Мастер - классы для педагогов
материал

Петрова Татьяна Владимировна

Мастер - классы разработанные педагогом для коллег за отчетный период 2018-2023 учебный годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего инновационного маршрута «Освоение детьми культурно-гигиеническими навыками личной гигиены в детском саду и дома» через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

выделены следующие виды безопасности для детей дошкольного возраста:

- витальная (жизнь и здоровье ребенка)

- социальная

- экологическая

- дорожная

- пожарная

- информационная.

Я выбрала тему, связанную с витальной безопасностью.

Формирование КГН в ДОУ реализуется в соответствии с ФГОС, имея как конечный результат охрану здоровья. Единство требований в ДОУ и в семье приводит к закреплению полезных привычек.

Самым главным приемом образования был и остается пример взрослого. В раннем возрасте дети часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с папой по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать.

Можно использовать объяснение. В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие». Дома и в детском саду взрослые показывают, как это делать.

Чтобы формировать навыки самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили — были ручки, играли они целый день, испачкались. Прибежали ручки к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным ручкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок с удовольствием пойдет купаться перед сном .

 Мы играем в  такие игры как: «Умею- не умею», «Что есть у куклы?», «Моем руки Маше», «Опасно-не опасно», «Отгадай загадку», «Подбери, что нужно Танюшке», «Что сначала, что потом», «Подбери нужную картинку»  Подборку сделала из учебно-методического пособия «Безопасность жизнь и здоровье» И.А. Лыкова, В.А. Шипунова.

Формирование КГН осуществили, реализуя игровой проект «Мы-чистюли». Так же играли с родителями в игру на родительском собрании «Разложи правильно картинки». Благодаря мероприятиям, включенным в план работы, воспитанники получили начальные понятия о чистоте, красоте и здоровье. Совместные действия педагогов и родителей привели к тому, что малыши научились следить за своим внешним видом.

Культурно-гигиенические навыки в  раннем возрасте отрабатываются путем многократного повторения одной темы. Научили куклу Дашу, что нужно вытирать нос платочком, потом пусть научат Мишку, потом Чебурашку. Можно пробовать парные формы обучения. Дети рассказывают и показывают друг другу, как мыть руки.

Работа с родителями начинается до прихода ребенка в детский сад. Педагоги приглашают родителей для знакомства или сами посещают семью, чтобы посмотреть, в каких условиях растет малыш. Формирование КГН в ранней группе невозможно без педагогического просвещения. Участие родителей в развлечениях, родительские собрания учат их новым формам занятий с малышами.

Родителям рекомендуется использовать период «я сам» для обучения полезным навыкам. Необходимо поощрять самостоятельность, не делать все за малыша, готовить его к взрослой жизни. Если малыш проявил инициативу и сам помыл руки, но без мыла, лучше его похвалить, и напомнить про мыло. Нельзя говорить, что он неправильно помыл руки. С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Как научить ребенка мыть руки

Формулировка целей для НОД в  группе раннего возраста должна включать формирование целостного процесса мытья рук.

Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.

Оборудование: игрушка — резиновый заяц.

Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.

Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.

Предлагается практическая работа для педагогов.

1.Составь правильно алгоритм объектов, которые нужны для мытья рук. Назвать все объекты правильно и по порядку.

2.Дидактическая игра: "Разложи правильно картинки" Нужно рассказать об объектах и правильно их разложить, затем назвать признаки и расположить их к нужным картинкам. Сказать, какой объект наиболее опасен для детей и почему. 

Вывод:

Формирование КГН — процесс не быстрый работаем над всеми задачами целый год, он включает  дидактические упражнения по формированию и закреплению навыков самообслуживания. Постепенное приучение к самообслуживанию помогает воспитанников самоутвердиться, почувствовать себя старше. Если поддерживать постоянный интерес к занятиям по формированию КГН, то полезные навыки превращаются в привычку.



Предварительный просмотр:

Настоящая инструкция по правилам безопасного поведения (безопасности) воспитанников в детском саду и  при проведении прогулок на участке ДОУ (детского сада) разработана с целью предупреждения травмирования и несчастных случаев с детьми на участке детского сада в летний и зимний периоды при проведении подвижных игр, на качелях, горках и т.д.

Моя инновационная тема: «Формирование основ безопасности в быту, социуме, в природе, через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.»

В этом году я взяла  по витальной безопасности - одежду в разные сезоны. Хочу научить детей правильно и безопасно для здоровья одеваться. Вся работа будет строиться с использованием методов ТРИЗ – это признаки, с которыми мы начали работать еще в прошлом году. В этом году мы постараемся почти все признаки изучить и добавим метод Причинно-следственные связи.

