Технология ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №1 г. Починка
Краткосрочный проект
«Герой моей семьи»
(старшая группа)
Подготовила и реализовала воспитатель:
Калиничева В. А.
Пока мы храним память, мы будем жить.
Пока будем жить, будем хранить память.
Введение.
Мы живём на славной, исторической Смоленской земле, которая по своему героическому прошлому и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания нового поколения. Вчерашние события - это уже история. Наша личная история, история каждого из нас, история нашей семьи, история нашей малой Родины. Из этого всего сплетается общая история – история нашей страны России.
История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Героические подвиги нашего народа в Великую Отечественную войну – одна из самых главных страниц в истории государства. Война 1941-1945 гг. отразилась на жизни всей нашей страны и каждой отдельно взятой семьи. Именно семья – это то место, где лучше всего помнят фронтовиков, тружеников тыла и угнанных в плен. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Время стёрло многие подробности, но самые горькие и самые светлые моменты пока еще помнятся. Мы обязаны узнать и сохранить воспоминания наших родственников. Чтобы помнить самим, чтобы передать их следующему поколению…
Актуальность:
Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а до сих пор вновь и вновь обращаемся к военной теме? Видимо существует потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору. В сентябре 2021 года на электронную почту нашего образовательного учреждения поступило письмо от Смоленского областного государственного казённого учреждения «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг», в котором было приглашение на участие в конкурсе «Герой моей семьи. Связь поколений». Где нужно было воспитаннику детского сада рассказать о своём герое в годы ВОВ. Конечно мы с огромной радостью согласились. Большинство детей не знают о причастности своей семьи к ВОВ. Именно поэтому Стала актуальной разработка проекта по теме «Герой моей семьи», затрагивающая именно связь семьи ребенка с военным прошлым.
Проблема:
К сожалению, не многим детям удалось увидеть своих прадедов и услышать истории о подвигах солдат, людей и детей военного времени.
У наших воспитанников уже сформированы поверхностные знания о Великой Отечественной войне, о празднике «День Победы», об акции «Бессмертный полк», однако роль своих предков в этой войне им мало известна.
Работу над проектом я начала с диагностирования детей и их родителей. Проведя диагностирование детей старшей группы я поняла, что дети не имеют достаточной информации о своих предках живших в годы ВОВ. А ещё у некоторых детей вообще отсутствует интерес к истории своей семьи. Также мне захотелось узнать, что знают родители, воспитанников, о ВОВ и о героях своей семьи.
Проведя анкетирование выяснила, что даже взрослые не владеют достаточными знаниями и не уделяют должного внимания данной проблеме. Для себя сделала вывод, что не имея достаточного количества знаний у воспитанников, трудно сформировать уважительное отношение к истории семьи к истории нашей Родины и её героев.
Я решила, что нужно разработать и реализовать исследовательский проект под названием «Герой моей семьи». Важно показать ребёнку, что в каждой семье был герой, который любил и защищал свою Родину. История жизни наших дедов и прадедов должна стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно. Их судьба учит высшим жизненным ценностям: превыше всего духовное родство, доброта, трудолюбие, патриотизм.
А также, я решила взять родителей, воспитанников старшей группы, себе в помощники.
Гипотеза:
Если воспитанники старшей группы будут владеть достаточным, на их уровне количеством знаний, о прошлом своей семьи в годы ВОВ, то сформируется уважительное отношение к своей семье, к своей Родине. Появится чувства патриотизма за нашу страну. Цель:
Создание условий для обогащения детей историческими знаниями о ВОВ и героях своей семьи.
Задачи:
- создать условия для включения старших дошкольников в общественно-значимую деятельность;
- развивать поисково-исследовательскую работу и творческие
способности детей,
- развивать уважительное отношение к старшему поколению, интерес к истории своей семьи проследить ее связь с историей нашей страны в годы ВОВ.
- воспитывать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям (фотографиям, наградам, письмам, документам).
- воспитывать гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу.
Тип проекта:
социальный, исследовательский, творческий. Участники проекта:
воспитатель, дети старшей группы, родители.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума.
