Тема: "Алтайский край-наш родной край".
план-конспект занятия (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Тема: Алтайский край – наш родной край.
Цель: продолжать формировать представление об Алтайском крае, его природном многообразии и о главном богатстве – хлебе.
Задачи:
Обучающие познакомить детей с расположением Алтайского края на карте ,формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края-герба и флага познакомить с понятием главного богатства Алтая- хлебе.
Развивающие: развивать познавательную мотивацию, мышление, связную речь , навыки и приемы продуктивной деятельности , развивать интерес к культуре родного края.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к родному краю ,своей Родине, воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей и чувство гордости за родной край.
Предварительная работа: просмотр видео и фотоматериалов об Алтайском крае, тематические беседы ,чтение детской литературы о крае, знакомство с пословицами о хлебе, знакомство с профессиями , рассматривание демонстрационного материала « Хлеб –всему голова» , заучивание стихотворений , пальчиковой гимнастики, физминутки , знакомство с гербом и флагом Алтайского края, рассматривание тематических альбомов Природа Алтая ,Животный мир нашего края, Знаменитые люди нашего края, и открыток Барнаул, Зеленая аптека .
Словарная работа: герб, флаг, щит, Родина, Рубцовск, Алтайский край, Барнаул, золото, хлеб, пшеница, баранки, комбайнер, хлебороб, пекарь, Алтай, Алтын.
Материалы: карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба и флага, презентация слайдов «Откуда хлеб пришел» (профессии), колосок пшеницы или муляжи хлебных изделий, аудиозапись песни М.Евдокимова Моя Родина-это Алтай, соленое тесто, образец баранки, готовая выпечка- баранки, разнос для выпечки, влажные салфетки, клеенка на стол, доски для лепки, шкатулка деревянная, наклейки с изображением достопримечательностей Рубцовска.
Методы и приемы: беседа, рассматривание, дидактическая игра, заучивание наизусть стихов, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (лепка), артикуляционная пауза.
Взаимодействие с педагогами и родителями: картотека пословиц и поговорок о хлебе и труде, ширма «Откуда хлеб пришел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
altayskiy_kray_-nash_rodnoy_kray.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, пр.Ленина, 37
тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru
сайт: ds36.educrub.ru
Конспект
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
на тему «Алтайский край - наш родной край»
в старшей группе
Подготовила:
воспитатель
Бобко О.В.
Пильникова Е.В.
2021г
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Тема: Алтайский край – наш родной край.
Цель: продолжать формировать представление об Алтайском крае, его природном многообразии и о главном богатстве – хлебе.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с расположением Алтайского края на карте ,формировать у детей понимание официальной символики Алтайского края-герба и флага познакомить с понятием главного богатства Алтая- хлебе.
Развивающие:
развивать познавательную мотивацию, мышление, связную речь , навыки и приемы продуктивной деятельности , развивать интерес к культуре родного края.
Воспитательные:
воспитывать чувство уважения к родному краю ,своей Родине, воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей и чувство гордости за родной край.
Предварительная работа: просмотр видео и фотоматериалов об Алтайском крае, тематические беседы ,чтение детской литературы о крае, знакомство с пословицами о хлебе, знакомство с профессиями , рассматривание демонстрационного материала « Хлеб –всему голова» , заучивание стихотворений , пальчиковой гимнастики, физминутки , знакомство с гербом и флагом Алтайского края, рассматривание тематических альбомов Природа Алтая ,Животный мир нашего края, Знаменитые люди нашего края, и открыток Барнаул, Зеленая аптека .
Словарная работа: герб, флаг, щит, Родина, Рубцовск, Алтайский край, Барнаул, золото, хлеб, пшеница, баранки, комбайнер, хлебороб, пекарь, Алтай, Алтын.
Материалы: карта Алтайского края, иллюстрации с изображением герба и флага, презентация слайдов «Откуда хлеб пришел» (профессии), колосок пшеницы или муляжи хлебных изделий, аудиозапись песни М.Евдокимова Моя Родина-это Алтай, соленое тесто, образец баранки, готовая выпечка- баранки, разнос для выпечки, влажные салфетки, клеенка на стол, доски для лепки, шкатулка деревянная, наклейки с изображением достопримечательностей Рубцовска.
Методы и приемы: беседа, рассматривание, дидактическая игра, заучивание наизусть стихов, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (лепка), артикуляционная пауза.
Взаимодействие с педагогами и родителями: картотека пословиц и поговорок о хлебе и труде, ширма «Откуда хлеб пришел».
