Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе " Лес- богатство нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
занятие для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_15.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию подготовительной группы «Лес – богатство нашего края» Цель образовательной деятельности: уточнение представлений детей о значении леса в жизни людей. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес. Оборудование: картинки деревьев, картинка этажности леса, животных (волк, лиса, медведь, белка, волк), деревянные изделия, картинки правил поведения в лесу. Ход занятия 1. Игровая ситуация Дети, сегодня я получила от Лесного Гномика письмо, в котором он написал, что ему очень нужна помощь ребят, и он просит их срочно приехать в лес). Ребята, я думаю, нам надо отправиться в лес, что бы помочь Лесному Гномику. Скажите, а кто из вас был в лесу, и какие правила поведения в природе вы знаете? (рассказы детей по картинкам) Так куда мы отправимся? ( в лес) 2. Основная часть А) первая станция «Деревья» В. А что такое лес? Д. Лес, это когда много деревьев. А какие деревья вы помните и знаете? Д. Береза, сосна, ель, тополь, рябина, клен, дуб. (По мере ответов вывешиваются картинки деревьев. ) И обговариваются название лесов. (Березняк, бор, ельник, дубрава) . А как вы думаете, почему листья с деревьев опадают? В — В холодное время года, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. У основания черешков появляется отделительный слой, листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. С приходом весны корни начинают добывать воду из оттаявшей почвы, и у растения отрастают новые листья. А у елки и листики совсем узкие- иголочки и корень длиннее. Вот она и остается зеленой всю зиму. Расположите картинке на 2 группы? По какому признаку вы это сделали? Д — У одних деревьев есть листья, у других – иголки. В. Правильно. А как называется лес, в котором растут только деревья с листьями? (Лиственным. )Давайте повторим все вместе. В А лес, в котором растут деревья с иголками или хвоей, называется хвойным. Бывает и смешанный лес. Какие деревья там растут? Д. Все, с листьями и с иголками. Игра: Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру. Если я назову лиственное дерево, то вы поднимите ручки и покажете мне ладошки, а если я назову хвойное дерево, то вы растопырите пальчики и покажете мне иголочки-пальчики. (береза, сосна, дуб, каштан, тополь, рябина, ель, клен, лиственница) Молодцы. А теперь мы переходим на следующую станцию. 1,2, 3, повернись на следующей станции очутись. Б) Вторая станция «Обитатели леса» Вот мы с вами говорили про лес. А лес, это дом для живых организмов, и у него как и у многоэтажного дома есть тоже этажи 3 этаж – деревья такие, как сосна. 2 этаж – кустарник и низкорослые деревья. 1 этаж — трава, мхи. Подвал – в нем находятся корни. А поскольку лес — это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. Кто может обитать в подвале? Подвал Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и , Земляные черви, они рыхлят землю 1 этаж На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. 2 этаж Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их- з этаж Совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов. (предлагаю заселить этажи) Сейчас мы с вами поговорим как животные готовятся к зиме. Как заяц готовится к зиме? ( меняет шубку) Да, он меняет шубку, но не сразу, а постепенно, чтобы лиса его не нашла. А где он живет зимой? Он роет ямку и спит в снегу. Ест кору и выкапывает корни деревьев. Воспитатель: Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей) Воспитатель: Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу. Воспитатель : Расскажите, как подготавливается к зиме медведь. (ответы детей.) Осенью медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед, рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи. Как готовятся к зиме белки? Делают запасы на зиму и меняют шубку. Как готовятся к зиме волки? Их шерсть становится гуще и длиннее, поскольку зимой они не впадают в спячку. Большинство мелких травоядных зимой спит, поэтому волкам приходится охотиться на крупных. Для этого они собираются в стаи. . Физкультминутка. Молодцы. А теперь Мы переходим к следующей станции. Мы идем лесной дорогой, интересного тут много По тропинке мы пойдем, чудеса в лесу кругом Вот растет под елкой гриб, рябинка пламенем горит Белка