"Украшение силуэтов одежды элементами башкирского орнамента"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

ГАБИДУЛЛИНА АЛЬФИЯ НАСИМОВНА

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с особенностями башкирского декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Учить детей рисовать элементы геометрического орнамента линия и ромб.

Продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом. Закрепить элементы одежды: кульдек, камзул, елян.

 Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.

Дидактический материал и оборудование: картинка башкирской женской национальной одежды,  аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска.

Словарная работа: камзул, елян, кулдек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bash.docx432.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

художественно-эстетическое развитие

«Украсим платье башкирским орнаментом»

в подготовительной группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



подготовила:

воспитатель

Габидуллина А.Н.

 

 

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с особенностями башкирского декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Учить детей рисовать элементы геометрического орнамента линия и ромб.

Продолжать знакомить детей с башкирским женским национальным костюмом. Закрепить элементы одежды: кульдек, камзул, елян.

 Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям.

Дидактический материал и оборудование: картинка башкирской женской национальной одежды,  аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска.

Словарная работа: камзул, елян, кулдек.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга весёлой песней.

Проводится коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, друг!»

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг.

Свою руку другу дай(Дают друг другу руки)

Дружно весело шагай. (Идут по кругу хороводным шагом).

Воспитатель: Ребята, мы сейчас отправляемся в космическое путешествие, сядьте все удобнее в космические кресла, пристегнитесь. (Звучит аудиозапись классической музыки.) И  представьте себе, что из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.

На востоке высятся Уральские горы (показ иллюстрации) – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вот там протекает река Белая, а вот наша столица – Уфа. Вот мы с вами по путешествовали и пора возвращаться в детский сад.

Что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где мы родились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.

В какой республике мы живем?

Дети: В Республике Башкортостан.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.

Какая у нас республика?

Дети: Красивая, богатая, щедрая…

Воспитатель: Как называется столица нашей республики?

Дети: Столица нашей родины Уфа

Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля.. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы и свои национальные костюмы. (вывешивается картинка женского национального костюма).

Воспитатель: ребята, посмотрите, на  необычный костюм.  Как вы думаете, что это за костюм. (ответы детей). Да это женский башкирский национальный костюм.

Посмотрите какое красивое платье с оборками по рукавам и низу платья. На башкирском языке платье называется кулмек.

Поверх платья надет длинный халат. Это елян. На голове –  кашмау. Башкирский костюм украшен монетками и узорами.

А вы знаете, что раньше, в давние времена, все девушки ходили в этих костюмах. Одевали они костюм в повседневной жизни и на праздники.

Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык».
Проводится игра «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:
Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.
- Молодцы, дети, славно поиграли.

Воспитатель: С давних пор люди стремились выразить свои представления о мире узорами, то есть орнаментом. Скажите, что такое орнамент? (орнамент-это узор, которым украшают одежду, посуду).

Воспитатель: А хотите узнать как появился орнамент на одежде у башкирского народа. Я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в один аул и там узнать эту тайну. Предлагаю отправиться на ковре самолете.

Дидактическая башкирская игра «Собери флаг»

Дети делятся на 2 подгруппы, каждая собирает флаг из частей.

Воспитатель: собрали, в путь.

«Легенда о трех девушках»

Воспитатель: давным - давно, в один прекрасный вечер среди равнин Уральских гор три девушки разожгли костер и завели беседу . Они были одеты в одинаковых белых платьях. И решили девушки, что каждая придумает свой символ и цвет. Прошло некоторое время, вновь они встретились. На каждой было нарядное платье с узорами.

Первая сказала: « Я люблю степи и леса башкирские. Поэтому цвет моего платья –зеленый, а орнамент растительный.

Вторая сказала: «А я, проснувшись, бегу встречать рассвет на вершину Уральских гор. Люблю я небо и горы. Поэтому цвет моего платья – синий, а узор геометрический.

