Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему "История Белгородчины"
план-конспект занятия (старшая группа)

У детей формируются представления об истории Белгородской области, ее природных богатствах,о ремеслах, о мужестве и славе ее народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_istoriya_belgorodchiny.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему

«История Белгородчины»

Выполнила воспитатель Пронина О.В.

г. Старый Оскол

Цель: Формировать у детей представление об истории Белгородской области.

Программное содержание

ОО Познавательное развитие.

1. Формировать представления детей о природных богатствах Белгородской области.

2. Познакомить детей с «Дорогой Мужества», о мужестве и славе нашего народа.

3. Формировать представления детей о ремеслах.

4. Закрепить знания детей о старооскольской игрушке.

5. Закрепить представления о свойствах мела и глины.

ОО Речевое развитие

6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.

#1056;азвивать речевую активность.

ОО Социально-коммуникативное развитие

#1042;оспитывать чувство гордости за свой край, интерес к истории малой родины.

9. Развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: Экскурсии, беседы, рассматривание иллюстраций и презентаций об истории Белгородской области, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, народных игр, пословиц.

Материал: Куклы Белогор и Белогорочка, карта Белгородской области, ноутбук, слайды с изображением железной дороги «Старый Оскол-Ржава», меловыми горами, залежами глин, мельниц; игрушки (дымковские, каргопольские, филимоновские, старооскольские), разрезные картинки мельниц, иллюстрации глиняной посуды, хлебобулочных изделий, кусочек мела и глины.

Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель предлагает подойти детям к карте Белгородской области.

В-ель. Ребята, в какой области мы с вами живем?

Дети. В Белгородской.

В-ель. В каком городе Белгородской области?

Дети. В Старом Осколе.

В-ель. Ребята, к нам в гости пришли народные куклы Белгородской области Белогор и Белогорочка. Они, как и мы, живут в этой области, и хотят проверить, что вы знаете о нашей Белгородской области, ее истории. Для этого они приглашают нас в путешествие по нашей области.

В-ель. Отправимся мы с вами на поезде.

Дети становятся друг за другом

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят

В-ель. Мы с вами проезжаем по железной дороге Старый Оскол-Ржава.

Воспитатель показывает слайд с изображением дороги Старый Оскол-Ржава.

В-ель. Что это за дорога?

Дети. Это «Дорога мужества».

В-ель. Когда она была построена?

Дети. Во время Великой Отечественной войны.

В-ель. «Дорога Мужества» – это название железной дороги Старый Оскол – Ржава, построенной в очень короткий срок во время войны. Строительство железной дороги было настоящим трудовым подвигом нашего народа. Она была построена в течении двух месяцев. Люди выполнили огромную работу: создали насыпь, построили мосты, уложили железнодорожное полотно. Во время постройки дороги было задействовано большое количество людей. За это и назвали ее «Дорога Мужества».

В-ель. Наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали к меловым горам Белгородской области.

Воспитатель показывает слайд с изображением меловых гор Белгородской области.

В-ель. Благодаря какому полезному ископаемому получил название город Белгород?

Дети. Мел.

Воспитатель показывает кусок мела. Предлагает провести небольшой опыт: мел растворить в воде.

В-ель. Что происходит с мелом?

Дети. Мел не растворяется в воде.

В-ель. Какие еще качества есть у мела?

Дети. Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая.

В-ель. Где применяется мел?

Дети. Мел применяется для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов. Мел используется для письма на досках в школах.

В-ель. Наше путешествие продолжается. Мы с вами приехали на станцию, где находятся залежи глин.

Воспитатель показывает слайд с залежами глин.

В-ель. Вокруг города Старый Оскол располагались многочисленные залежи глин. Какой промысел был самым древним?

Дети. Гончарный промысел.

В-ель. Как называлось ремесло человека, который занимался изготовлением посуды из глины?

Дети. Гончар.

В-ель. Что делали из глины?

Дети. Игрушки, миски, кувшины.

Воспитатель предлагает рассмотреть кусок глины.

В-ель. Какие свойства глины вы знаете?

Дети. Глина – это горная порода, в сухом состоянии это мелкая пыль, а влажная глина -вязкая и пластичная.

В-ель. Как называлась игрушка, которую делали в Старом Осколе?

Дети. Старооскольская игрушка.

В-ель. Назовите старооскольские игрушки.

Дети. Свистульки и фигурки: коники, бараны, медведи, всадники, барыни, няни.

В-ель. Занимались этим ремеслом женщины и дети: лепили и расписывали игрушки после обжига в печах (горнах). Старооскольскую игрушку легко отличить от других – она не чем не красится, не глазуруется. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера.

Дидактическая игра «Угадай старооскольскую игрушку». На столе расставлены разные народные игрушки: каргопольская, дымковская, филимоновская, старооскольская. Дети называют и выбирают старооскольскую игрушку.

В-ель. Наше путешествие продолжается, мы прибыли на станцию, угадайте, как она называется?

Машет крыльями — не птица.

Любит только ветер.
Крутит жернова девица
Целый день и вечер
И мукою славится
Девица — красавица.
Девица — умелица.
Ветряная …
(Мельница)

Воспитатель показывает слайд, на котором изображена мельница.

В-ель. Что такое мельница?

Дети. Место, куда свозили зерно для помола. В мельнице размалывали различные зёрна, например, пшеницу, для того, чтоб получить муку, или мелкий корм для животных.

В-ель. Когда человек хотел получить муку, он шел на мельницу, высыпал пшеницу в специальный контейнер, из которого зёрна подаются в небольшом количестве в жернова. Там они размалывались на мелкие кусочки, которые очищались и просеивались. В конце получалась чистая белая мука.

В-ель. Что делают из муки?

Дети. Пекут хлеб, пироги, булки и т.д.

В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался помолом зерна? Отгадайте загадку.

Послезавтра, в понедельник,

Смелет всё зерно нам ...

Дети. Мельник.

В-ель. Мельник — это ремесленник, деятельность которого напрямую связана с производством муки.

В-ель. Какие мельницы вы знаете?

Дети. Ветряные и водяные.

Дидактическая игра «Собери мельницу». На столе разложены части картинок с изображением мельниц. Дети из частей собирают разные виды мельниц.

В-ель. Какие мельницы у вас получились?

Дети. Ветряная и водная.

В-ель. Нам пора отправляться в детский сад.

Дети становятся и поезд отправляется.

В-ель. Наше путешествие подошло к концу. Белогор и Белогорочка хотят сказать, что вы хорошо знаете историю Белгородчины. Давайте в конце нашего путешествия прочитаем стихотворение о нашем крае.

Ребенок читает стихотворение.

«Мой славный край: Белгородчина». Автор: Надежда Жаркова

Стройные сосны в песке;

Рвом разрезанный косогор.

Белокаменный храм на холме

И цветущих полей простор.

И летящий малиновый звон

Над поселками, городами –

Это мой край родной!

Белгородчина золотая!

В-ель. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...