Познавательно - исследовательский проект: «В гостях у народа ханты»
проект (старшая группа)

Фадина Валентина Николаевна

- Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси.

- Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.

-   Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.

- Формировать любовь к малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Познавательно - исследовательский проект:

«В гостях у народа ханты»

Старший дошкольный возраст

Автор и

руководитель проекта

Григорян Наталья Борисовна

Фадина Валентина Николаевна

воспитатели старшей группы «Звездочки»

Тема проекта

«В гостях у народа ханты»

Тип проекта

Педагогический, краткосрочный,  групповой, информационно-творческий

Участники

проекта

Воспитанники старшей группы «Звездочки»,  воспитатели группы.

Актуальность работы

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Дошкольники не знают, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Дошкольники тоже являются гражданами Ханты-мансийского автономного округа, и должны иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей,

брать пример с гармонии отношений ханты и природы. Так как это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры.

Проблема. Противоречия, решаемые

в работе

Дети не задумываются о том, что округ Югра, в котором они живут – это их малая Родина. Не имеют представлений о том, что жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

•  у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты-Мансийского округа;

• отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;

•недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературы в группе.

Знакомство детей с родным краем носил в основном эпизодический характер. У детей не прослеживалась системность в знаниях о людях, живущих в Югре.

Решить эту проблему сможет интегрированный метод обучения и метод проектов, так как это подразумевает работу в данном направлении постоянной.

Цель проекта

формирование представлений о коренном народе Югры-ханты

Задачи проекта

  • Сформировать представление у детей об особенностях жизни коренного народа ханты и манси.
  • Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Формировать любовь к малой Родине.

Гипотеза

  • Предполагается, что организованная работа по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями коренных народов Югры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса к своей малой Родине.
  • Дети познакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе, получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь.
  • Дети и родители познакомятся с новыми формами работы с книгой и найдут ответы на интересующие их вопросы.

Ожидаемые результаты

  • Сформированы представления у детей об особенностях жизни коренного народа ханты.
  • знакомы с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.
  • Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.
  • Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Сроки

реализации

Две недели

Область применения

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Речевое развитие

Ресурсы

  1. Дети, воспитатели.
  2. Презентации «Хантыйские орнаменты», «Хантыйская одежда», демонстрационные картинки, иллюстрации
  3. Книги по произведениям местных писателей, поэтов.
  4. Серии иллюстраций животных и растений, характерных для Севера
  5. Куклы в национальных костюмах народов Севера

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора,
  2. определение цели и задачи проекта,
  3.  подбор литературы, пособий, атрибутов, создание на их основе презентаций;

  Основной этап:

    Во время реализации проекта в работе с детьми будут использоваться - НОД, беседы, художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация), а также:

    дидактические игры:

 «К нам пришли гости»

 «Дом, в котором я живу»

  Сюжетно-ролевая игра «Семья»

  образовательная деятельность:

   Просмотр видео-презентаций по темам:

  - «История Ханты-Мансийского округа»

  - «Мой посёлок – моя малая Родина»

  - «Жилище народа Ханты»

  - «Орнаменты, украшения, одежда»

  - «Быт народа Ханты»

  - «Животные и растения Югры»

  - Знакомство со стихами поэтов о Югре, чтение хантыйских сказок и легенд;

  - Знакомство с альбомом – «Одежда и орнаменты народов Ханты и Манси»

  творческая деятельность:

  -«Продолжи и укрась орнамент», «Украшение хантыйским орнаментом одежды»,

  -изготовление жилища – чум,

  -изготовление амулета с использованием орнамента народов Ханты,

  -коллективная работа - коллаж «Пастбище оленей»,

  -изготовление мини-макета «Стойбище»

  игровая деятельность:

  «Северные олени»,

  «Строим чум»,

  «Загони оленей»,

  «Поймай рыбу».

  Заключительный этап:

  1. Подведение итогов по проекту.
  2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения)
  3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

Результаты и выводы

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения. Так как воспитание патриотизма и любви к родному краю считаются важным. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к своему городу, семье, друзьям, учить помогать друг другу, в общем воспитывать настоящего достойного гражданина России.

