Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по петербурговедению «Петергофская сказка, или фонтанная история форсунки»
план-конспект занятия

Ирина Ивановна Хоружая

Фея Времени и ее подружка Капелька рассказывают детям об истории создания фонтанов в Петергофе. Раскрывается секрет фонтанного водовода и понятие форсунки - маленькой трубочки, которая создает красоту фонтанной струи.

Занятие сопровождается чтением книги о Петергофе "Петергоф.Рассказы старого дворецкого" Е.Я.Кальницкой, синквейном , рисованием в технике эбру - фонтанов (красками на воде).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в подготовительной группе по петербурговедению

 «Петергофская сказка, или фонтанная история форсунки»

Тема: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников при знакомстве с экспонатами мини-музея ДОУ»

Подготовила воспитатель:

Хоружая И.И.

Санкт-Петербург

2023 г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология, технология экспериментирования, технология развития и формирования изобразительных способностей, технология развития мелкой моторики пальцев рук.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, дидактические игры «Капелька», подвижные игры «Море волнуется»), наглядный (карта путешествия, иллюстрации, фотографии, презентация), экспериментальной деятельности (наглядные методы, практические методы); словесные методы (беседа, загадки, синквейн, метод игрового проблемного обучения, мнемотехника), художественно-эстетический (эбру).

Планируемый результат: формирование знаний о предметах старины, связанных с эпохой Петра I, основанием города Петергофа; совершенствование коммуникативных навыков; формировать умение детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

Рекомендации для педагогов: использовать конспект в совместной деятельности педагога с детьми в НОД, в культурных практиках, экспериментировании.

Цель: расширить представления детей о фонтанах, фонтанном водоводе, устройстве фонтанов; познакомить с историей «форсунки» – историей одного предмета; развивать познавательную активность детей путем экспериментирования и изодеятельности; разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационных педагогических технологий.

Задачи:

Обучающие: 

- Актуализация и систематизация знаний детей о Петергофе (фонтанах).

- Познакомить детей с новыми приемами экспериментирования с водой, с новой техникой рисования на воде - эбру. 

- Расширить знания детей по истории и культуре родного края.

 Развивающие:

- Развивать внимание, коммуникативные навыки, память, обогатить словарь детей.

- Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

- Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

- Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать речевую активность детей.

Воспитывающие:

- Воспитывать гордость за историю своей страны.

- Воспитывать бережное отношение к историческим и культурным объектам.

- Воспитывать способность доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе.

-Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с городом Петергофом, его историей, рассматривание изображений с видами Петергофа.

Оборудование: книга Е. Я. Кальницкой «Петергоф. Рассказы старого дворецкого», карта «Сказочного путешествия», фотографии фонтанов, картинки с заданием, фонтан электрический, платок, карточки для «синквейна», развивающее пространство - «Чердак времени», «Волшебная лаборатория», столы для экспериментирования, пластиковые стакан, вода, форсунки, краски для рисования на воде, клей, пластмассовые вилочки, кисти, салфетки.

Ход НОД:

Фея Времени: Здравствуйте дети! Я Фея Времени, зовут меня Минутка. Мой папа Час, мама секунда, дедушка год, бабушка неделька, а дядюшка месяц. Прилетела я к вам из страны времени, которая находиться между стрелками циферблата часов и часовым механизмом, там за стеклом часов. Но не простых часов, а волшебных, которые показывают время на «Чердаке времени». Сегодня, я приготовила для вас, интересную сказку про наш любимый Петергоф. Вот и книжка моя волшебная!  Хотите узнать историю Петергофа? Слушайте внимательно!

Фея Времени держит в руках книгу, открывает первую страницу.

«Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.
Был характером крутой,
До работы заводной.
Сам дрова колол, рубил
И лентяев не любил.
Был в любом деле примером.
Овладел кузнечным делом.
В дальних странах видел флот,
Сам построил первый БОТ.
Времени не тратя даром,
Он издал Указ боярам:
«Я, Пётр Первый, царь Руси,
Приказываю строить Петергоф,

Средь фонтанов и садов!»
Первая страница сказки: Вот царь Петр и его жена Екатерина гуляют по Нижнему парку, остановились у дворца «Монплезир». (картинка в книжке)

Смотрите, конверт! А что в нем? Посмотрим!

Карта сказочного путешествия!

Разворачивают карту, рассматривают.