Третья сказала: «Нет жизни без солнца. Оно согревает нас своими лучами. Поэтому цвет моего платья красный, а узоры – символы солнца и его лучей.

Все эти женщины были гостеприимными, поэтому в узорах каждой из них мы видим символы гостеприимства и доброго сердца.

Воспитатель: и с тех давних пор люди стремились выразить свои представления о мире узорами. вот мы с вами рассмотрели башкирский костюм, послушали легенду, скажите, какие основные цвета в башкирском костюме? (красный, желтый, зеленый, белый и черный).

Да, красный цвет означает тепло.

Желтый – солнце.

Зеленый –цвет вечной молодости и зелени.

Черный –цвет земли и плодородия.

Воспитатель: ребята, наше увлекательное путешествие завершилось,  нам пора возвращаться в группу ,я приглашаю вас снова на ковры-самолеты, летим.

Воспитатель: ну вот мы и в группе.

Рассматривание образца и показ способов раскрашивания.

Воспитатель: посмотрите, платье, которое мы будем украшать желтого цвета и украшено башкирским орнаментом. Вверху платья по воротнику волнистые линии красного и зеленого цвета. Рукава по низу тоже раскрашены волнистыми линиями красного и зеленого цвета.

Ильвина, скажи как раскрашен низ платья? (низ платья украшен колокольчиками красного цвета с зелеными листочками и завитками черного цвета).

пальчиковая гимнастика

Мы узоры изучали и немножечко устали.

А теперь давайте с вами мы подвигаем руками.

Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем.

А потом их разведем и скорей к себе прижмем.

А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей.

В руки кисточки возьмем

Дружно ею мы взмахнем

В небе солнце нарисуем

В речке волны обведем

На курае поиграем

Меж ладоней покатаем

Крепко мы ее сожмем

Рисовать сейчас начнем

Самостоятельная изобразительная деятельность детей

Анализ занятия:

Молодцы, красивые платья нарисовали.

Что мы сегодня рисовали? Какими цветами?

- О чем мы говорили на занятии?

-Что узнали о национальной одежде башкир?

- Что понравилось вам сегодня на занятии?

-Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

- Где можно увидеть сейчас национальную одежду башкир?

-  Одели бы вы  такую одежду ? Спасибо большое за полные ответы.  Вы сегодня были очень внимательны и узнали много нового о национальной культуре нашей малой Родины – Башкортостан.

 https://sun9-79.userapi.com/impg/N9VWDK5Qc8KvjDDW8UxmBfYV8GUqM_oRldsQJA/DkQvnWTcups.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=e466ffd588195f5b735d0857322567b0&type=albumhttps://sun9-67.userapi.com/impg/cPoDu0WGlJGEszqfpJ1X6wG9kYJXc51tPj286Q/pfm1i7vJqm0.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=5f8233ab6a3e894ef3d9e3e983416580&type=album

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"в средней группе...

Украшение силуэтов одежды элементами башкирского орнамента

Конспект занятия в подготовительной к школе группе...

Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие» Раздел «Рисование» Тема: Украшение скатерти башкирским орнаментом.

Цель:  Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,Задачи:Образовательные: способствовать  обучению украшать  скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее получен...

Аппликация «Украшение фартука башкирским орнаментом». средняя группа

Цель: формировать интерес к аппликации.Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамент...

Рисование элементов башкирского орнамента в средней группе

Познакомить детей с башкирским орнаментом – с крестообразным элементом  и ромбическим элементом «поднос».Закреплять ранее полученные навыки в рисовании всем ворсом кисти.Воспиты...

Дидактическая игра «Узнай и назови элементы башкирского орнамента».

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,Бескрайних лугов и степей красота,Цвет синего неба, земли плодородной,Цвет красных цветов, родников чистота.Мы слышим протяжную песню кураяВ сплетен...

Дидактическая игра «Узнай и назови элемент башкирского орнамента»

Дидактическая игра «Узнай и назови элемент башкирского орнамента» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. ...