Опыт работы дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения. «Азбуку дорожную детям знать положено».
консультация

Горбунова Дина Ивановна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЛЕСОВИЧОК» (МДОБУ ЦРР – д/с № 4 «Лесовичок)

Опыт работы дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

«Азбуку дорожную детям знать положено».

        

2020 г.

Наш девиз:

«Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Что не волновались каждый день родители.

Чтоб спокойней были за рулем водители!»

Введение

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально – экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах по-прежнему остается высоким.

Постоянное увеличение автомобильного парка, наряду с другими причинами, приводит к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием. Причинами смертей в результате ДТП являются многие факторы: это и плохие дороги, и плохие водительские умения, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, невнимательность и плохая культура поведения пешеходов и многие другие факторы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.

Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Сотрудники ГИБДД считают, что, несмотря на проводимую полицией совместно с Министерством образования работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, необходимо принимать дополнительные меры.

«Необходимо увеличение количества часов, посвященных основам безопасного поведения на улицах и дорогах в имеющихся учебных программах в школах и дошкольных учреждениях», — говорил А.В. Сироткин.

  Основная цель работы: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах

поселка.

   Задачи:

1 Предоставить дошкольникам начальное образование в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

2 Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3 Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.

4 Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5 Поддерживать у родителей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6 Использовать материально-технический потенциал ДОУ и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

     В ДОУ ведется систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей Правилам безопасного поведения на дорогах.

    Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного поведения на улице очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов.     Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принимает активное участие в работе районных методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений. На общих собраниях коллектива обсуждаем вопросы организации и планирования работы по обучению детей Правилам дорожного движения, проводятся консультации для воспитателей «Что должен знать воспитатель о ПДД».

    Основываясь на программу деятельности в ДОУ по формированию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах в учреждении, создана система работы по теме, которая включила в себя следующие компоненты:

- создание предметно-развивающей среды;

- работу с педагогами;

- работу с детьми;

- работу с родителями;

- связь с социумом.

1 Предметно-развивающая среда по ПДД в ДОУ.

Большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В методических кабинетах ДОУ собран различный материал по обучению детей ПДД: тематическая и методическая литература, подборка консультаций, рекомендаций, памяток для педагогов и родителей воспитанников, подборка: видео, мультимедийных презентаций; наглядные пособия, макеты, плакаты, развивающие игры, модели дорожных знаков и другие необходимые атрибуты.

В фойе ДОУ оформлены информационные стенды для педагогов и родителей по тематике ПДДТТ и БДД «Правила дорожного движения», «Для Вас родители» «Методическая работа». Помимо того, во всех возрастных группах оформлены информационные уголки для родителей, в которых размещены рекомендации, практические советы, перечень литературы, подборка загадок, стихов необходимых для чтения с детьми.

В каждом отделении оборудованы комнаты ОБЖ, которые оснащены техническими средствами: мультимедийными установками, магнитофонами. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы, которые помогают им закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни. В  Отделении 1 имеются стационарные модели светофоров, в Отделении 2 мобильный игровой перекресток с мягкими модулями транспортных средств, так же в этих помещениях имеются обучающие стенды, стойки с дорожными знаками, модели автотранспорта и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

 В группах оформлены красочные, мобильные уголки БДД, разнообразные настольные игры и игрушки. Оборудование в них носит развивающий характер, что позволяет сформировать у детей в игровой форме представления о БДД, овладеть различными мыслительными операциями.

На территориях ДОУ имеется зона ПДД (разметка дороги, пешеходного перехода, по необходимости расставляются дорожные знаки), все это помогает детям закрепить знания по ПДД.

2 Работа с педагогами.

   Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности - содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

     Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы: информационно - практические обучающие занятия, анкетирование, беседы на актуальные темы, педагогические советы, мастер - классы, например: «Добрая дорога детства» (с использованием нестандартного оборудования), конкурсы педагогического мастерства, тестирование, семинары практикумы, нормативно-правовые чтения, деловые игры, методические посиделки (исторический экскурс в развитие ПДД, фольклорная разминка, разгадывание кроссворда «Зеленый огонёк), где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола» на тему: «Использование разнообразных форм и методов работы при обучении ребенка – грамотного пешехода» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса по теме.

  Педагоги используют современные технологии в работе с детьми по ПДД. Старшими воспитателями ДОУ разработаны методические рекомендации по проведению практических мероприятий для привития детям навыков соблюдения правил дорожного движения; формирование у дошкольников безопасного поведения на дороге; оформление уголка по ПДД в группах ДОУ; оформление информационного уголка по БДД в группах ДОУ.

     В группах созданы долгосрочные проекты: «Повышение уровня умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения», «Использование дидактического материала в процессе ознакомления детей с ПДД», «Основы здоровья и безопасности».

    Ежегодно проводится обзор новинок методической литературы по профилактике ПДД. В методических кабинетах подобран материал по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, который включает планирование, папки с дидактическим материалом, плакаты, иллюстративный материал для работы с детьми. Собрана подборка художественной детской литературы. Творческой группой ДОУ составлена картотека дидактических игр по дорожному движению, которая систематически пополняется и обновляется. В методическом кабинете ДОУ накоплен наглядный материал, используемый педагогами в работе с детьми, создан «Банк идей». Данная группа осуществляет поиск, изучение наиболее эффективных технологий и методик в области обучения правилам безопасного поведения на дороге.