У детей сформированы представления об особенностях жизни коренного народа ханты. Они познакомились с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа. Проявляют интерес и уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям. Понимают причастность себя и коренных жителей к малой Родине.

Дальнейшее развитие проекта

Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление        работы        в        следующих        направлениях:

1.        Работа        с        детьми        -        создание        условий        для        дальнейшей        работы;

- поиск использования новых тем по работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению        с        художественным        словом        народов        ханты        и        манси.

2. Распространение собственного педагогического опыта - публикация материалов по        данной        теме        на        сайтах        ДОУ        и        педагогических        работников;

- участие        в        конкурсах        и        фестивалях        различных        уровней;

  • участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.

Источники:

  1. http://newsruss.ru/ Коренные народы
  2. https://infourok.ru/material.html? mid=98576 Коренные народы ханты и манси.
  3. goturist Народ ханты.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

 "Легенды народов Севера"

для детей старшей группы

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

https://bukbmc.ru/wp-content/uploads/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                              Фадина В.Н.

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/17987/main_17987_original.jpg

Легенда о нартах

Два Ханта решили построить нарты…

 Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.

 Первый поехал – только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут – и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».

 С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.https://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-03/1647204009_92-vsegda-pomnim-com-p-reka-ob-foto-100.jpg

Легенда о том, как появились у Оби притоки

(Ненецкая легенда)

Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, которого было имя Торум-Лгун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун на северо-запад, а Аган – на восток. Но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместно жизни, поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – сердится, повернется спиной к нему и начинает грызть глинистый берег Черног Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа ...

 Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу.http://www.almazfea.com/upload/items/2655.jpg

Легенды о происхождении медведя

(Мансuйскuе легенды)

Легенда первая

Живет Нуми Торум на небе, у него дети ... Земля сверху кажется им гладкой, красивой, как ковер.

 Дочь его просится на землю, ей захотелось погулять по ней. В конце концов, отец сажает ее в серебряную люльку и медленно опускает ее на землю. Земля, оказывается, покрыта густой чащей, болотами, густыми зарослями шиповника. Дочь небесной силы не выдерживает мук на Земле, превращается в медведя, идет бродить по лесам, болотам и добывать себе пищу.

 Люди при определенных условиях звереют, не эта ли идея здесь заложена?

https://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpghttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpghttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836715_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-193.jpgЛегенда о кедреhttps://top-fon.com/uploads/posts/2023-01/1674836668_top-fon-com-p-fon-dlya-prezentatsii-kedr-168.jpg

Жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба ... Люди совсем не росли. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северный Старик болезней зло рассыпал ... Больно деревьям смотреть на людей стало, оставлявшим свою жизнь. Корни мощные кедры из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их.

 С тех пор, если человеку холодно, Кедр чувствует.  Если человеку больно, Кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут кедры.

 Кедр – долгожитель. Он живет 400-500 лет. Кедр начинает плодоносить в 60-80 лет.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673543268_gas-kvas-com-p-kedr-risunok-detskii-3.jpg

Легенда о сосне с шарообразным скоплением веток

(Ненецкое предание)

Однажды два друга пошли на охоту. Идут по лесу, вдруг видят соболь бежит и в «домик ветра» спрятался.

 Один из охотников взял палку и стал бить по дереву. А другой ему говорит: «Не бей по дереву, там же ветер живет, ты его рассердишь. Пойдем домой».

 Но первый охотник не хотел упускать свою добычу и продолжал колотить палкой. Вдруг налетел ветер, подхватил его и понес неизвестно куда.

 Когда ветер стих, увидел второй охотник: на деревьях кусочки его товарища висят. На одном дереве – глаза, на другом – руки и т. д. Приехал домой, жена ему рассказывает: «Налетел ураган, подхватил дом твоего друга вместе с семьей и понес неизвестно куда».

