Беседа "Юрта - жилище тувинского народа"
материал
Предварительный просмотр:
Задачи:
1.Образовательные: познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.
2. Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление детей.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к его обычаям и традициям.
Материал и оборудование: женский национальный тувинский костюм (платье, женские украшения чавага), тувинский музыкальный инструмент – хомус.
Предварительная работа: чтение народных сказок, рассказов и стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание картины, иллюстраций альбомов по теме «Прослушивание народных песен», познавательные занятия «Мой любимый город – Шагонар».
Словарная работа: активизация слова «юрта», «чавага», «хомус»
Ход:
- Организационный момент:
Воспитатель в тувинской национальной одежде, дети подходят, рассматривают.
- Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела тувинскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое, украшено тувинским узором
- А знаете, дети, почему платье женщины носили широкое? (ответы). Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.
- Какого цвета мое платье?
Посмотрите, какое на мне украшение. Это украшение называется – чавага. Сделаны из красивых бус.
- Вот мы рассмотрели с вами тувинскую национальную одежду тувинской женщины. Ребята, я хочу вас пригласить в гости к тувинской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:
- В каком городе мы живем? (город Шагонар)
- Как называется наша республика? (республика Тыва)
- Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте).
2. Основная часть.
Воспитатель:– Экии! Что я сказала? Я поздоровалась на тувинском языке, давайте мы все поздороваемся с хозяевами.
( обращается к хозяйке юрты) Как называется ваш дом?
Хозяйка - Это юрта. Здесь живет моя семья.
Воспитатель: - Дети,как вы понимаете слово «семья»? (ответы). (мама, папа, дед, баба, дети).
Хозяйка –Сегодня я одна в юрте, все остальные ушли по делам. Давным-давно тувинцы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской.
Воспитатель: Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов).
Хозяйка–- Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной. Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.
Воспитатель:–А в левой стороне юрты в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты).
- Что еще вы заметили в юрте? (огонь). Зачем нужен огонь? (ответы). Огонь, дети, у тувинского народа особо почитался. В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Костер всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше).
- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы). Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, пасет овец, коров, бабушка вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети – играют. А вы любите играть?
Физминутка - игра «Юрта».
Образуют круг и ходят по кругу со словами:
Юрта, юрта – круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Пляска)
Воспитатель:– Дети, а вы любите слушать музыку? В этой семье тоже любят слушать музыку. Садитесь поудобнее ( обращается к хозяйке).Что за инструмент у вас в руках?
Хозяйка: Это мой любимый тувинский инструмент хомус (показать хомус) Воспитатель: Хомус – это древний музыкальный инструмент. Его делают мастера. Звучание очень нежное, сыграйте пожалуйста.
(После прослушивания, благодарят Хозяйку)
Воспитатель: Дети, как называется инструмент, на котором нам сейчас сыграли? (ответы)
(дети встают).
3. Итог занятия.
-Где мы были в гостях?
- С кем мы с вами познакомились?
-Что находится на женской половине юрты?
-Что находится на мужской половине юрты?
- Как называется женское украшение, которое завязывали на косу? (чавага).
-Для чего нужен огонь в юрте?
-Звучание, какого инструмента мы сегодня слушали?
- Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чай мой ароматный - драгоценность тувинского народа.
Цели и задачи:познакомить с обычаями принятия гостей в тувинской юрте, церемонии чаепития в ней, значимости и ценности тувинского чая;развивать интерес к тувинским играм , песням, танцам;воспитывать у...
"Юрта - жилище тувинских кочевников" конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Знакомство детей с традициями и обычаями тувинского народа (тувинских кочевников)....
Проект "Значение камня в жизни тувинского народа"
Проект "Значение камня в жизни тувинского народа"...
Традиции и обычаи Тувинского народа.
Презентация составлена по региональному компоненту жителей Тувы....
10 удивительных жилищ разных народов
Человек во все времена стремился к теплу и уюту, к внутреннему покою. Даже самые заядлые авантюристы, которых всегда манят горизонты, рано или поздно возвращаются к домашнему очагу. Люди разных национ...
Проект "Приобщение детей к традициям тувинского народа"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Салгал» с. Бай-Тал Муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун» Республики Тыва. УтверждаюЗаведу...
Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»
Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам культуры и традициям тувинского народа»...