Чтоб узнать секреты Петергофа нам необходимо переместиться на «Чердак времени». Повторяйте за мной волшебные слова и следуйте по карте! Идут на чердак времени, проговаривая «Тик-так-тик-так».

Фея Времени: Мы пришли на «Чердак времени»! Давайте включим мои часики! Тик-так-тик-так! Откроем окно, чтобы волшебство из сказки к нам пришло!

Вторая страница сказки: Наша сказка открывается для новых заданий! На следующей странице красивые дамы и кавалер. А стоят наши герои у Большого дворца, у самого главного фонтана Петергофа! Как называется самый большой, самый красивый, самый главный фонтан у Большого дворца? («Самсон»)

На «Чердаке времени» живут Котик-ученый, идет направо песенку поет, идет на лево сказку говорит и вопросы задает. Вот у котика загадка для вас: «Он к себе не подпускает! Всех водою обливает! Брызгами он радует! Светится, как радуга! Любознательные детки, ищут там на дне монетки! Весь он, как открытый кран! Называется…» (Фонтан)

 А «Паучок-чердобряк», что-то охраняет! Под платком электрический фонтан. Фея Времени его включает.

Фея Времени: Ох, какая красота! Взмах волшебной палочкой и фонтан заработал!

Придумайте пожалуйста предложения о фонтане, используя «синквейн»!

  1. Фонтан. Предмет.
  2. Водный, веселый. (Украшенный камнями, скульптурой, водными струями и капельками.) Какой предмет.
  3. Гулять, играть, отдыхать. (Играть с водой в фонтане. Бросать монетки в фонтан) Что мы делаем с этим предметом (или рядом с ним).
  4. Купаться в фонтане. ( Фотографировать фонтан. Восхищаться красотой фонтана.) Мое отношение к предмету.
  5. Каникулы! (Лето! Нижний парк Петергофа!») Общее слово.

Фея Времени: Молодцы! Все рассказали! Следующее задание из нашей сказки! Что нужно для того, чтобы получился фонтан? Скульптура, капелька = фонтан? Чего-то не хватает!

Третья и четвертая страница: А вот и следующая страница нашей сказки. Это бал в Большом дворце. Красивые дамы и кавалеры танцуют, а потом идут гулять на фонтаны! Перед нами Римский фонтан, царь Петр и царица, слушают музыку. Из книжки вылетает Капелька.

Капелька: Здравствуйте ребята! Я веселая Капелька из петергофской сказки! Прилетела к вам, чтобы раскрыть секрет фонтанчика!

Фея Времени и дети: Ты знаешь секрет?

Капелька: Да! Именно так! Посмотрите пожалуйста на фонтанчик! Из каких частей он состоит? Называйте!

Дети: Домик, деревья, водичка, колесико…

Капелька: Показывает на металлическую трубочку. А это знаете что? Что за предмет?

Правда, совсем необычный! Хотите узнать историю этого предмета? Следуйте за мной по сказочной карте! Смотрите карта показывает, куда мы идем?

Дети: В музей!

Дети вместе с Капелькой перемещаются в музей, рассаживаются на стульчики, смотрят видеоролик.

Видеоролик «История одного фонтана, или история форсунки»

Фея Времени: Спасибо, Капелька! Рассказала нам фонтанную историю о маленькой трубочке - форсунке. Мы теперь все знаем, что такое фонтан, и из чего он состоит!  Посмотрим на карту, куда мы двигаемся дальше?

Дети: В «Волшебную лабораторию!»

Фея Времени, дети, Капелька спускаются по лестнице вниз, заходят в лабораторию.

Фея Времени: Мы пришли в волшебную лабораторию! Здесь необходимо соблюдать правила безопасности, о которых я вам рассказывала! Помните?

Дети: Да!

Капелька: Как здесь интересно! Давайте поиграем!

Дети: Да!

Капелька: Хочу с вами поиграть, и опыт научный показать, но только, если вы ответите на мои вопросы. Петергоф стоит на берегу чего? (Финского залива) А частью какого моря является Финский залив? (Балтийского) Молодцы на вопросы мои ответили! 