Для продолжения работы по изучению и закреплению признаков в рамках нашей темы (витальная безопасность)  мы начали следующую работу –

с детьми    закрепляли  части тела человека и что можно на них надеть. Например: голова- дети называют головные уборы, которые надеваем  в любое  время года: шапки, кепки, косынки и.т.д . Мы играли в разные игры и дети   чётко  знают, на какие части, что можно одевать. Затем  мы  с детьми разработаем  алгоритм правильного и безопасного одевания на улицу. Сначала ноги -это колготки, носки и т.д. И будем закреплять время года, что мы осенью надеваем на ноги, тело, голову, руки. При этом используем признаки: части, цвет, форму. Придумали свой значок –признак к времени года –осень. Например: температура и жёлтый листок. Затем также придумываем значки  к остальным  временам года. Когда мы составим алгоритм, мы будем с детьми объяснять, почему, ребёнок выйдя на улицу заболел? Он не застегнулся или не надел колготки, пропустил или шапку не завязал –уши заболели. Детям будет легче одеваться и они в полной безопасности для своего здоровья будут всё выполнять.

 Также  в течение года сделаю игру: «Безопасная прогулка»  с использованием ОТСМ-ТРИЗ  причинно-следственные связи. Подберу  парные картинки: «Бежит с палкой- падает и  сам ударяется о палку, на горку пошёл не по лесенке- упал,  рядом с качелью стоишь-можешь стукнутся, песком кидаешься- детям одежду мараешь или в глаза попадешь, зимой снежками нельзя кидаться. С детьми проговаривать, что это всё не безопасно и приносит вред здоровью детей.  Например: ребёнок плачет, потому что стоял рядом с качелью и т.д. Закрепляем с детьми причинно-следственные связи.   Также проведу проект «Аккуратный шкафчик» , где ещё раз будет отражена моя тема связанная с витальной безопасностью.

Вывод: Донести до детей в доступной, игровой форме правила безопасности в быту и на прогулке и их соблюдать. Провела игру с педагогами «Одень куклу  по сезону»




Предварительный просмотр:

Моя инновационная тема: «Формирование основ безопасности в быту, социуме, в природе, через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.»

Наши дети многие не знают в силу своего возраста, как вести себя на улице, на прогулке. Они думают, что на улице можно бегать,  прыгать и нет никаких правил. Поэтому я решила познакомить детей с правилами безопасного поведения на прогулке. Мы с детьми летом рассматривали новый участок, выделяли объекты и воспитатель объясняла, как нужно играть с тем или иным объектом. Например, с песком, нельзя кидаться, высыпать его из песочницы, лучше играть поливая его водой, как играть с ракетой и т.д.

Затем осенью я провела проект «Безопасная прогулка», где продуктом стали игры: «Безопасность на прогулке» и «Подбери картинку к временам года» С этими играми я вас хочу познакомить. Игра: «Безопасность на прогулке»

Цель: Закрепить с детьми правила поведения на прогулке, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: картинки с правилами поведения на улице, где дети нарушают и не нарушают правила. Значок опасность, два обруча.

Играть могут от двух и более человек.  Раскладывают в обручи картинки,   где дети нарушают и не нарушают правила поведения на улице. Затем кладут значок опасность туда, где дети нарушают правила. Затем устанавливают причинно-следственные связи. Вторая игра «Подбери картинку к   временам года»,  Цель та же, только закрепляем ещё и времена года. К оборудованию добавляются картинки по временам года. Играть могут дети от четырёх до десяти человек. Дети раскладывают на полу значки по  временам года, а внизу под ними раскладывают картинки. Затем берут по желанию любую картинку, называют время года и говорят нарушил правила ребёнок или нет, затем устанавливают причинно-следственные связи.

Вывод: Продолжать учить  детей в доступной, игровой форме выполнять правила безопасности в быту и на прогулке и их соблюдать.



Предварительный просмотр:

Тема: «Освоение детьми способов формулировки вопросов» Петрова Т.В.

Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации. Для этого необходимо дидактическое пособие: «Задаём вопросы» Показать! А в нашем уголке «Познавайкин мир» вопросы живут в снежинке. Различают несколько типов вопросов, их семь групп. Вопросы бывают восполняющие, описательные, «почемучкины», оценочные, уточняющие, воображаемые, субъективные.