 Это надо знать:

 ненцы называют сосну с шарообразным скоплением веток «домом ветра»;

 в нее нельзя было ничего бросать, бить по ней.

Почему у глухаря глаза красныеhttps://papik.pro/uploads/posts/2023-01/1674422931_papik-pro-p-glukhar-risunok-42.jpg

(Хантыйская легенда)

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.

 Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.

 Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.

 Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.

Сказка о том, почему у зайца длинные ушиhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673589761_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-zaitsa-kartinki-29.jpg

Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор.

 Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай себе рога просить, чтобы «врагов в страхе держать».

 Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц, да бежать, да рога запутались в кустах.

 «Нет, брат», – говорит  лось, – «Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка, ты длинные уши. Пускай, все знают, что ты подслушивать любишь».



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

 "Изготовление хантыйской куклы Акань"

https://cdn.culture.ru/images/768be49f-5443-5c2a-ae2d-34e091c7a84e

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                                Фадина В.Н.

Программное содержание:

Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.

Развивать чувство национального самосознания.

Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяснить, как подбирают цвета ткани.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, трудолюбие.

Развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с правилами безопасной работы с иголкой.

Методы: игровой, практический, наглядный.

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова: лоскуток, шов, задний, передний.

Материал:

Демонстрационный: Кукла Акань, чум, иллюстрации кукол .

Раздаточный: лоскутки ткани, нитки, иголки, ножницы.

Предварительная работа:

Выставка изделий народного творчества народа Ханты.

Чтение хантыйских сказок.

Рассматривание иллюстраций декоративно – прикладного искусства народа Ханты.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

— Посмотрите, в этом домике живет кукла «акань». Она одна. Как вы думаете, не скучно ли ей? А если скучно, то что, по-вашему, надо сделать, чтобы ее развеселить? Правильно, мы сделаем ей подружек.

Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

Физминутка:

Мы играем целый день, целый день играть не лень.

 Ты, смотри не отставай, все за нами повторяй.

 Мы поднимаем руки вверх, сразу станем выше всех.

 Наши куклы– малыши, даже очень хороши.

 Низко наклоняются, звоном заливаются.

 Мы играем целый день, целый день играть не лень

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки, иголки.)

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Сверните лоскут белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая от края предыдущей. Хорошо.

(Самостоятельная работа детей.) https://lit.na5bal.ru/pars_docs/refs/25/24409/24409_html_6850fa8e.jpg

А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.

Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем украшать его полосками. Этому мы научимся позже, на других занятиях. Берем прямоугольный лоскуток, сшиваем задний шов платья. Теперь собираем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «акань».

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,

 Тоса яма вола, Хорошо себя веди,

Хураманг сухен  Красивое платье

Яма, яма тае. Аккуратно носи.

Кто может повторить?

(Два-три ребенка повторяют стихотворение.)

Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок.

Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка.

(Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)

Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продолжалась целую неделю.

Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам.

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их.

Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:

Шовт, шовт, шоврие,      Зайка, зайка, зайчик,

 Ертанг хатл вермал,        День дождливый настал,

Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —

Хулта ханемалум?           Где я спрячусь?

Турн кута лунгэмалум,    В траве что-ли срячусь,

Варе кута лунгэмалум,    В тальнике что-ли спрячусь,

Шовт, шовт, шоврие?!    Зайка, зайка, зайчик?!

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится



Предварительный просмотр:

Сценарий физкультурного развлечения

для детей старшей группы

«Игры народов Севера»

в рамках проекта

«В гостях у народа - ханты»

Подготовили воспитатели:

Григорян Н. Б.

                                                                                                              Фадина В.Н.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера; продолжать знакомить с произведениями национальных поэтов; закреплять умение выполнять физические упражнения в парах; продолжать учить метать в цель мешочки; развивать ловкость, быстроту переключения внимания; воспитывать доброжелательное отношение к представителям других культур.

Задачи:

Оздоровительные:

1. Совершенствовать двигательные навыки и умения;

2. Действовать в определенном для всех темпе;

3. Удовлетворить естественную потребность детей в движении;

4. Способствовать созданию хорошего настроения и эмоционального подъема.