Приглашаю поиграть со мной в игру - «Море волнуется» (2-3 раза играют)

Фея Времени: Капелька - моя волшебная помощница, она состоит из воды! А в капельке воды, как говорится, отражается весь мир! А в нашей Капельке отражаются фонтаны, дворцы, мы с вами, и вся красота окружающего нас мира! Давайте украсим нашу Капельку – разместим на ее поверхности фонтаны, которые вы изображали!  Дети приклеивают на поверхность Капельки заламинированные картинки. А кто же приказал создать всю эту красоту? Дети приклеивают на шапочку Капельки - царя Петра I.

Капелька: Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Фея Времени: Много вы фонтанов знаете! Задумайтесь, ребята! Ведь во многих странах мира есть парки с фонтанами, но такого фонтанного комплекса как в Петергофе, не смог создать никто! Чувство гордости за Россию и родной Петергоф возникает при мысли, что только русские мастера под руководством Петра Великого смогли создать такой уникальный водовод, который действует до сих пор, вот уже более трёхсот лет!  

Капелька: Сейчас я вам открою самый главный секрет петергофских фонтанов! Изобретателям, и конечно Петру I, удалось пустить воду к петергофским фонтанам самотеком, по специально проложенным трубам, по которым водичка течёт сама. Чтобы всем стало понятно проведем эксперимент!

Опыт «Система сообщающихся сосудов. Волшебство форсунки.»

Фея Времени: «Вверх вода идёт, не вниз — Вот такой её каприз. Вниз потом обрушит мощь. В общем, странный этот дождь. С шумом брызги рассыпает, Свежестью в жару ласкает…»

Смотрите, у меня два стакана с водой. Первый стакан – это «Ропшинские высоты», где большие запасы воды, второй стакан – «фонтан в Нижнем парке, в Петергофе»! Обратите внимание, что происходит, если бутылка и стакан находятся на одном уровне? Чем выше вы поднимаете стакан с водой, тем сильнее бьет струя фонтана! Это закон сообщающихся сосудов. Научный закон, благодаря которому и работают фонтаны в Петергофе!  

Капелька: Ой, ребята! Сколько у нас воды собралось в чаше фонтана! Мои сёстры – капельки попросили меня вам сказать, что хотят стать разноцветными! Фея Времени, ты поможешь моим сестрёнкам?

Фея Времени: Да! Вот волшебные краски, которыми можно рисовать на воде! Настоящее чудо рисовать на воде! Расскажу вам как правильно это сделать!

Мы с вами много знаем о свойствах воды. А что происходит с сахаром, если его бросить в воду? Конечно, он раствориться. Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? 

Дети: (нет) 

Фея Времени: А почему?

Дети: Краски растворяются в воде.

Фея Времени: Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? 

Дети: Густой! 

Фея Времени: Вы правы ее нужно загустить. Способы рисования на воде – техники эбру. Причем очень древняя техника рисования. Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такой рисунок может получиться. (показ рисунка) 

Чтобы узнать какой загуститель мы будем использовать в работе, нужно отгадать загадку: «Я предмет ведь очень важный, чтобы сделать куб бумажный. Самолет, картонный дом, аппликацию в альбом. Ты меня не пожалей, я липучий, вязкий». 

Дети: Клей!

Фея Времени: Да ребята, именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски!

 Давайте попробуем все вместе порисовать на воде:

  1. Возьмите баночку с клеем, перелейте его в тарелочку с водой.
  2.  Теперь возьмите вилочку и тихонечко размешайте.
  3. Теперь, когда мы приготовили основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, сделаем несколько разноцветных капель.
  4. Теперь берем вилочки «расчесываем» краску.
  5. А теперь возьмем бумагу, она лежит у вас на столе. Прицепим в прищепку, опускаем ее в наш волшебный раствор.
  6. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.

Дети экспериментируют самостоятельно. Фея Времени проходит по группе и помогает тем, у кого трудности.

Фея Времени и Капелька: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились. А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы! Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:"Сказки А. С. Пушкина" в подготовительной группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Сказки А. С. Пушкина"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста «В гостях у сказки Репка» с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; уточнять представления...

Конспект непрерывной образовательной деятельности подготовительной группы (6-7 лет) комбинированной направленности для детей с ТНР образовательная область: ФЭМП (математика) Тема «Готовимся к школе».

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».

- закрепить  представления  о природных и  погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить  и  активизировать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: развитие речи Тема недели: «Первый снег. Заучивание стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Образовательная область: речевое развитие Интегрирование областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с новым стихотворением...