"Украшение силуэтов одежды элементами башкирского орнамента"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с особенностями башкирского декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Учить детей рисовать элементы геометрического орнамента линия и ромб.
Продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом. Закрепить элементы одежды: кульдек, камзул, елян.
Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.
Дидактический материал и оборудование: картинка башкирской женской национальной одежды, аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска.
Словарная работа: камзул, елян, кулдек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bash.docx | 432.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
художественно-эстетическое развитие
«Украсим платье башкирским орнаментом»
в подготовительной группе
подготовила:
воспитатель
Габидуллина А.Н.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с особенностями башкирского декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Учить детей рисовать элементы геометрического орнамента линия и ромб.
Продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом. Закрепить элементы одежды: кульдек, камзул, елян.
Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.
Дидактический материал и оборудование: картинка башкирской женской национальной одежды, аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска.
Словарная работа: камзул, елян, кулдек.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга весёлой песней.
Проводится коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Становись скорее в круг.
Свою руку другу дай(Дают друг другу руки)
Дружно весело шагай. (Идут по кругу хороводным шагом).
Воспитатель: Ребята, мы сейчас отправляемся в космическое путешествие, сядьте все удобнее в космические кресла, пристегнитесь. (Звучит аудиозапись классической музыки.) И представьте себе, что из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.
На востоке высятся Уральские горы (показ иллюстрации) – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вот там протекает река Белая, а вот наша столица – Уфа. Вот мы с вами по путешествовали и пора возвращаться в детский сад.
Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.
В какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
Какая у нас республика?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Воспитатель: Как называется столица нашей республики?
Дети: Столица нашей родины Уфа
Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля.. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы и свои национальные костюмы. (вывешивается картинка женского национального костюма).
Воспитатель: ребята, посмотрите, на необычный костюм. Как вы думаете, что это за костюм. (ответы детей). Да это женский башкирский национальный костюм.
Посмотрите какое красивое платье с оборками по рукавам и низу платья. На башкирском языке платье называется кулмек.
Поверх платья надет длинный халат. Это елян. На голове – кашмау. Башкирский костюм украшен монетками и узорами.
А вы знаете, что раньше, в давние времена, все девушки ходили в этих костюмах. Одевали они костюм в повседневной жизни и на праздники.
Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык».
Проводится игра «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:
Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.
- Молодцы, дети, славно поиграли.
Воспитатель: С давних пор люди стремились выразить свои представления о мире узорами, то есть орнаментом. Скажите, что такое орнамент? (орнамент-это узор, которым украшают одежду, посуду).
Воспитатель: А хотите узнать как появился орнамент на одежде у башкирского народа. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в один аул и там узнать эту тайну. Предлагаю отправиться на ковре самолете.
Дидактическая башкирская игра «Собери флаг»
Дети делятся на 2 подгруппы, каждая собирает флаг из частей.
Воспитатель: собрали, в путь.
«Легенда о трех девушках»
Воспитатель: давным - давно, в один прекрасный вечер среди равнин Уральских гор три девушки разожгли костер и завели беседу . Они были одеты в одинаковых белых платьях. И решили девушки, что каждая придумает свой символ и цвет. Прошло некоторое время, вновь они встретились. На каждой было нарядное платье с узорами.
Первая сказала: « Я люблю степи и леса башкирские. Поэтому цвет моего платья –зеленый, а орнамент растительный.
Вторая сказала: «А я, проснувшись, бегу встречать рассвет на вершину Уральских гор. Люблю я небо и горы. Поэтому цвет моего платья – синий, а узор геометрический.
Третья сказала: «Нет жизни без солнца. Оно согревает нас своими лучами. Поэтому цвет моего платья красный, а узоры – символы солнца и его лучей.
Все эти женщины были гостеприимными, поэтому в узорах каждой из них мы видим символы гостеприимства и доброго сердца.
Воспитатель: и с тех давних пор люди стремились выразить свои представления о мире узорами. вот мы с вами рассмотрели башкирский костюм, послушали легенду, скажите, какие основные цвета в башкирском костюме? (красный, желтый, зеленый, белый и черный).
Да, красный цвет означает тепло.
Желтый – солнце.
Зеленый –цвет вечной молодости и зелени.
Черный –цвет земли и плодородия.
Воспитатель: ребята, наше увлекательное путешествие завершилось, нам пора возвращаться в группу ,я приглашаю вас снова на ковры-самолеты, летим.
Воспитатель: ну вот мы и в группе.
Рассматривание образца и показ способов раскрашивания.
Воспитатель: посмотрите, платье, которое мы будем украшать желтого цвета и украшено башкирским орнаментом. Вверху платья по воротнику волнистые линии красного и зеленого цвета. Рукава по низу тоже раскрашены волнистыми линиями красного и зеленого цвета.
Ильвина, скажи как раскрашен низ платья? (низ платья украшен колокольчиками красного цвета с зелеными листочками и завитками черного цвета).
пальчиковая гимнастика
Мы узоры изучали и немножечко устали.
А теперь давайте с вами мы подвигаем руками.
Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведем и скорей к себе прижмем.
А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.
В руки кисточки возьмем
Дружно ею мы взмахнем
В небе солнце нарисуем
В речке волны обведем
На курае поиграем
Меж ладоней покатаем
Крепко мы ее сожмем
Рисовать сейчас начнем
Самостоятельная изобразительная деятельность детей
Анализ занятия:
Молодцы, красивые платья нарисовали.
Что мы сегодня рисовали? Какими цветами?
- О чем мы говорили на занятии?
-Что узнали о национальной одежде башкир?
- Что понравилось вам сегодня на занятии?
-Что было самым интересным?
- Что было самым трудным?
- Где можно увидеть сейчас национальную одежду башкир?
- Одели бы вы такую одежду ? Спасибо большое за полные ответы. Вы сегодня были очень внимательны и узнали много нового о национальной культуре нашей малой Родины – Башкортостан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"
занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"в средней группе...
Украшение силуэтов одежды элементами башкирского орнамента
Конспект занятия в подготовительной к школе группе...
Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие» Раздел «Рисование» Тема: Украшение скатерти башкирским орнаментом.
Цель: Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,Задачи:Образовательные: способствовать обучению украшать скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее получен...
Аппликация «Украшение фартука башкирским орнаментом». средняя группа
Цель: формировать интерес к аппликации.Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамент...
Рисование элементов башкирского орнамента в средней группе
Познакомить детей с башкирским орнаментом – с крестообразным элементом и ромбическим элементом «поднос».Закреплять ранее полученные навыки в рисовании всем ворсом кисти.Воспиты...
Дидактическая игра «Узнай и назови элементы башкирского орнамента».
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,Бескрайних лугов и степей красота,Цвет синего неба, земли плодородной,Цвет красных цветов, родников чистота.Мы слышим протяжную песню кураяВ сплетен...
Дидактическая игра «Узнай и назови элемент башкирского орнамента»
Дидактическая игра «Узнай и назови элемент башкирского орнамента» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. ...