Конспект образовательной деятельности "Россия - Родина моя"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: сохранение национальных традиций, приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умения исполнительской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rossiya.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
«Россия – Родина моя»
конспект непосредственно образовательной деятельности
старшая группа
Автор:
Рыльцева Ирина Владимировна, воспитатель
2022 год, Канск
Цель: сохранение национальных традиций, приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание у детей умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умения исполнительской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;
- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;
- познакомить с пословицами и поговорками;
- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;
- познакомить с русскими народными инструментами;
- сделать платковую куклу.
Ход образовательной деятельности.
Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, одетый в народный костюм вместе с детьми, входит в зал.
Воспитатель: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?
- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?
Девочка.
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля!
Мальчик.
Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Воспитатель: Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.
Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?
Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:
- Родина любимая - что мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Своя земля и в горсти мила.
- На родной сторонушке рад своей воронушке.
- Родной куст и зайцу дорог.
Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный? (ответы детей)
- Дружный и отзывчивый – это как понимать? (ответы детей)
- Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе? (ответы детей)
- Кого в ней принимали?
- Как гости в избу входили?
- Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка» (печь)
Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.
Дети читают стихи о печке.
Ребенок.
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается.
Ребенок.
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе, значит, жизни нет.
Воспитатель: Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Ну, а деток спать уложит.
И сверчок поет где-то рядышком
Хорошо с тобой, печка - матушка!
- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.
Игра «Я начну, а ты – закончи»
Описание.
Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.
- «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
- «Хозяин весел – и гости рады».
- «Много гостей – много новостей».
- «Что есть в печи – на стол мечи».
- «С миру по нитке – нищему рубашка».
- «Как аукнется, так и откликнется».
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Воспитатель:
- Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!
Оркестр на инструментах.
Воспитатель:
- Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.
Игра «Скок – скок – поскок»
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Все вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек
Дети разбегаются, а «дроздок» их ловит.
Воспитатель: Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.
- Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?
- А вот послушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы – как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка)
Воспитатель:
- Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Ложку даже использовали как музыкальный инструмент.
А теперь покажем нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.
Дети исполняют танец с ложками
Воспитатель:
- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.
- Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?
Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных ранее, и выбирает «дрозда».
Игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Воспитатель:
- В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч. Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы? (Ответы детей)
Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.
Воспитатель: Наши куклы не имеют лица, не раскрашены, давайте нарисуем им лицо, раскрасим, а затем дадим им имена.
Дети подходят к столам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.
После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.
Воспитатель: Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Воспитатель приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "Россия - Родина моя!"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" "Россия - Родина моя!" с использованием ИКТ....
Конспект образовательной деятельности "Символы малой Родины"
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности "Россия -Родина моя!"
Интеграция образовательных областей "Познание", "Социализация", "Художественное творчество"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия» для детей подготовительной группы
Цель: Углублять и уточнять представления о Родине — России.Задачи:Физическое развитие: «Здоровье»: Благотворно влиять на работу зрительных анализаторов (укрепление глазных мышц и снятия на...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Моя малая родина-Йошкар-Ола». (средняя группа)
Формировать элементарное представление о Йошкар-Оле как о малой Родине...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Конспект образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности " Моя родина - Россия"
Конспект образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Речевое развитие" для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста"...