Образовательные:

1. Способствовать активному участию в играх с элементами соревнования;

2. Соблюдать правила при проведении подвижных игр;

3. Развитие речи и обогащение словаря;

4. Способствовать формированию у детей представление о национальности

округа, культуре, традициях северного народа.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение действовать в коллективе сверстников;

2. Воспитывать справедливость, самостоятельность, настойчивость в достижении результата.

Обогащение словаря: коренные жители, ханты, манси, каюры, нарты.

Материал и оборудование: орнаменты хантыйских костюмов, обручи, веревка длиной 2 метра, рыбки пластмассовые – 16 шт.; ведерки – 2 шт, удочки – 2 шт, мяч

Участники: группа детей.

Ход развлечения.

Ведущий. Ребята, в каком крае мы с вами живём? Правильно, в Югре.  Много лет назад ваши бабушки и дедушки приехали сюда добывать нефть и газ, построили большой красивый поселок. Но в этом красивом и суровом крае, как вы знаете, издавна жили коренные народы ханты и манси.

У каждого народа есть своя культура, обычаи, традиции, которые они передают из поколения в поколение. Вы знаете, что издавна народы ханты, манси занимались охотой, рыболовством, разведением оленей. Свои праздники ханты и манси назвали «Медвежий праздник», «Вороний день». А сегодня мы хотим пригласить вас на ежегодный праздник ханты «Праздник оленевода». На него съезжаются люди, чтобы показать свою ловкость, меткость, выносливость.

Сегодня мы с вами станем участниками этого праздника. Давайте разделимся на две команды: первая – команда ханты, вторая – манси.

Дети делятся на две команды и строятся в две колонны.

Ведущий. Народы ханты, манси, занимаются издавна разведением оленей. Первая эстафета – это гонки на оленьих упряжках, которыми управляют каюры. 

Задача соревнующихся от каждой команды вдвоем в одной «упряжке» (обруче) добежать до шеста, вернуться обратно и передать следующей паре обруч. Победит самая быстрая команда.

1 эстафета: «Гонки на оленьих упряжках»

Двое детей в одном обруче от каждой команды добегают до шеста и возвращаются обратно, передают обруч следующим детям в команде.

По окончании подводятся итоги первой эстафеты.

2 эстафета: «Перетягивание каната»

У ханты есть интересное состязание, которое называют «Перетягивание каната»

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону.

Подводятся итоги 2 эстафеты

3 эстафета: Игра «Стрелок» 

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Подводятся итоги 3 эстафеты

4 эстафета: игра «Рыбалка»

Задача игроков поочерёдно с удочкой добежать до обруча, взять ведёрко, и крючком удочки зацепить рыбку за петельку, и положить рыбку в ведерко. Побеждает та команда, у кого рыбы в ведерке будет больше.

Подводятся итоги 4 эстафеты

Ведущий. Большое вам спасибо за игру!

 Вот и подошел к концу наш праздник оленевода. Победили сильнейшие. Вы доказали, что вы смелые, ловкие, меткие ребята, как народы ханты и манси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА для детей старшей группы в рамках проекта «В гостях у народа - ханты» Подготовили воспитатели: Григорян Н. Б . Фадина В.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "В гостях у Деда Мороза"

Расширить и углубить представления детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года - каноническом образе Деда Мороза....

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

При ознакомлении детей с природой открываются  вощможности для эстетического. патриотического, нравственного развития...

Проект " В гости к народам ханты"

Данный проект познавательно- исследовательский, творческий.Проект помогает сформирова ть у детей представления об особенностях жизни коренных народов Севера-ханты и манси,воспитывать уважение к коренн...

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у насекомых»

Экологическое образование детей - это формирование экологического сознания, открываются возможности эстетического и питриотического нравственного развития...

Проект"В гости к народам Ханты" 2

Проект"В гости к народам Ханты" 2...

Проект "В гостях у народа ханты"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Бытом и традициями народа ханты»...