Организационная часть
Цель: создание положительной эмоциональной мотивации на образовательную деятельность, привлечение интереса.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети проходят, приветствуют друг друга, выполняя движения по тексту. Ребенок читает стих. Дети : «Россия». Дети: « Алтайский край». Дети высказывают свое мнение. Дети: Барнаул». Дети: Рубцовск». | -Ребята, проходите и давайте поприветствуем друг друга. Здравствуй, солнышко родное! (идут по кругу, поднимая руки вверх) Здравствуй, небо голубое! (машут руками) Здравствуй, матушка-земля! (поклонились) Здравствуй, ты и здравствуй, я! (подают руки друг другу) -Ребята, сегодня мы побеседуем о нашей Родине. -Послушайте, пожалуйста ,стихотворение. «У каждого листочка У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете, есть Родина своя. Для ивушки плакучей, нет реченьки милей. Для беленькой берёзки, опушки нет родней. Есть ветки у листочка, овражек у ручья. У каждого на свете есть Родина своя. -Спасибо. -Ребята, а как называется наша Родина? -Верно, Россия- это наша большая Родина, большая страна, в которой много различных краев и областей Но есть один край, который дорог нашему сердцу больше всего, тот, где мы с вами живём. -А как называется наш родной край? -Правильно, Алтайский край - наша малая Родина. Ребята, проходите и рассмотрите карту Алтайского края. Край наш находится на юге Сибири. -Как вы думаете, можно по карте узнать большой наш край или нет? -Верно, можно сказать, что наш край большой, т.к. на карте много кружочков- это города и сёла. -Ребята, а какой город в нашем крае главный и его называют столицей? -Молодцы, конечно Барнаул. Но есть и другие крупные города в крае- Бийск, Алейск, Заринск, Новоалтайск. -А как называется город, в котором мы живём? -Верно, Рубцовск-это самая малая наша Родина.
| Педагог организует детей. Педагог обращает внимание на доску, где размещена карта. Педагог указывает на столицу и показывает города. |
Основная часть
Цель: формировать понимание символики Алтайского края – герба, флага; познакомить с понятием главного богатства Алтая – хлеб; развивать навыки продуктивной деятельности.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Индивидуальные ответы детей. Дети: «Да». Дети проходят и рассаживаются. Индивидуальные ответы детей. Дети рассматривают герб и флаг края. Дети: колос пшеницы. Ребенок читает стих. Дети выполняют движения по тексту. Дети проходят и присаживаются на стулья. Дети рассматривают слайды и составляют связный рассказ по очереди. Дети встают полукругом, проговаривают слова, согласуя с движениями. Дети рассматривают каравай и баранки. Дети встают в круг, берут колосок и индивидуально отвечают.
Дети проходят за стол и рассаживаются. Дети рассматривают образец и схему лепки. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Я пеку…» Ответы детей. Дети расставляют свои работы и протирают руки. | -Действительно, наш край большой. А как ещё его называют? -Верно, золотой. -А вы хотите узнать легенду о создании Алтая? -Тогда проходите и рассаживайтесь. -«Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..» -Ребята, а почему наш край называют золотой ? Чем он славится? -Молодцы, правильно. -Давайте посмотрим на символы края- герб и флаг и вспомним о его богатствах. «Герб края- это щит с выступающим в нижней его части остриём. Щит разделён на две равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь — как напоминание прошлого края. В нижней части герба на красном фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз». Щит герба обрамлён венком золотых колосьев пшеницы — это указывает на то, что в нашем крае выращивают много хлеба. -Ребята, а на другом символе края - на флаге, что указывает на то, что на край славится хлебом? -Умницы, колос пшеницы на синей полосе у древка и колосья на гербе, который изображен в центре флага указывает на то, что наш край больше всего славен хлебом. -Ребята, послушайте стихотворение об Алтайском крае. «Раскинулись степи Алтая и вширь, и в длину далеко, И вширь, и в длину далеко, Посмотришь, как будто нет края Лишь солнце палит высоко. Гляжу я на наши просторы, Любуюсь – какая земля! Покрытые новым убором В хлебах утопают поля. И места нет более краше, Любимый, цветущий мой край Ты – житница Родины нашей, Ты – золото наше, Алтай. -Спасибо. А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Вставайте в круг. Физ.