Образовательный проект: «Птицы нашего края» (перелетные и зимующие)
проект (старшая группа)

Шарипова Ирина Валерьевна

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatenyy_proekt_ptitsy_nashego_kraya.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»

Образовательный проект: «Птицы нашего края»

(перелетные и зимующие)

Паспорт.

Тип проекта: познавательно – ориентированный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Образовательная область: познавательное развитие.

Участники проекта: 

  • дети группы
  • родители
  • воспитатели

Сроки реализации: Февраль - Март – Апрель (начало)

Актуальность.

В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей как одного из важнейших аспектов социализации личности. В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, любви к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе общения выяснилось, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края и способах заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о птицах живущих в северных краях. Это вызвало желание узнавать факты жизни перелётных и зимующих птиц, как можно спасти птиц от гибели в зимнюю стужу.

Реализация проекта расширит и углубит знания детей о птицах севера, познакомит с Международным днём птиц, который отмечают 1 апреля. Оказывается одна из старейших традиций – развешивание в этот день скворечников и прочих «птичьих» домиков.

Но самое главное – это то, что изготавливая скворечники, мы прививаем детям заботу и любовь к птицам родного края, учим их бережно относиться к природе, кроме того в птичьем домике или другом искусственном укрытии могут поселиться птицы из Красной книги, и мы таким образом поможем спасти биологические виды, которым грозит исчезновение. Для охраны птиц создаются заповедники и заказники.

При тесном  взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний за счёт познавательных занятий и продуктивной деятельности.

Цель: расширить представления детей о птицах живущих на севере ЯНАО, их образе жизни, повадках, особенностях проживания.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей праздника «День птиц».

              2. Формировать у детей знания об особенностях жизни, внешнего

                   вида и среды обитания гнездовий птиц севера.

              3. Развивать умения поддерживать беседу, используя в речи

                  различные виды сложных предложений.

              4. Воспитывать гуманное отношение к птицам, чувство

                  сопереживания и желание помочь птицам обрести свой

                   скворечник.

              5. Способствовать тесному сотрудничеству детей, родителей и

                   ДОУ в процессе реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Акция «Каждому скворцу – по дворцу».
  • Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».

Методы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Игровые.

Формы и приёмы организации образовательного процесса.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно – образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Показ;

Наблюдение;

Беседа;

Занятие;

Игровые упражнения;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Проектная деятельность;

Продуктивная деятельность

Напоминание;

Объяснение;

Обследование;

Наблюдение;

Развивающие игры;

Проблемные ситуации;

Игровые упражнения;

Рассматривание альбомов;

Тематические выставки;

Игры с правилами;

Реализация проекта.

Развивающие и подвижные игры;

Игры со строительным материалом;

Наблюдения;

Продуктивная деятельность.

Беседа;

Просмотр видеофильмов;

Прогулки;

Совместное конструктивное творчество;

                                     Предполагаемый результат.

  1. Дети получат познавательную информацию об особенностях жизни птиц, их внешнего вида, повадках, среде обитания, об образовании гнездовий на территории севера.
  2. Воспитанники познакомятся с историей праздника 1 апреля – День птиц.
  3. Активизируется развитие речевого общения у малоактивных детей.

Появится желание делиться с взрослым и сверстниками своими впечатлениями и переживаниями, полученной информацией от родителей и воспитателя.

  1. У ребят сформируется устойчивое желание оказывать реальную помощь птицам в зимний период, забота и охрана птиц, занесённых в Красную книгу, их гнездовий.
  2. У детей появится желание совместно с родителями или дедушкой смастерить скворечник.
  3. Воспитанники приобретут прочные навыки в работе с бросовым материалом при изготовлении игрушек.
  4. Родители примут активное участие в проекте.

               Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Сроки

реализации

                        Содержание

Работа с родителями,

специалистами

Февраль

  1. Планирование этапов проекта.
  2. Подбор методической, познавательной литературы.
  3. Подготовка конспектов НОД, совместная деятельность.
  4. Подбор иллюстраций, фотографий различных «домиков» для птиц (скворечник, синичник и т.п.)
  5. Подбор познавательных сюжетных картин и картинок.
  6. Провести акцию «Каждому скворцу – по дворцу» и развешивание их на участке.
  7. Пополнение предметно – пространственной среды альбомами, книгами, открытками, презентациями.
  8. Подбор бросового материала для изготовления кормушек.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Родители

Родители

Воспитатель

Родители.

