ОД "Волшебная капуста"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_volshebnaya_kapusta.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
«Волшебная капуста»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Волшебная капуста»
Цель: развитие у детей старшей группы познавательной активности через детское экспериментирование.
Задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать знакомить детей с таким видом изобразительной техники, как «печать листьями»;
- учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о капусте, её видах, свойствах и пользе;
-формировать знания о профессиях лаборанта, огородника.
развивающие:
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
- развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия;
-умение работать самостоятельно и дисциплинировано.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-любовь к природе;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Способы организации детей: подгрупповой
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии огородника, лаборанта, беседа о технике безопасности при проведении опытов, разучивание хороводной игры под музыку, беседа о белокочанной капусте.
Словарная работа: огородник, эксперимент, реактив, лаборатория, клетчатка, пищеварение, раствор, кислотность.
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Игровые: превращение в лаборантов, дидактическая игра «Блюда из капусты»,
Практические: выполнение опытов.
Наглядные: мнемотаблица, компютерная презенация.
Оборудование и материалы: папки «исследователей», карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги 10х10, одноразовые тарелки, стаканы и ложки; разные виды капусты, сок краснокочанной капусты, сок лимона, сода, вода, мыльный раствор, детские энциклопедии с информацией о капусте; одноразовые шапочки, нарукавники – по количеству детей, влажные и сухие салфетки, макет почтовой посылки, мяч, мнемотаблица «Расскажи-ка. Овощи и фрукты».
Ход образовательной деятельности
1. Психологический настрой (1 мин)
В: Дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие: к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение.
Д: Здравствуйте! (С ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
2. Вводно – организационный этап (2 мин.)
В: А теперь садитесь и послушайте, потому что у меня для вас есть сюрприз. (Вношу посылку.)
Мой знакомый Огородник прислал нам посылку.
Кто такой огородник?
Д: Человек, который выращивает овощи на огороде.
3. Актуализация знаний, восприятие и усвоение нового материала. (4 мин.)
В: Правильно. А для того, чтобы узнать, что в посылке, нам необходимо отгадать загадку:
Стоит Матрёшка
На одной ножке,
Закутана, запутана.
Что это?
Д: Капуста.
В: Почему вы так думаете?
Д: Потому что листы капусты плотно завиты вокруг кочерыжки.
В: Вы угадали! (Достаю вилок белокочанной капусты)
В посылке есть что-то ещё… (Достаю из посылки разные виды капусты.)
Какие виды капусты прислал нам огородник?
Д: Белокочанная, краснокочанная, цветная, пекинская.
В: Правильно. А теперь давайте поработаем с мнемотаблицей. Кто хочет рассказать о белокочанной капусте?
Д: Это белокочанная капуста. Она светло-зелёного цвета, круглой формы, на ощупь-холодная гладкая, тяжелая. Растёт капуста в огороде. Из неё можно приготовить различные блюда. Очень хорошо! А чтобы вспомнить, какие именно блюда можно приготовить из капусты, давайте сыграем в игру.
Игра «Блюда из капусты».
Вставайте в круг. У меня в руках мяч, кому я брошу его, тот называет одно блюдо из капусты. (Голубцы, пирожки с капустой, борщ, щи, капустный суп, салат и др.)
В: Вот как много различных блюд можно приготовить из капусты! Обратите внимание, что суп из капусты имеет своё название – щи. Щи раньше были, наверное, самой любимой едой, поэтому говорили: «Где щи, тут нас и ищи».
Кто может сказать, чем полезна капуста?
Д: Из неё можно приготовить вкусные и полезные блюда.
В ней много витаминов, которые нужны при борьбе организма с вирусами.
В: А ещё нужно сказать, что каждый вид капусты полезен и интересен по-своему. Предлагаю вам стать учеными и узнать, чем интересна краснокочанная капуста.
4. Продуктивная деятельность (10 мин.)
В: Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и подготовить, об этом небольшой доклад. Карточки с обозначением методов исследования, это - план наших действий. Давайте вспомним, с чего начать наше исследование?
Кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие
«Подумать самостоятельно». Что нам следует сделать после этого? Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается вертикальная линия из карточек:
«Подумать самостоятельно»,
«Спросить у другого человека»,
«Посмотреть в книгах»,
«Позвонить знатоку»,
«Посмотреть в интернете»,
«Понаблюдать»,
«Провести эксперимент».
В: Давайте договоримся - я буду вашим консультантом. Вы будете собирать всю информацию о капусте, и зарисовывать схематично в папках исследователей, а я на доске мелом.
И так, давайте подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди).
В: Следующий метод - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте.
1 гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «КУПРУТУМ», что в переводе означает «ГОЛОВА»
2 гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты
3 гость – капуста - это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней.
Делаем пометки в папках исследователей.
В: Спасибо за помощь. А мы сейчас найдём информацию в книгах и позвоним знающему человеку – нашей медсестре.
В ходе телефонного разговора дети узнают, что капуста – лекарственное растение. Её можно применять при насморке и кашле, при ушибах, ожогах. Так же, она богата витаминами А и С полезна для лучшего роста детей, ведь капустный сок содержит ростовые вещества.
В: следующий метод - «Посмотреть в интернете»
Презентация «Всё о капусте»
(где растёт, несколько видов, полезные качества)
Воспитатель приглашает детей в Лабораторию.
5. Динамическая пауза (1 мин.)
Д: Раз, два, три - наклонись,
Раз, два, три – повернись,
Раз, два, три – покружись,
В лаборантов превратись.
(Дети берут стулья и проходят на места.)
Опыт № 1
Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой.
Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок.
Опыт № 2
В: А ещё, капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями.
У меня есть отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвар, что произойдет с водой?
Д: Она станет светло-фиолетовая.
В: Давайте проверим.
В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара.
В первом стакане вода становится розовая,
Во втором стакане - синяя
В третьем стакане - зеленая
И в четвертом стакане – светло-фиолетовая.
В: Ребята, как вы думаете, почему произошла такая реакция? (ответы детей) Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила сок лимона, во второй – соду, в третий – стиральный порошок, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая.
Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная).
А сейчас, я предлагаю желающим представить свой доклад по теме «Капуста» (после выступлений проводятся обсуждения и задаются вопросы).
Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт.
6. Заключительный этап. (1 мин.)
В: Вам понравилось наше занятие?
Что запомнилось больше всего? Чем полезна капуста?
О каком виде капусты мы сегодня узнали? Почему краснокочанную капусту
называют волшебной? Чем она интересна?
7. Рефлексия (1 мин.)
В: Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня! Каждый из вас получает звание: «Знаток капусты»! А ещё нас ждёт сладкий сюрприз! (Награждаю детей)
Поблагодарим гостей за внимание!
Д: Спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сказка про аиста и капусту устарела
Как говорить с детьми про ЭТО? Сексуальное образование дошкольников - удел родителей или педагогов?...
Сценарий конкурса красоты и творчества "Сударыня капуста"
Данный сценарий направлен на решение задач гражданского воспитания детей дошкольного возраста и не только, при комплексно - тематическом планировании, тема "Овощи". Отражает специфику деятельнос...
Театрализованное занятие для старшего возраста «Завила оборки густо, узнаёшь её…капуста»
Данное театрализованное занятие знакомит детей с традициями осеннего народного праздника - Сергий Капустник....
Познавательно-творческий проект в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ№10 "Воздушные шары - познание, творчество, физкультура, праздник". Воспитатель: Капуста Л.Я.
Идея проекта возникла при составлении плана работы на лето в рамках тематической недели - "Неделя воздушных шаров". Как автор проекта, я хотела показать, что воздушные шары в руках воспитателя м...