Социальные партнёры:
Районный историко - краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованная библиотечная система детская библиотека, директор Т. А. Маслякова. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондар. Редакция газеты « Сельская новь», директор В. П. Державцева. Сроки проведения:
Проект краткосрочный, 1 месяц.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы; - подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии); - подбор музыкальных композиций; выставка книг, рисунков; выставка семейных архивов, а также совместных творческих работ детей и родителей ,
- оформление стенда «Семейный архив» в группе.
Формы реализации проекта: Беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, проведение сюжетно-ролевых игр, организованно -образовательная деятельность по ознакомлению с историей своей семьи, с традициями семьи.
Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: - диагностирование воспитанников по теме,
- анкетирование родителей по теме,
- составление перспективного плана для воспитанников старшей группы и взаимодействия с их родителями,
- обогащение развивающей среды группы.
Основной этап:
- беседы с детьми,
- сюжетно - ролевые игры,
- чтение художественной литературы, - дидактические игры,
- экскурсии,
- продуктивная деятельность,
- выставки,
- мастер – класс,
- подготовка к региональному конкурсу «Герой моей семьи. Связь поколений». В своей работе старалась широко использовать материалы из семейных архивов (обязательное условие- весь материал должен иметь воспитательное значение, быть небольшим по объёму и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками) наглядные предметы и материалы ( награды, фото, документы, письма, одежда …).
Важно показать ребёнку, что семья это начало начал, основа Великого государства Российского. Также в своей работе применяла современные интерактивные средства, позволяющие виртуально путешествовать по музеям России. Заключительный этап:
- диагностирование детей и анкетирование родителей по теме;
- монтирование документальных фильмов о жизни людей в годы ВОВ 1941-1945гг. (правнуками – воспитанниками детского сада) - участие воспитанников в конкурсе «Герой моей семьи. Связь поколений» Смоленского областного государственного казённого учреждения «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг».
Ожидаемые результаты: - в ходе реализации проекта дети познакомятся с историей своей семьи в годы ВОВ. - - начнут проявлять интерес к истории своей семьи, к своей стране и отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. - у детей сформируется чувство гордости за свою семью, за Россию. – надеемся, что конкурсные работы «Молодой стрелок» https://ok.ru/video/2843375831716 , «Слёзы памяти» https://ok.ru/video/2843005684388 , Смоленское областное государственное казённое учреждение «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг», оценит по достоинству.
Перспективный план работы
с 20.09.2021г. по 20.10.2021г.
Дата | Тема | Формы и методы изучения темы | Взаимодействие с родителями | Ответственный |
20.09. 2021г. | 1.Диагностика | Диагностирование детей по теме. | Анкетирование родителей по теме. | Воспитатель |
2. Перспективный план работы по проекту «Герой моей семьи» | Составление перспективного плана работы с детьми и родителями с 20.09.2021г. – 20.10.2021г. | Составление перспективного плана работы с детьми и родителями с 20.09.2021г. – 20.10.2021г. | Воспитатель | |
21.09. 2021г. | 1. О войне в книгах. | Выставка книг Оформление книжной выставки о ВОВ. | Оказание помощи в художественном оформлении выставки книг для детей. | Воспитатель Родители Сотрудники библиотеки |
2. ООД «Я вижу, как это было…» | Рассматривание иллюстраций о ВОВ. | Оказание помощи в художественном оформлении выставки иллюстраций и альбомов для детей. | Воспитатель Родители Сотрудники библиотеки | |
3.Музейный комплекс «Парк ПАТРИОТ» | Виртуальные экскурсии . | Оформление документации для виртуального доступа к экскурсиям для детей. | Воспитательрод.комитет | |