минутка «Алтайский край» Цель: снятие мышечного напряжения. «В Алтайском крае горы высокие (показывают гору над головой), Реки глубокие (руками внизу показывают глубину), Степи широкие (руки разводят в стороны), Леса большие (руки вытягивают вверх), А мы ребята вот такие ! (руки вытягивают перед собой) -Отдохнули, а сейчас продолжаем нашу беседу. -Ребята, наш хлеб везут по всей стране, и мы с вами каждый день его едим. -Ребята, а давайте узнаем, как же хлеб попадает на наш стол. -Проходите и присаживайтесь на стульчики. -Рассмотрите внимательно слайды и расскажите поочередно о людях, профессии которых помогают нам всегда быть с хлебом. -Что именно делают люди этих профессий? -Правильно, молодцы! Итак, тракторист пашет землю на полях, сеет зерно, комбайнер убирает урожай, водитель перевозит урожай на мельницу, мельник мелет из зерна муку, пекарь печет из муки хлеб, продавец продает хлеб. -Предлагаю вам показать, какой бывает хлеб. -Вставайте у стульчиков, ребята. Динамическая пауза. Цель: развитие интонационной выразительности и звукопроизношения. «Экий он высоконький, (руки поднимают вверх) Экий он широконький, (руки разводят в стороны) Экий он мягонький, (руками скатывают шарик) Экий он вкусненький. (руками гладят живот) -Умницы! -Ребята, у русского народа есть традиция – встречать гостей хлебом-солью. Это когда гостям предлагают попробовать испеченный хозяевами хлеб. Можно угощать не только караваем, но и другой выпечкой .Например , баранками .Я предлагаю вам сегодня приготовить угощение своими руками –баранки. -Но прежде чем поставить хлеб в печь, чтобы он получился вкусным, у русского народа считается, что ему надо доброе слово сказать. -Поэтому сейчас предлагаю поиграть в игру «Доскажи пословицу о хлебе». Цель: обогащение словарного запаса с использованием устного народного творчества. -Ребята, вставайте в круг. Я буду передавать вам колосок по очереди и начинать пословицу, а вам нужно её закончить. «Хлеб - всему…(голова)» «Без хлеба нет…(обеда)» «Хочешь есть калачи -…(не сиди на печи)» «Без соли не вкусно - …(а без хлеба грустно)» «Не шуба греет, а…(хлеб)» «Вода – матушка, а …(хлеб- батюшка)» «Если хлеба ни куска…(так и в тереме тоска)» «Пот на спине ,...(зато хлеб на столе)» «Хлеб да вода -…(здоровая еда)» -Умницы, отлично потрудились! Практическая часть (лепка). -Ребята, вы сказали много добрых слов о хлебе. -Сейчас я приглашаю вас за стол для изготовления баранок из соленого теста. Проходите и рассаживайтесь. Сядьте правильно, спина прямая. -Ребята, обратите внимание на готовый образец баранки и на схему лепки. Сначала давайте разомнем пальчики перед лепкой. Пальчиковая гимнастика «Я пеку». Цель: развитие мелкой моторики. -Перед каждым из вас на столе лежит часть соленого теста, как и у меня. Берем тесто, размягчаем его, скатываем шарик на клеенке или между ладонями, затем делаем колбаску. Потом соединяем края и прищипываем, придавая форму круглой баранки. Приступайте к работе, но помните о правилах, что ничего не пробуем на вкус и будьте аккуратны. -Молодцы, справляетесь. Кому нужна помощь, скажите. -Ребята, какие приёмы лепки вы используете? -Умницы, отлично потрудились, у вас получились замечательные баранки. -Ребята положите их на разнос и мы отдадим на кухню для запекания. Теперь протрите руки влажными салфетками. Наша работа закончена. | Педагог следит за осанкой детей. Педагог обращает внимание на мольберт, где прикреплен флаг и герб. Педагог указывает на флаг края. Педагог показывает иллюстрации (слайды). Педагог организует детей. Педагог демонстрирует «каравай» и «баранки» Педагог передаёт колосок и произносит пословицы. Педагог следит за осанкой детей. Педагог показывает образец и схему лепки. Педагог показывает способы и примеры лепки баранки. Педагог предлагает салфетки. |
Заключительная часть. Рефлексия.
Цель: Подведение итогов образовательной деятельности.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети подходят к педагогу. Индивидуальные ответы детей. | -Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали? -В каком крае мы живем? Почему его называют золотой? -Ребята, что вам больше всего запомнилось в рассказе о нашей с вами малой родине? -А вы бы хотели узнать о природе и её обитателях в нашем родном крае в другой раз? -Спасибо вам за работу. Обязательно побеседуем об этом. | Педагог организует детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....