В результате проделанной работы в ДОУ:

- создана соответствующая предметно-развивающая среда;

- используется проектный метод в воспитании детей;

- разработаны авторские пособия для детей

- педагоги активно участвуют в тематических конкурсах различных уровней и становятся победителями.

   Для расширения и углубления теоретических знаний, совершенствования имеющихся и приобретения новых профессиональных навыков и умений в ДОУ проводится целенаправленная работа по самообразованию. Наши педагоги работают в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД, где дают рекомендации по организации работы в рамках пропаганды ПДД.

3 Работа с детьми.

Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделена на несколько этапов.

Первый этап — это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика проводится в каждой возрастной подгруппе, она помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения.

Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап - формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.

Четвёртый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

    В годовом плане ДОУ разработан тематический план. Определены задачи и формы работы с детьми, которые ежегодно пересматриваются, дополняются новыми.

    Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, осуществляется при соблюдении основных принципов:

  • последовательности;
  • наглядности;
  • принцип деятельности;
  • интеграции;
  • дифференцированного подхода;
  • преемственности.

    При изучении дошкольниками ПДД учитываем три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой поселка:

Ребенок - пешеход;

Ребёнок- пассажир;

Ребёнок - водитель детских транспортных средств.

    Работу по ПДД проводим планово, постоянно с учётом возрастных особенностей детей. Охватываем все виды деятельности, чтобы полученные

«теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами ДОУ.

    Педагоги используют разные формы проведения образовательной деятельности:

образовательная деятельность - путешествие;

образовательная деятельность - соревнование;

театральная образовательная деятельность;

образовательная деятельность с элементами КВН;

образовательная деятельность - игра;

образовательная деятельность - защита проекта.

     Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и творчество. Каждая образовательная деятельность содержит как познавательный, так и занимательный материал. Воспитатели ДОУ при реализации задач используют личностно-ориентированные технологии: темы, ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.

   При проведении используются словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия), наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций), исследовательские и практические. После проведения образовательной деятельности по ПДД, для закрепления материала в ДОУ организуется работа в зоне практической деятельности по ПДД, на спортивной площадке.

Основной формой обучения является игровая деятельность. По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД классифицировали на:

  • игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;
  • игры, формирующие представления о знаках дорожного движения;
  • игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах поведения;
  • комплексные игры
  • занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех игр.

    Система дидактических игр, созданная в ДОУ, включает игры, формирующие у детей представления: о труде взрослых (регулировщиков, дорожных рабочих и т.д.); о транспортных средствах и других механизмах, помогающих людям в их жизни и труде; о знаковой системе, разработанной людьми для безопасности дорожного движения.

   В процесс познания включены театрализованные, сюжетно-ролевые игры. Ребята с интересом играют во все игры по дорожному движению, которые оформили педагоги: «Найди свою машину», «Лото», «Дорожные знаки», «Одень регулировщика» и другие. В утренние и вечерние часы ребята с удовольствием рассматривают сделанные вместе с воспитателями альбомы: «Про лесных зверюшек, которые не знали правил движения», «Так - не так», «Осторожно - улица».

   Для лучшего усвоения нового материала используем приёмы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекрёсток. В ДОУ проводятся занятия на автоплощадке, где дети имеют возможность закрепить полученные знания.

   Практика работы доказала эффективность использования проектного метода в обучении, воспитании дошкольников.

    Ярким примером интегративного взаимодействия всех участников образовательного процесса стали проекты «Мой любимый поселок», «Дорожная азбука». Традиционными, интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.

     Традиционно в детском саду проводятся конкурсы для детей старшего дошкольного возраста «Дорожный марафон», игра «Правила движенья - достойны уважения...». Ежегодно в учреждении проводятся развлечения по ПДД: «Красный, жёлтый, зелёный,», «Путешествие по городу дорожных знаков», «Уважайте светофор», «Школа светофора», «Путешествие в страну Светофорию», «Знатоки правил дорожного движения» и т.д. На них дети закрепляют полученные представления, упражняются в разных видах деятельности, осуществляют творческую самореализацию в различных конкурсах.

    В рамках недели по ПДД, месячника Всероссийских целевых профилактических мероприятий «Внимание - дети!» в ДОУ проводятся конкурсы, развлечения, викторины, где прослеживается работа с родителями, детьми и педагогами дошкольного учреждения. В прошлом году проведено 2 акции по ПДД, с распространением агитационных листовок среди родителей и автомобилистов. Традиционным в нашем детском саду стал конкурс рисунков «Будь внимателен на дороге».

   Одной из форм просвещения всех участников образовательного процесса является презентации. Творческая группа педагогов разработала презентации по закреплению и проверке знаний по правилам дорожного движения для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп и для родителей воспитанников. В презентациях материал предлагается в соответствии с возрастом, использованы: художественное слово, иллюстрации, проблемные ситуации, кроссворды, а в подготовительной к школе группе презентация предполагает сочетание заданий с индивидуальной работой на листе бумаги (подготовка руки к письму). Красочное и яркое оформление слайдов способствует прочному усвоению материала.