22.09. 2021г. | 1.Организационно образовательная деятельность: «Далёкое прошлое, такое сердцу близкое ». | Беседа о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. | Чтение художественной литературы по теме проекта | Воспитатель |
2. ООД «Наши герои на поле боя» | Продуктивная деятельность (рисование). Совместное изготовление альбома из рисунков детей. | Чтение художественной литературы по теме проекта | Воспитатель | |
3. ООД Музыкальные композиции о ВОВ. | Прослушивание музыкальных произведений написанных в годы войны. Беседа о том, что в каждой песне тех лет есть доля правды. | Совместное прослушивание в домашних условиях. | Воспитатель Муз.рук. | |
23.09. 2021г. | 1. Митинг «Освобождение Починковского района от немецко-фашистских захватчиков» | Посещение «Аллеи Героев». Возложение цветов к Вечному огню | Поход совместно с родителями. | Воспитатель родители |
2 . ООД «Почему Вечный огонь – Вечный» | Беседа | Закрепление материала | Воспитатель Родители | |
3.ООД «Вечный огонь» | Продуктивная деятельность (аппликация) | Экскурсия к Вечному огню с родителями | Воспитатель Родители | |
24.09. 2021г. | 1. ООД «Несколько минут о священном доме» | Беседа Знакомство через презентацию с Храмом Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починка. | Помощь в предоставление фото и видео материалов. | Воспитатель Родители |
2. «Они не верили, но молились» | Экскурсия в Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Беседа с настоятелем храма . | Сопровождение и участие в экскурсии. | Воспитатель Родители, Настоятель храма. | |
27.09. 2021г. | 1. ООД «Боевая слава» | Рассказ и показ презентации. Наш город в годы Великой Отечественной войны». | Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного города . | Воспитательродители. |
2. «Памятные места города в годы ВОВ» | Экскурсия по городу к памятным местам, которые освещают ВОВ. | Сопровождение и участие в экскурсии. | Воспитатель Родители Сотрудники музея. | |
28.09. 2021г. | 1. «Экспонаты войны» | Экскурсия в краеведческий музей | Сопровождение и участие в экскурсии. | Воспитатель Родители Сотрудники музея. |
29.09. 2021г. | 1. «О чём писал тогда солдат…» | Экскурсия в редакцию газеты «Сельская новь» Беседа с работниками редакции газеты Сельская новь. | Сопровождение и участие в экскурсии. | Воспитатель Сотрудники редакции. |
2. «Треугольник всё расскажет» | Чтение художественной литературы о ВОВ. | Чтение художественной литературы о ВОВ дома. | Воспитатель Сотрудники библиотеки | |
30.09. 2021г. | 1.«Они защищали Родину» | Рассказы воспитанников о своих родственниках в годы ВОВ | Предоставление фотографий родственников , которые принимали участие в ВОВ | Воспитатель Родители. |
2.«Они защищали Родину» | Оформление фотовыставки | Предоставление фотографий родственников , которые принимали участие в ВОВ | Воспитатель Родители. | |
01.10. 2021г. | 1. ООД «Солдаты – герои» | Беседа , дидактическая игра «Узнай из каких войск?» и др. | Изготовление дидактических игр | Воспитатель Родители |
2. ООД«Бравые солдаты» | Продуктивная деятельность (рисование) | Оказание помощи в оформлении выставки рисунков. | Воспитатель Родители | |
04.10. 2021г. | 1.ООД «Труженики тыла» | Беседа | Оказание помощи в выборе док.фильма по возрасту детей. | Воспитатель
|
2.Документальный фильм «Работа в тылу» | Просмотр и обсуждение фильма | Оказание помощи в выборе док.фильма по возрасту детей. | Воспитатель | |
05.10. 2021г. | 1.ООД «Военное детство» | Беседа, работа над иллюстрациями по ООД | Создание видеоальбома «Дети войны» | Воспитатель |
2. Рассказ А. Гайдара «Война и дети» | Чтение художественной литературы | Совместное чтение Л. Воронкова «Девочка из города» | Воспитатель Сотрудники библиотеки | |
06.10. 2021г. | 1.ООД «Угнанные» | Беседа, фрагменты художественного фильма Сергея Колосова «Помни имя своё» | Обеспечить положительные эмоции. | Воспитатель Родители |
07.10. 2021г. | Дударева Наталья Мартыновна | Рассказ о прабабушке. Рассматривание документальных архивов | Предоставление фото и документальных материалов из семейного архива Черненковых | Воспитатель Родитель |
