Проект «Культура и традиции татарского народа»
проект (старшая группа)
Проект предназначен для изучения культуры и традиций татарского народа. Изучаются такие темы, как родословная, символика РТ, история, достопримечательности, произведения татарских поэтов и писателей, национальные игры, блюда и костюмы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatar_kult_.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура и традиции татарского народа»
Актуальность:
Наша Республика Башкортостан многонациональна, на ее территории проживаю представители более 30 народов: татары, башкиры, марий, русские и многие др.
На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.
Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческий - познавательный
Длительность: долгосрочный
Срок-реализации: сентябрь 2022 год – май 2023 год
Цель: формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей
Задачи проекта:
- расширять знания детей о истории жизни людей татарской национальности, их культуре, традициях, обычаях, национальных костюмах, фольклоре
- развивать творческое воображение, памяти, умение анализировать и делать выводы.
- воспитывать чувства толерантности к представителям других национальностей, любви и уважение к своей Родине.
Идея проекта:
- через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культуры татарского народа, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливости и общении.
Интеграция образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие»
- организуется экскурсии в краеведческий музей; ООД (приобщение к татарской народной культуре)ознакомление культурой татарского народа.
«Познавательное развитие»
- организуются дидактические игры, ООД (по приобщению воспитанников к социально - культурным ценностям татарского народа.
«Художественно - эстетическое развитие» ( рисование, аппликации, лепка, музыка)
- организуются выставки детских работ, музыкальные развлечения и инсценировки по сказкам.
«Физическое развитие»
- организуются татарские народные подвижные и хороводные игры.
«Речевое развитие»
- чтение и заучивание произведений татарского народа, считалки.
«Ознакомление с художественной литературой»
- знакомство с произведениями татарских поэтов: Муса Джалил, Хади Такташ, Габдулла Тукай, Абдулла Алиш.
Методы и приемы работы с воспитанниками:
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- просмотр видеофильмов, слайдов о традициях татарского народа;
- разнообразные трудовые деятельности;
- словесное разучивание стихов, считалок;
- беседа;
- игровые приемы;
- разнообразная творческая деятельность;
Ожидаемый результат:
для педагогов
-разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой;
-подбор литературы и методических пособий по проекту. Разработка конспектов занятий, праздников;
-оформление национального центра в группе. Выставка детских работ.
для родителей:
- участие родителей в проекте, проведение консультации по национальному воспитанию.
для дошкольников:
- знание о жизни людей татарской национальности, их традициях, обычаях;
-умение любоваться предметами декоративного искусства, бережно относиться к ним;
-знание татарских подвижных игр, умение самостоятельно играть;
- знание произведений фольклора.
Сроки и этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
Цель: - привлечь родителей и воспитанников к реализации проекта
Дата | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | -изучение методической литературы; -разработка плана проекта: «Культура и традиции татарского народа» -консультации для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании» «Мое древо - мое родословное!» -подбор наглядно - дидактического и наглядно - демонстрационного материала -оформление национального центра в группе |
- Основной этап (сентябрь - май)
Цель: реализация основных видов деятельности в рамках проекта
- развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, быте, традициях татарского народа.
Образовательная область | Формы работы |
Познавательное развитие | - ООД «Символика РТ (герб, флаг, гимн)» - ООД «История татар» (рассматривание иллюстрации по книгам «Средневековая Казань» Фаяз Хузин, «Культура древних трюков» Гамирзан Давлетшин) - ООД «Национальный татарский костюм» - ООД «Татарская национальная кухня» (чак- чак, вак - бэлеш, бэлеш, кыстыбый, тэбикмек, уч- пучмак) - ООД «Путешествие по республике Татарстан» - ООД «Бабушкин сундучок» |
Развитие речи | - рассказывание сказок: «Дитя и мотылёк», «Коза и баран», «Три дочери», «Приключения Сабантуя», «Чукмар и Тукмар», «Водяная», «Волшебные башмаки», «Шурале» и другие - знакомство с произведениями татарских поэтов: Муса Джалил, Хади Такташ, Габдулла Тукай, Абдулла Алиш - считалки: «Эке - бэке», «Бэз - бэз» и другие. - пальчиковые игры: «Саумы бармак», «Биш бармак» - дидактические игры: «Назови сказки по картинкам», «Отгадай и назови», «Кто лишний?», «Посчитай» |
Социально - коммуникативное развитие | - сюжетно ролевая игра: «Семья», «В гостях у бабушки», «Встреча гостей», «Разговор по телефону», «Поход в театр» -настольная игра «Бабушкин двор» -просмотр мультфильмов: «Приключения Сабантуя», «Чукмар и Тукмар», «Водяная», «Волшебные башмаки», «Шурале», «Коза и баран», «Дитя и мотылёк». - развлечение: «В гостях у бабушки» |
Художественно - эстетическое развитие | ООД рисование: «Укрась татарское платье», «Укрась фартук», «Укрась тюбетейку» и др. ООД аппликация: «Укрась пиала», «Укрась сапожок», «Укрась варежки» ООД лепка: «Чак - чак», «Бэлеш», «Уч- пучмак», «Кыстыбый» - коллективная работа «Навруз - встреча весны» - дидактические игры «Сложи узор на фартуки», «Узор на тюбетейки», «Укрась платье», «Узор на полотенце» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Тимербай», «Продаем горшки», «Йомгагым», «Серый волк», «Резвые лошадки» и другие. |
Взаимодействие с родителями | Консультации для родителей: «Народные традиции и их роль в семейном воспитании» |
- Этап. Заключительный
Выставка семейных рисунков «Татарские народные узоры»
Вывод:
Таким образом, можно отметить что многое удалось сделать в этом учебном году по данному направлению работы. Проведены все запланированные мероприятия по приобщению дошкольников к татарской национальной культуре.
Пополнили центр патриотического воспитания:
- альбомом о республике Татарстан,
-куклами в татарских национальных костюмах;
-художественными произведениями татарских поэтов.
Развивающая предметно - пространственная среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской национальной культуры.
Список использованной литературы:
Хайрутдинова Р.Р. «Хрестоматия татарского детского фольклора»
Закирова К.В «На поляне детства» хрестоматия для воспитателей ДОУ и родителей. Казан 2011год
Шаехова Р.К. «Раз словечко, два словечко» Казан школа 2002.
Закирова К.В. «Балачак аланы»хрестоматия Казан «РИЦ 2011»
Шаехова Р.К «Ступеньки к творчеству» мастер лайн 2000г
Сулейманов Р. «Жемчужина народного творчества Урала»
Ф.Ф.Харисов, С.М. Харисова «Мой первый татарский словарь»
Гафурова Ф.А., Гайнетдинова Л.Ш. «Элифба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»
Консультация для воспитателей...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».
Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»
Приобщение детей к культуре татарского народа....
Проект: «Культура и традиции татарского народа»
Проект:«Культура и традиции татарского народа»...
Проект "Народная культура и традиции татарского народа"
Проект "Народная культура и традиции татарского народа"...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
laquo;Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»....
Краткосрочный проект «Культура и традиции татарского народа»
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня культу...