: составление сказки на тему: «Собрались как – то все птицы на поляне…» - учить детей составлять творческий рассказ по теме и плану, использовать в речи сложные предложения и прямую речь. | Экспериментирование «Что дальше улетит?», «В воде купался – сух остался», «Нефть и перья»: - прививать интерес к опытам, умение делать выводы и зарисовать их в альбом. | С/р игра «Ветаптека»: - развивать сюжет игры, распределять роли, вести ролевые диалоги, использовать игрушки – заместители. | Чтение Т.Домарёнок «Кукушечка», М.Горький «Воробьишко». | Оформление сказки о птицах книжкой – малышкой. |
3 неделя марта | Рисование: Тема: «Птицы нашего края» - учить рисовать птиц. | ИЗО уголок: изготовление книжек – малышек, штриховка силуэтов птиц различными способами, раскраски. | С/р игра: «Библиотека»: - выставка книг «Птицы – наши друзья!» | Чтение Т. Домарёнок «Два гнезда», Сухомлинский «О чём плачет синичка?» | Оформление страниц энциклопедии. |
Аппликация: Тема: «Птицы» - учить детей работать с новым материалом – ватными дисками, соблюдая технику безопасности при работе с ножницами, резать их пополам, закруглять углы и т.д.; воспитывать желание убирать за собой рабочее место. | Рассматривание альбомов, книг, фотографий: «Дома для пернатых птиц»( скворечники, синичники, различные гнёзда). | Д/и «Собери птицу» из разрезных картинок и пазлов. | Чтение Т.Домарёнок «Кого лечит дятел?», «Кто разукрасил синичку». | Закупить канцтовары изобразительного средства. Выставка детских рисунков: «Птичьи поседелки». | |
Ручной труд: Тема: «Птицы» в стиле Оригами, (воробей, ворона, синица, голубь) – закреплять умения детей работать с бумагой в технике «Оригами»: сгибать по ширине и длине, по диагоналям, делать складки, выгибать клюв. | Д/и «Птичкин домик» (вода, степь, лес) – находить птицу, которая строит свой дом у воды, в степи, на траве, в лесу, дуплах и т.д. | П/и «Совушка», «Гуси - лебеди», - закрепить правила игры, умение совмещать действия со словами; развивать двигательную активность детей. | Викторина «Крылатые соседи». | Совместно с родителями оформить выставку скворечников: «Птичий дом». |
3 этап – заключительный.
- Акция «Каждому скворцу по дворцу»;
- Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».
Основные направления проекта:
- Познавательное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Социально – коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Способы измерения результатов:
- Наблюдения за воспитанниками в различных видах детской деятельности;
- Беседы;
- Разговор;
- Д/игры, викторина;
- Анализ результатов продуктивной деятельности;
- Обсуждение итогов наблюдений с узкими специалистами, родителями.
Достигнутые результаты.
В проекте участвовали все воспитанники группы. Был составлен план реализации данного проекта с учётом баланса инициатив детей – педагога – родителей. Работа в НОД и продуктивной деятельности проходила через интеграцию образовательных областей с учётом ФГОС ДО. На познавательных занятиях и беседах дети узнали о Международном празднике – День птиц, который отмечают 1 апреля, о птицах нашего края, их образе жизни, повадках, особенностях проживания в НСО. В процессе совместной деятельности с воспитателем ребята активно делились своими впечатлениями. Все воспитанники приготовили страничку в энциклопедию «Птицы нашего края». Имамдин, преодолевая свою робость и нерешительность, стал высказывать свои впечатления об интересных моментах жизни своей птички – канюке. Во время беседы, разговора всегда обращала внимание на речь детей, последовательность высказываний, использование в речи сложных предложений и прямой речи. Родители Саши П, Ани С, Кирилла Г читают детям детские энциклопедии «Птицы», а они активно делились в группе новой, познавательной, интересной информацией. Уровень развития речи увеличился на 10%; познавательный интерес детей возрос на 50%. В процессе продуктивной деятельности по данной теме, ребята использовали разные материалы: восковые мелки, пастель, угольки, краски, цветные карандаши для изображения птиц, которые представлены на нашей выставке. 70% детей могут самостоятельно работать с бумагой, в технике «Оригами» - собирая разных птиц: воробьёв, синиц, ворон, голубей, лебедей. Проявились личностные качества активных детей: Игоря, Ярослава, Таира, они помогали своим друзьям: у кого не получалось или они были не уверены в правильности этапа сборки поделки. В изготовлении аппликаций на тему «Птицы нашего края» использовали новый материал: ватные диски, дети самостоятельно задумывали тему, последовательность выполнения и доводили свой замысел до конца. Работы получились разные и интересные.
В процессе реализации проекта стала более тесной связь родителей и детей, родителей и воспитателя, которые с большим интересом участвовали в поиске нужного материала для оформления странички о своей птице в книгу «Птицы нашего края», мастерили скворечники, чтобы потом повесить их на участках детского сада и окрестностях нашего поселка. Укрепились детско – родительские отношения. Дети часами рассматривали альбом «Птицы. Фотографии птиц нашего края» - отмечали, чем они похожи и чем отличаются, почему у всех разные гнёзда, окраска, как они защищают своих птенцов, размножаются, как и какой добывают корм. Большинство родителей отмечали, что ребята ежедневно делились новой, познавательной информацией с ними, со сверстниками. Навыки самоорганизации деятельности старших дошкольников составляют 70%. Воспитанники овладели способами нетрадиционного рисования: высокий – 11 человек – 58%;
средний – 8 человек – 42%;
низкий – 0 человек – 0%.
Я была очень рада, когда увидела, что все 100% родителей приняли участие в проекте, они поддержали своих детей, помогли им и оправдали все мои надежды. Мы стали одной большой, дружной семьёй.
Планы на будущее.
- Продолжать использовать в работе с дошкольниками образовательные проекты с целью развития познавательного и творческого интереса детей.
- Способствовать более тесному сотрудничеству с застенчивыми, тихими, малоактивными, неуверенными, скромными родителями своих воспитанников в процессе проектной деятельности.
Обеспечение проекта.
- Арсеневская О.Н. «Тематические праздники и развлечения».
- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет».
- Вераеса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
- Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: Ознакомление с природой и развитие речи».
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
- Энциклопедия: «Птицы», РОСМЭН, Москва, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Птицы нашего края"
Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...
Проект "Птицы нашего края"
Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста....
Исследовательский проект "Птицы нашего края"
В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Экологический проект "Птицы - нашего края"
Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....
Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.
Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...
НОД образовательное событие "Птицы нашего края"
Цель: Расширять и закреплять у детей знания и представления о зимующих и перелетных птицах. Формировать представления о водоплавающих и перелетных птицах....