08.10. 2021г. | Янкович Егор Иванович | Рассказ о прадедушке. Рассматривание документальных архивов. | Предоставление фото и документальных материалов из семейного архива Минченковых. | Воспитатель Родитель |
11.10. 2021г. | Музейный комплекс «Парк ПАТРИОТ» | Виртуальная экскурсия по залам музея. | Воспитатель | |
12.10. 2021г. - 14.10. 2021г. | «Слёзы ПАМЯТИ» | Работа над созданием документального видеоролика | Помощь в заучивании рассказа | Воспитатель Родитель |
15.10. 2021г. - 18.10. 2021г. | «Молодой стрелок» | Работа над созданием документального видеоролика | Помощь в заучивании рассказа | Воспитатель Родитель |
19.10. 2021г. | Конкурс «Герой моей семьи. Связь поколений.» | Участие в конкурсе двух работ «Молодой стрелок» и «Слёзы ПАМЯТИ» | Помощь в отправлении работ на конкурс. | Воспитатель Родители |
20.10. 2021г. | «Военное задание» | Диагностирование по теме проекта на основе литературного мероприятия | Анкетирование по теме проекта. | Воспитатель Сотрудники библиотеки. |
После повторного диагностирования детей старшей группы и анкетирования родителей воспитанников в конце исследовательского проекта, можно сделать вывод, что за такой короткий срок воспитанники узнали больше, чем ожидали, родители пополнили свой багаж новыми знаниями. Дети узнают истории своих семей и исторических событий. Испытывают, за свою семью, чувство гордости. Проявляют интерес к семейным фото и архивам. Знают где и как воевали их прадеды и деды, что делали их прабабушки и бабушки в годы ВОВ. Гордятся их делами и подвигами. И это благодаря сохранению и исследованию семейных архивов. А также неизмеримую помощь нам оказали социальные партнёры: Районный историко - краеведческий музей города Починка, директор М.Ю. Лунёва. Районный культурно- досуговый центр, директор Т.А. Волчкова. Централизованная библиотечная система детская библиотека, директор Т. А. Маслякова . Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель Николай Бондар. Редакция газеты « Сельская новь», директор В. П. Державцева.
Итоги реализации проекта:
- реализация проекта позволило повысить детско - родительскую компетентность;
- поможет воспитанию патриотических чувств, сформирует чувство гордости от осознания себя хранителем истории своей семьи и ее причастности к Великой Победе;
- материалы, собранные в ходе реализации проекта, будут полезны как педагогам ДОУ, так и самим родителям воспитанников; - работы оценены по достоинству, мы являемся победителями конкурса «Герой моей семьи. Связь поколений» Смоленского областного государственного казённого учреждения «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи «Долг».
Заключение: Проект «Герой моей семьи» был успешно реализован в период с 20 сентября 2021 г. по 20 октября 2021 года. Работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Верим, что в продолжение подключаться и родители вновь прибывших детей, которым будет, что рассказать о своих родных – участниках ВОВ.
Список литературы и интернет – ресурсов.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие. Аркти, М. 2004 г.
- Натарова В. И. Моя страна. Практическое пособие. ТЦ «Учитель» Воронеж 2005 г.
- Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2007 г.
- Богачева И.В. Мое Отечество – Россия! Система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников, М. 2005 г.
- muzey-pochinok@mail.ru Историко- краеведческий музей Починковского района.
- rkdc15@mail.ru Культурно – досуговый центр города Починок.
- pochinki_bibl@mail.ru Централизованная библиотечная система Починковского района.
- http://selnov-pochinok.smolobl.ru/ Редакция газеты « Сельская новь»
- http://pochinok.blagochin.ru/ Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Починка.
- https://patriotp.ru/ Парк ПАТРИОТ (виртуальные экскурсии)
- Семейные архивы воспитанников старшей группы МБДОУ д/с №1 г. Починка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".
Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Проектная деятельность и технологии проектной деятельности
В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...