Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к селу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
-обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального
компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город и мир животных и растений сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ)
2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
45. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
-определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
-выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования
-использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....
Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.
Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...
"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"
В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...
Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Наследие Екатерины -это парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
МУЗЕЙ - это наше наследие, а когда живешь в историческом городе Санкт-Петербурге и пригороде, то зайти в прошлое нашего Царского села познакомить детей с красотами наша обязанн...
Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....