  1. Восполняющие. Когда? Какие? Какой? Какая? (с 2х лет)
  2. Описательные. Что? Где? Как? Кто? (с 3-х лет)
  3. Каузальные. Детям объясняем (почемучкины вопросы). Почему? Отчего?
  4. Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? (с 4-х лет)
  5. Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы? (с 4,5 лет)
  6. Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? (с 5 лет).
  7. Субъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? (с 5,5 лет)

Методика работы по обучению детей составлять разные виды вопросов:

Вид вопроса

Возраст детей

Методика работы

 Восполняющие

Когда? Какие? Какой? Какое?

Младшая группа (3-4 года)

Необходимо ввести схему составления вопроса

?

Вопрос обязательно должен состоять из 3 слов и содержать вопросное слово, объект и имя признака. Например: «Какой мяч по размеру?»

«Какой мяч по цвету?»

«Какой мяч по форме?»

На 1-ом этапе воспитатель учит  задавать вопросы одного типа, в конце недели знакомит детей со значком, который обозначает вид вопроса, лепесток занимает своё место на ромашке вопросов.

Описательные

Что? Где? Как ? Кто?

«Почемучкины» 

Почему? Отчего?

Конец  2-ой младшей группы

Формирование причинно-следственных связей.

Если у детей сформирован переход от наглядно действенного к наглядно образному мышлению, ребенок начинает  понимать линию времени. «Почему идёт дождь?»

Потому что тёмные тучи на небе.

Воображаемые

Что было бы если? Что случилось бы?

Средняя группа(4-5 лет)

Работа по обучению детей  задавать  воображаемые вопросы связана с ТПФ.

«Что было бы если ли бы колобок был сильным ?»

Уточняющие

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что?

«Верно ли , что у дома много частей?»

Оценочные

Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать?

Второе полугодие  средней группы

«Что лучше вода или сок по вкусу?»

Субъективные

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Старшая группа (5-6 лет)

«Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик-семицветик?»

Модель «Задаём вопросы»

  1. Предложить детям выбрать вопросное слово и поставить соответствующую карточку вопроса на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросное слово.
  2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами.
  3. Выбрать схему признака, поставить на место для значка признака.
  4. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.

Например: «Почему  кот по цвету чёрный?».

  1. В свободное время побуждать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, картинка-объект, признак. «Прочитать» получившееся предложение (вопрос).
  2. Можно предложить детям менять местами карточки и читать вопросы по-разному. Например: «Кот почему ты  чёрный по цвету?».

Мы с детьми изучили все виды вопросов, дети пользуют свободно карточками с вопросным словом, признаками и выбирают различные объекты. Работаем по разным классификационным темам. Накоплены картинки: «Мой город», «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Времена года», «Шахматные фигуры».

С детьми играем в игры: «Огород», «Задаём вопросы», «Карусель» (несколько вариантов), «Один и много», «Теремок», «Задай вопрос с помощью кубика» «Журналисты».

Провела с педагогами игры по младшей группе : «Карусель» и по старшим «Задай вопрос про зиму», объяснив правила игр. Педагоги с большим интересом играли, придумывали и отвечали на вопросы.

Вывод: При правильной формулировке вопросов у детей развивается любознательность к окружающему миру, мышление, речь, стимулирует поисковую активность у детей, а также получают информацию о каком –либо объекте.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов.  Игра «Опасик и Безопасик»

 Моя тема:

« Формирование основ безопасности в быту, когда ребёнок один дома, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ»

 В этом году я  уделяю больше внимание детей на то, какие правила безопасного поведения должны знать дети. Знакомила детей в игровой форме с правилами поведения в быту и дома, обыгрывали различные ситуации. Также  устанавливали и  закрепляли  причинно-следственные связи. Продолжая работать над своей темой,  я разработала игру  «Опасик и Безопасик». Сейчас я вас познакомлю с этой игрой.

 Цель игры:  Учить детей соблюдать правила безопасности  в быту, социуме, когда ребёнок остаётся один дома.  Продолжать устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: картинки по безопасности в быту и на улице,  два человечка: Опасик и Безопасик, два обруча.

Ход игры:

 В игре участвует подгруппа до 10 человек.  Расставляем в обручи человечков их зовут Опасик и Безопасик, Опасик всё время путает  и нарушает правила, а Безопасик всё делает правильно. Нужно научить Опасика, как и чем, можно заняться дома.  Вы   разбираете  все картинки в обручи и объясняете, правильно ли, положили картинки, в тот ли обруч и почему. Рассказывайте, какими играми можно заняться дома, когда ты остался один и чем опасным,  нельзя заниматься дома, когда ты один. .Затем устанавливаем причинно-следственные связи. В конце игры Опасик и Безопасик благодарят всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....