    Необходимость отслеживания результатов работы по обучению ПДД не вызывает сомнений. Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знания правил дорожного движения, нами используются тестовые задания. В дошкольном возрасте мышление ребенка наглядно-образное, поэтому содержание тестов представляют собой наглядно отображенный вопрос (назови..., скажи...) или задание (расставь..., раскрась...), которые предлагаются ребенку индивидуально.

  Это в значительной мере увеличивает затрачиваемое на диагностику время, однако позволяет получить более точные результаты. По итогам тестирования заполняется диагностическая таблица, которая наглядно отражает результативность работы по обучению детей ПДД.

   Анализ ежегодного мониторинга выявил положительную динамику в сформированных представлений по ПДД у детей дошкольного возраста.

    Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения ежегодно увеличивается, сформированносгь осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения повышается.

    Для распространения опыта по обучению детей ПДД в нашем детском саду были проведены: музыкально-спортивное развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»; развлечения «В стране дорожных знаков»; КВН в подготовительной группе «Красный, желтый, зеленый»; досуг на улице «Путешествие в страну Светофорию»; спортивное развлечения «Школа пешеходных наук», викторины «Правила дорожного движения достойны уважения», «Знатоки правил дорожного движения».

4 Работа с родителями.

  Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Родители — основные заинтересованные лица в профилактике ДДТТ и главные помощники педагогов. Стараемся строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения. С этой целью используем наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями.

     Формы работы с семьёй, используемые в ДОУ, предполагают активное включение родителей в образовательный процесс. Сотрудничество с родителями проводится в оригинальной и нестандартной форме: родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых»; беседы и консультации для родителей «Безопасность детей - забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной» «Безопасность детей в период зимних каникул», «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей»; традиционным стал конкурс семейных проектов: «Безопасные дороги детям», с целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно - развивающей среды дома и детского сада; информационные тематические буклеты «Для чего нужны правила дорожного движения и что они из себя представляют», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» «Обучение детей ПДД», «Воспитываем грамотного пешехода»; «Семейный мастер - класс», который позволяет познакомить родителей с игровыми технологиями по ПДД, обменяться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

   Воспитатели систематически организуют выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по данной теме в сотворчестве с родителями.

    В рамках обратной связи с родителями изучаем семейный опыт по обучению дошкольников безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в холле ДОУ оформлен информационный стенд для родителей «Для вас родители» с целью пропаганды безопасности на дорогах, необходимостью изучения дошкольниками ПДД и соблюдения родителями ПДД, где размещен материал в виде консультаций, памяток, рекомендаций, буклетов по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, по профилактике ДДТТ. А также размещена схема безопасного подхода к ДОУ.

   Совместная работа ДОУ и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и, находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участии родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др).

   Принципиальным для нас является участие родителей в подготовке и проведении мероприятий. Родителей приглашаем на развлечения по ПДД.

   Проводим анкетирование родителей их отношения к изучению правил дорожного движения с детьми.

   Задача педагогов - максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

5 Связь с социумом.

   За годы функционирования у нас сложились тесные взаимоотношения с МОБУ «СОШ № 5», библиотекой, школой искусств, ОГИБДД по Бурейскому району. Мы не только решаем вопросы преемственности ДОУ и школы, наши выпускники приходят на специально организованные мероприятия, проводят с дошкольниками беседы о правилах дорожного движения, о том, как они ходят в школу, какие опасности им встречаются на дороге, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

   Организована работа в социальных сетях: ДОУ ведет страничку в Инстаграм, где размещается различная информация о деятельности в ДОО, а также о ПДДТТ и БДД для родителей и детей, публикуют практический материал об «Организации работы по изучению ПДД и ПДДТТ в детском саду».

    Подводя итоги нашей работы можно отметить, что дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, так как имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим

школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

    Результатом работы ДОУ является отсутствие фактов ДДТТ среди детей, посещающих наше ДОУ, а также повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.

   Каждый год к нам ДОУ приходят маленькие жители поселка, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к обучению ПДД у воспитанников и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Программное содержание:* обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;* довести до сознания детей, к чему может при...

Конспект совместного мероприятия с родителями и воспитанниками младшей группы и старшей группы «Азбука дорожного движения (Правила дорожного движения)».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных прав...

Конспект по безопасности дорожного движения «Правила дорожного движения - закон!» (для детей 5-6 лет)

Данный конспект предназначен для детей 5-6 лет по безопасности дорожного движения. Цель конспекта - развиватие представление детей о транспорте и о правилах дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).

 Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....

коллаж проведения мероприятия совместно с средней школой №5 по правилам дорожного движения "Азбука дорожного движения"

Мероприятие проходило на территории детского сада.Гости из средней школы №5.проводили с ребятами викторины по правилам дорожного движения и школьники катали наших детей на машинках, по импровизированн...

ПРОЕКТ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ««Азбуку дорожную малышам знать положено»

Сформировать знания  детей об элементарных правилах дорожного движения....