"Богатство нашего края"
план-конспект занятия (средняя группа)

Гаськова Кира Александровна

Открытое занятие в средней группе по национально-региональному компоненту (Республика Бурятия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._bogatstvo_nashego_kraya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней группе «Богатство нашего края»

Цель занятия: Познакомить с богатствами нашего района, воспитывать бережное отношение к природе; учить работать коллективно.

Задачи занятия:

Образовательные:
- расширять знания детей о жизни диких животных, птиц, рыб;
- закрепить представления детей о растительном и животном мире родного края.
Развивающие:
- развивать художественное восприятие и воображение детей - развивать у детей речевую активность и познавательный интерес;
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину;
- воспитывать бережное отношение к родной природе и ее обитателям.

Ход занятия:

Восп: Ребята скажите, как называется наша страна? (Ответ детей).

А как называется наша республика? (Ответ детей).

Восп: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать, чем богата наша Бурятия. А что бы понять, куда нам отправиться давайте послушаем гимн Бурятии.

Прослушивание гимна.

Восп: Ребята о чем поется в гимне? (Ответы детей). Какая она, наша Бурятия? (Ответы детей). Значит, ребята нам нужно отправится в тайгу, к озеру и в степь. А путешествовать мы с вами будем на ковре – самолете. Занимайте места.

Звучит музыка «Ковер-самолет»

Восп: Ребята сейчас мы с вами пролетаем над тайгой.

Ребята скажите а что такое тайга? (Ответы детей).

Чем же богата наша тайга? Вот послушайте загадку:  

Он растёт у нас в Сибири, самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти любят взрослые и дети. (Кедр)

Рассказ о кедре.

Это могучее хвойное дерево растёт на диких территориях. Густые ветви хвойных деревьев дарят лесу темноту и таинственность, очарование. Во все времена года в кедровнике царит особый аромат (запах хвои).  Они вырастают до 50 м в высоту. В июне на кедре созревают шишки, которые являются пищей для многих животных. Также и люди собирают кедровые шишки.

А какие еще  деревья растут в тайге нашего края (сосна, ель,  лиственница, пихта)

Показ картинок с деревьями

Восп: Что еще растет  в наших лесах?

Кустарники. Какие кустарники растут в наших лесах (багульник, шиповник, лесная смородина, боярышник и др.)

Показ картинок с кустарниками.

Восп: Что еще растет в лесу? (ягоды, грибы, мхи).

Какие грибы вы знаете? Какие ягоды которые растут в лесу вы знаете?

В Бурятии существует красная книга. В эту книгу заносят те растения или животные которых становится мало или которые на грани исчезновения. Вот, например в красноную книгу занесена «Голубая ель».

Восп: Ребята, а кто же обитает в тайге? (Ответы детей). Правильно это дикие животные, птицы, насекомые (медведь, лиса, волк, заяц, лось, олень, белка).

Рассказ о соболе. Показ чучела.  Соболь считается наземным животным, хотя, как обитатель тайги, животное прекрасно лазает по деревьям. Соболь животное всеядное, питается белковой и растительной пищей. Он хищник, поэтому его рацион состоит из: птиц, маленьких бурундуков и зайчиков. Из растительных добавок он ест кедровые орешки, ягоды – голубику, бруснику, рябину, шиповник, смородину. Шерсть зимой очень плотная, пушистая даже на лапах, подушечках и когтях, летом линяет, и зверь становится некрасивым. Соболь занесен в красную книгу.

А еще ребята в наших лесах обитают олени, лоси.

Малоподвижная игра «Прыгает – не прыгает»

Дети встают в круг. Воспитатель называет животных и предметы, которые «прыгают и не прыгают». Если воспитатель назвал то, что прыгает, тогда дети прыгают на месте, а если воспитатель назвал то что не прыгает, тогда никаких движений делать не надо, например: Мяч, заяц, белка – прыгают, машина, дом, лиса – не прыгают.          

Восп: занимаем свои места, сейчас мы с вами отправимся к озеру. Как называется главное озеро Бурятии? «Озеро Байкал».

Звучит музыка «Ковер-самолет»

Давайте вспомним, каких рыб мы с вами знаем? (ответы детей).

Омуль, окунь, сорога, елец, хариус – эти рыбы ребята промысловые, то есть их можно есть, а еще в Байкале водятся не промысловые рыбы те которые мы с вами не можем есть. Это бычки широколобки и голомянки.

Показ голомянки.

Голомянка это рыба не имеет чешуи или других жестких покровов, поэтому крупные особи белесого цвета, а мелкие почти прозрачные. Эти рыбы живут на дне Байкала там где холодная вода.

А в красную книгу занесен Байкальский осетр. Осетр – самая крупная рыба Байкала, а также самая древняя. Может быть как светло-песчаным, так и тёмно-коричневым, и даже сероватым. Спина темнее, чем бока. Брюшко светлое и более плоское.  Перед ртом на нижней поверхности головы расположены 4 округлых усика без бахромы. У осетра нет скелета у него есть только хрящики(мягкие косточки).

Кем еще богат наш Байкал? Отгадайте загадку:

Байкальский зверек

Снегов не боится,

За рыбой под лёд

На глубину мчится.

Поймает рыбёшку

И деткам несёт,

От голода деток

Рыбка спасёт.

А глазки ее

Красивы, печальны

О чём же грустит

Этот милый зверёк? (нерпа)

Восп: Ну что ребята продолжаем путешествие. Теперь мы с вами отправляемся в степь.

Звучит музыка «Ковер-самолет»

Кто же обитает в степях Бурятии? Это: суслики, тушканчики, куропатки, дрофы.

Дрофа, эта птица занесена в красную книгу Бурятии. Это крупная птица, которая при опасности не улетает, а убегает. Узнать дрофу несложно по широким крыльям, длинному хвосту с округлой формой на конце. Пестрое оперение включает оттенки бурого, серого, белого, черного цветов.

Также в степях встречаются кустарники облепихи, черемухи и разные травы.

Например полынь, богородская трава, подорожник, чистотел. Многие из этих трав являются лекарственными, то есть используются человеком для лечения. Чистотелом лечат заболевания кожи, подорожник используют для заживления ран, соком подорожника лечат желудок.

Рефлексация: Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие? А что вам понравилось больше всего? Куда мы с вами путешествовали? Что нового узнали? (ответы детей)


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Образовательный проект "Ладожское озеро-богатство нашего края"

Цель проекта: сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: «Богатство нашего края» .

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности ( деятельность построена на ос...

Презентация к занятию «Богатство нашего края»

Ценность данной работы заключается в том, что  используя  эту презентацию, у детей развивается познавательный интерес; формируются представление о злаковых культурах, последовательность выра...

Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"

Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....

"Богатства нашего края" полезные ископаемы Иркутской области

календарно - тематическое планирование полезные ископаемые иркутской области старший возраст...