                    2 этап – основной.

Сроки

реализации

НОД

Работа вне НОД

Игровая

деятельность

Худож.

литература

Работа с узкими спец. и родителями

3неделя марта

Беседа «Птицы нашего края»

Цель: расширять представления детей о птицах севера, их образе жизни, повадках, особенностях поведения.

Книжный уголок: рассматривание альбомов: «Птицы севера», Красная книга нашего края.

Игры – соревнования: «Перелётные птицы».

Физкультурный досуг «Все мы птички - невелички».

Чтение рассказа Сибирского писателя И.М.Лаврова

«Лебеди на заре».

Информация для родителей о запуске проекта.

Познавательное развитие: тема:

«День птиц и дома пернатых друзей».

Цель: дать детям знания о дне птиц и их домах.

Д/и «Как зовут вас, детки?» - закреплять названия птиц, живущих на севере, использовать уменьшительно – ласкательные существительные.

Д/и «Чей хвост?» - расширять познавательный интерес детей.

С/р игра «Ветеринарная больница для птиц» - вызвать желание детей объединяться в игре, пользоваться предметами – заместителями.

Чтение рассказа Сибирского писателя П.П.Дедов «Серый гусь».

Родители подбирают иллюстрации, фотографии различных домиков для птиц России и севера.

3 неделя марта

Развитие речи: составление сказки на тему: «Собрались как – то все птицы на поляне…»  - учить детей составлять творческий рассказ по теме и плану, использовать в речи сложные предложения и прямую речь.

Экспериментирование

«Что дальше улетит?», «В воде купался – сух остался», «Нефть и перья»: - прививать интерес к опытам, умение делать выводы и зарисовать их в альбом.

С/р игра «Ветаптека»: - развивать сюжет игры, распределять роли, вести ролевые диалоги, использовать игрушки – заместители.

Чтение Т.Домарёнок «Кукушечка», М.Горький «Воробьишко».

Оформление сказки о птицах книжкой – малышкой.

3 неделя марта

Рисование:

Тема: «Птицы нашего края» - учить рисовать птиц.

ИЗО уголок: изготовление книжек – малышек, штриховка силуэтов птиц различными способами, раскраски.

С/р игра: «Библиотека»: - выставка книг «Птицы – наши друзья!»

Чтение Т. Домарёнок «Два гнезда», Сухомлинский «О чём плачет синичка?»

Оформление страниц энциклопедии.

Аппликация:

Тема: «Птицы» - учить детей работать с новым материалом – ватными дисками, соблюдая технику безопасности при работе с ножницами, резать их пополам, закруглять углы и т.д.; воспитывать желание убирать за собой рабочее место.

Рассматривание альбомов, книг, фотографий: «Дома для пернатых птиц»( скворечники, синичники, различные гнёзда).

Д/и «Собери птицу» из разрезных картинок и пазлов.

Чтение Т.Домарёнок «Кого лечит дятел?», «Кто разукрасил синичку».

Закупить канцтовары изобразительного средства.

Выставка детских рисунков: «Птичьи поседелки».

Ручной труд:

Тема: «Птицы»

в стиле Оригами, (воробей, ворона, синица, голубь) – закреплять умения детей работать с бумагой в технике «Оригами»: сгибать по ширине и длине, по диагоналям, делать складки, выгибать клюв.

Д/и «Птичкин домик»

(вода, степь, лес) –  находить птицу, которая строит свой дом у воды, в степи, на траве, в лесу, дуплах и т.д.

П/и «Совушка», «Гуси - лебеди», - закрепить правила игры, умение совмещать действия со словами; развивать двигательную активность детей.

Викторина «Крылатые соседи».

Совместно с родителями оформить выставку скворечников: «Птичий дом».

3 этап – заключительный.

  • Акция «Каждому скворцу по дворцу»;
  • Развлечение «Птицы рядом с нами – о них заботиться должны мы с вами».

Основные направления проекта:

  • Познавательное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Способы измерения результатов:

  • Наблюдения за воспитанниками в различных видах детской деятельности;
  • Беседы;
  • Разговор;
  • Д/игры, викторина;
  • Анализ результатов продуктивной деятельности;
  • Обсуждение итогов наблюдений с узкими специалистами, родителями.

                         

Достигнутые результаты.

