Гостиная для родителей с детьми с ТНР. Статья в региональный "Атлас". Логоритмика.
статья по коррекционной педагогике

Шаповалова Ольга Сергеевна

Описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovoy_material_na_festival.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Гостиная для родителей  с детьми с ТНР

Логоритмика-эффективный способ развития речи

Клепче Жанна Дмитриевна – воспитатель,

высшая квалификационная категория

Климова Марина Михайловна – воспитатель,

первая квалификационная категория

Стародубцева Е.Г.- воспитатель,

высшая квалификационная категория

Шаповалова О.С. – воспитатель,

высшая квалификационная категория

Шушпанова Е.И. – учитель-логопед,

высшая квалификационная категория

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Наша практика направлена на оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ТНР. Это перспективная форма работы с семьей, которая учитывает актуальные потребности семьи, способствует формированию активной жизненной позиции участников процесса, а также укрепляет институт семьи и передает опыт в воспитании детей.

Цель работы гостиной: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в обществе.

Задачи гостиной:

-оказать  психологическую и коррекционно-педагогическую поддержку семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;                                                   - познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;                                                                                                                      - формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной   организаций;                                                                                        

Наш  детский сад осуществляет образовательную деятельность по основной образовательной программе МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирска и Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ТНР. В ДОУ организован консультационный пункт, в котором работают специалисты, оказывающие помощь родителям, имеющих детей с ОВЗ,  а также детей раннего возраста, не посещающих наш детский сад. В 2019-2020годах на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр, где  одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы гостиной «Развиваемся вместе».  В своей гостиной мы постарались использовать нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии, где реализуем принцип партнерства и диалога.  В рамках гостиной организовали встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. Использовали различные формы проведения гостиной такие как: консультации, беседы, дискуссии, логоритмические и театрализованные игры, индивидуальные и подгрупповые занятия, использование информационных технологий: выпуск буклетов, памяток. В условиях неформального общения участники гостиной знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями.  

Свой вклад в организацию деятельности гостиной вносят администрация дошкольного учреждения, специалисты (педагоги, работающие на группах компенсирующей направленности, учителя-логопеды, педагог – психолог, дефектолог,  музыкальный руководитель).                                                              Наша гостиная работает второй год. В детском саду проходят встречи с родителями и детьми с ОВЗ, не посещающие наш детский сад, на которых мы стараемся оказать помощь этим семьям, ответить на их вопросы, провести обучающие занятия. В этом году мы взяли тему «Речевое развитие, дети с тяжелыми нарушениями речи». Почему мы решили взять именно эту тему? На сегодняшний день эта патология наиболее часто встречается в детском возрасте, и по результатам анкетирования родителей очень много родителей обеспокоены тем, что их ребенок плохо говорит или вообще не разговаривает. А так как в нашем ДОУ работают узкие специалисты, которых нет в других детских садах: логопеды, психолог, дефектолог, мы решили оказать помощь родителям детей, не посещающих наш детский сад, как стимулировать речь ребенка, вызывать звукопроизношения, звукоподражания. Поэтому целью нашей работы в рамках гостиной является помощь, которую можно оказать в условиях детского сада детям с тяжелыми нарушениями речи. Был разработан план мероприятий на год, который включал в себя: консультацию для родителей «Использование песочной терапии в домашних условиях»; проведение городской гостиной «Развиваемся вместе». Вторая встреча с родителями в рамках гостиной состоялась в январе. На ней присутствовали 14 семей с детьми. Тему встречи мы взяли «Логоритмика – эффективный способ развития речи детей».  Целью второй встречи было знакомство родителей с нетрадиционными технологиями по стимулированию речи у детей с ТНР. Задачи: повысить компетентность родителей через знакомство с логоритмическими упражнениями, показать различные методы и приемы развития дыхания, моторики, артикуляционной гимнастики,  познакомить с использованием театра на фартуке для активизации речи. Мотивировать родителей на использование полученных знаний с ребенком дома.                                                                                                  Общение в рамках гостиной создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для родителей. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.                         Результатом работы гостиной является: включение родителей в  сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы, родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Приняли участие в городском конкурсе смарт-практик и вошли в число победителей. (mimc.org.ru).

В заключении необходимо отметить, что работа гостиной способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ  как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения. Перспективы дальнейшего развития гостиной: планируется, что гостиная продолжит свою работу и в следующем учебном году, возможно расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же привлечение специалистов из других ДОУ  для  обмена  опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая гостиная с родителями и детьми старшей группы "Чудеса времен года - зимние сказки"

Творческая встреча, в ходе которой происходит сближение детей и родителей, благодаря общению и сотрудничеству. Дети и взрослые попадают в музыкальную зимнюю сказку, совместно выполняют творческие зада...

Сценарий тематической гостиной с родителями и детьми средней группы № 3 «Мир – без войны!»

Задачи взаимодействия с детьми: ü развивать у детей высокие нравственные качеств - патриотизм: гордость за свою родину.ü прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край ...

Сценарий тематической гостиной с родителями и детьми «Мир — без войны!»

Сценарий тематической гостиной с родителями и детьми «Мир — без войны!»Задачи взаимодействия с детьми:развивать у детей высокие нравственные качеств - патриотизм: гордость за свою родину.прививат...

Музыкальная гостиная с родителями и детьми

laquo; С музыкой дружить – веселее жить!»...

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...

Конспект творческой гостиной с родителями и детьми старшей логопедической группы; "Снежная сказка" по мотивам сказки "Морозко"

Целью данного занятия является совершенствование у детей и родителей интереса к совместной деятельности, к речевым и музыкальным занятиям....