скачет скок, поскок и орехи щелк да щелк Тихо, тихо не шумите и природу берегите В) третья станция «Лес и человек» Посмотрите на стол. Что тут есть? ( дети называют предметы из дерева) Что объединяет эти предметы? Они из дерева. Посмотрите, сколько всего нам дает лес. А что еще мы не назвали? Что еще нам дает лес? Дети :Свежий воздух, грибы, ягоды. Мы любуемся лесом. А как вы думаете, почему тут варежки? Они лишние? А вот и нет. Варежки совсем не лишние. Оказывается из хвои сосны можно вязать варежки. Сначала набирают иголок. И замачивают их в воде. Там они размягчаются и становятся темнее. Затем их складывают в мешок и много по ним бьют, чтобы те размягчились еще больше. Затем ниточки прядут и вяжут из них варежки или носки. А кто добывает древесину? Кто рубил лес? ( ЛЕСОРУБ) 4.Ребята, вы, наверное, устали? Давайте найдём красивую чистую полянку и немного отдохнём, а что это у нас тут в кустах? Ой-ёй-ёй, дети, посмотрите, что это тут такое? Дети: это- мусор (на вопрос воспитателя, откуда он в лесу появился, дети высказывают свои предположения, Воспитатель: что же нам теперь делать? И Лесной Гномик не оставил нам никакого задания. Может, найдём другую чистую полянку для отдыха? (подводит детей к самостоятельному решению о том, что нужно убрать мусор) Дети: давайте уберём этот мусор, чтобы в лесу было чисто. Воспитатель: дети, я очень горжусь вами, посмотрите, сколько мусора мы убрали и выбросим в специальный мусорный контейнер. Вы, как настоящие экологи любите и бережёте лес. Кто из вас знает, кто такие экологи? Воспитатель: есть такая очень благородная профессия – эколог. Он защищать и охранять природу. А что бы это правильно делать, надо изучать специальную науку, которая называется экология (во время беседы об экологии педагог делает вид, что заметил кого-то в лесу). - Ребята, а вот и Лесной Гномик к нам пришёл (персонаж здоровается с детьми и очень встревожено говорит, что некоторые совсем не знают как себя вести в лесу: одни топчут цветы, другие мусорят и обижают животных и птиц. А вот сейчас Гномик УВИДЕЛ, что на соседней полянке туристы оставили непогашенный костёр и может случиться беда) Воспитатель: какой беды боится Гномик, почему так переживает за лес? (дети: может быть пожар...). Правильно, а теперь представьте на минутку, что вы оказались в горящем лесу, что бы вы увидели? (дети: горят деревья, трава, цветы, животные спасаются бегством, но малыши-зверята бегают медленно и могут не успеть спастись…и погибнут, плакат «Сгоревший лес»). Воспитатель: а если бы вы увидели в лесу непотушенный костёр или дымящийся окурок, что бы вы сделали, как бы вы потушили огонь? (дети: нужно залить огонь водой или засыпать песком, или землёй). Но всё, же ребята, потушить пожар в лесу гораздо сложнее, чем предотвратить его, поэтому-нужно всегда тушить костёр, нельзя зажигать огонь в лесу без взрослых, во время сильного ветра, нельзя бить стекло. Воспитатель: к лесным богатствам нужно относиться ответственно и бережно. Ведь недаром говорится: «Лес – богатство и краса, береги свои леса». «Кто лес уважает, растения не обижает, зверятам - помогает, тот гостем желанным в лесу бывает». Тот настоящий друг леса В. Ребята, мы с вами молодцы. Все правила узнали. 5. Рефлексия, итог занятия Воспитатель: дети, давайте расскажем гномику, чему мы сегодня научились, что узнали в его лесу. Давайте на память украсим дерево добрыми пожеланиями, которые вы хотели бы оставить ( приклеивают картинки) - Ребята, мне очень понравилась с вами путешествовать. Мы узнали много нового и интересного, совершили столько хороших дел, вы – такие молодцы! Гномик решил вас наградить медалями «Друзья леса» (детям вручаются медальки), Давайте поблагодарим его и на прощание скажем ему наш девиз: «Путешествуй, познавай, край родной оберегай». А теперь нам пора возвращаться из леса. 1, 2, 3, повернись. В группу возвратись. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
Познакомить детей с Великими Русскими изобретателями и их изобретениями....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
Познакомить детей с великими русскими изобретателями и их изобретениями...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в подготовительной группе. Тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать предс...
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес – богатство нашего края»
Закрепление представлений детей о значении леса в жизни людей....