В проекте участвовали все воспитанники группы. Был составлен план реализации данного проекта с учётом баланса инициатив детей – педагога – родителей. Работа в НОД и продуктивной деятельности проходила через интеграцию образовательных областей с учётом ФГОС ДО. На познавательных занятиях и беседах дети узнали о Международном празднике – День птиц, который отмечают 1 апреля, о птицах нашего края, их образе жизни, повадках, особенностях проживания в НСО. В процессе совместной деятельности с воспитателем ребята активно делились своими впечатлениями. Все воспитанники приготовили страничку в энциклопедию «Птицы нашего края». Имамдин, преодолевая свою робость и нерешительность, стал высказывать свои впечатления об интересных моментах жизни своей птички – канюке. Во время беседы, разговора всегда обращала внимание на речь детей, последовательность высказываний, использование в речи сложных предложений и прямой речи. Родители Саши П, Ани С, Кирилла Г читают детям детские энциклопедии «Птицы», а они активно делились в группе новой, познавательной, интересной информацией. Уровень развития речи увеличился на 10%; познавательный интерес детей возрос на 50%. В процессе продуктивной деятельности по данной теме, ребята использовали разные материалы: восковые мелки, пастель, угольки, краски, цветные карандаши для изображения птиц, которые представлены на нашей выставке.  70% детей могут самостоятельно работать с бумагой, в технике «Оригами» - собирая разных птиц: воробьёв, синиц, ворон, голубей, лебедей. Проявились личностные качества активных детей: Игоря, Ярослава, Таира, они помогали своим друзьям: у кого не получалось или они были не уверены в правильности этапа сборки поделки. В изготовлении аппликаций на тему «Птицы нашего края» использовали  новый материал: ватные диски, дети самостоятельно задумывали тему, последовательность выполнения и доводили свой замысел до конца. Работы получились разные и интересные.

В процессе реализации проекта стала более тесной связь родителей и детей, родителей и воспитателя, которые с большим интересом участвовали в поиске нужного материала для оформления странички о своей птице в книгу «Птицы нашего края», мастерили скворечники, чтобы потом повесить их на участках детского сада и окрестностях нашего поселка. Укрепились детско – родительские отношения. Дети часами рассматривали альбом «Птицы. Фотографии птиц нашего края» - отмечали, чем они похожи и чем отличаются, почему у всех разные гнёзда, окраска, как они защищают своих птенцов, размножаются, как и какой добывают корм. Большинство родителей отмечали, что ребята ежедневно делились новой, познавательной информацией с ними, со сверстниками. Навыки самоорганизации деятельности старших дошкольников составляют 70%. Воспитанники овладели способами нетрадиционного рисования: высокий – 11 человек – 58%;

                    средний – 8 человек – 42%;

                     низкий – 0 человек – 0%.

Я была очень рада, когда увидела, что все 100% родителей приняли участие в проекте, они поддержали своих детей, помогли им и оправдали все мои надежды. Мы стали одной большой, дружной семьёй.

Планы на будущее.

  1. Продолжать использовать в работе с дошкольниками образовательные проекты с целью развития познавательного и творческого интереса детей.
  2. Способствовать более тесному сотрудничеству с застенчивыми, тихими, малоактивными, неуверенными, скромными родителями своих воспитанников в процессе проектной деятельности.

                                           

Обеспечение проекта.

  1. Арсеневская О.Н. «Тематические праздники и развлечения».
  2. Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет».
  3. Вераеса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
  5. Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: Ознакомление с природой и развитие речи».
  6. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду».
  7. Энциклопедия: «Птицы», РОСМЭН, Москва, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы нашего края"

Педагог делится опытом организации проектной деятельности в средней группе. В проекте указаны цели, задачи, этапы осуществления проектной деятельности, раскрываются приемы, использованные в проекте и ...

Проект "Птицы нашего края"

Проект "Птицы нашего края" для детей старшего возраста....

Исследовательский проект "Птицы нашего края"

В данном материале указаны основные аспекты моего исследовательского проекта...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Экологический проект "Птицы - нашего края"

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....

Познавательный краткосрочный проект «Птицы нашего края. Перелетные птицы». Опыт работы.

Цель проекта: расширить знания детей о перелётных птицах родного края, их образе жизни и отличительных особенностях, а также воспитать любознательность и бережное отношение к пернатым друзьям. Познако...

НОД образовательное событие "Птицы нашего края"

Цель: Расширять и закреплять у детей знания и представления о зимующих и перелетных птицах. Формировать представления о водоплавающих и перелетных птицах....