Творческая гостиная " На берегах Енисея" в рамках формирования у детей любви к малой Родине
статья (старшая, подготовительная группа)
В материале изложен опыт работы по развитию у детей нравственно-патриотических качеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_gostinaya_na_beregah_eniseya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 «Аленушка» города Лесосибирска»
Творческая гостиная
«На берегах Енисея» в рамках
формирования у дошкольников любви к малой Родине
/опыт представлен на Региональном форуме «Гражданственность через образование»/
Музыкальный руководитель: Шлыкова
Ольга Валерьевна
/высшая квалификационная категория/
Лесосибирск 2023 г.
В течение пяти лет детский сад активно взаимодействует с культурными и образовательными учреждениями города: ЦДО, «СОШ № 2», школой искусств № 1, Народным хором ветеранов «Калинушка», детскими садами южной части города. Результатом взаимодействия стала творческая гостиная «На берегах Енисея».
Необходимость создания творческой гостиной состоит в следующем: у детей стали искажены представления о доброте, великодушии, прервалась связь между поколениями. Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим, проверенным традициям народа, вековым корням, таким вечным понятиям, как любовь к семье, большой и малой Родине. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм.
В рамках творческой гостиной были проведены мероприятия: «Мое Красноярье»; «Лесосибирск родной - город молодой»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Родина моя Россия».
Цель данных мероприятий: вовлечение воспитанников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию, направленную на формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, успешной социализации на благо региона и Родины в целом.
Задачи:
- создать атмосферу общности, интересов, вдохновения;
- углублять краеведческие знания о родном городе, его культурно-историческом наследии;
- воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей через музыкальные, литературные, познавательные образы, эмоциональную отзывчивость в исполнительской деятельности.
В содержание творческой гостиной входит:
- чтение детьми стихотворений, показ мини-сценок;
- исполнение дошкольниками песен на патриотическую тематику /дети разучивают песни о красоте России, о Великой Победе советских и современных композиторов; затем песня оформляется танцевальными элементами, проводится работа с солистами/.
- исполнение дошкольниками танцевальных композиций /в зависимости от содержания мероприятий тематика танцев может быть поздравительной, спортивной или национальной/.
- Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Поэтому наша творческая гостиная нацелена на развитие толерантности и уважения к культуре других народов.
Перед проведением творческой гостиной проводится предварительная работа:
- Осуществление патриотического воспитания в рамках музыкальной деятельности.
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В детском саду имеются аудио и видеозаписи народной музыки, звучание народного оркестра. Таким образом даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.
На занятиях в доступной форме рассказывается, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Народные песни способствуют развитию певческих навыков у детей. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использовали в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр. Народные игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх они учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
- Встреча с руководителями творческих коллективов, обсуждение
сценария и репертуара мероприятий.
Постоянные гости - Народный хор ветеранов «Калинушка». Совместные мероприятия с хором способствует формированию у дошкольников уважения к старшим, к культуре и традициям русского народа. Праздник Великой Победы отмечается в детском саду ежегодно. Патриотические песни в исполнении хора ветеранов «Калинушка» трогают сердца детей и взрослых искренностью и эмоциональностью исполнения.
Очень рады педагогам и воспитанникам детской школы искусств. Их выступления формируют у дошкольников эстетический вкус и способствуют развитию представлений о многообразии народной музыки, музыкальных инструментов.
Активное участие в проведении творческой гостиной принимают воспитанники центра дополнительного образования. Высокохудожественное исполнение танцевальных и сольных номеров повышает эмоциональный настрой участников мероприятия, формирует у дошкольников мотивацию к творческой деятельности.
В предварительную работу по проведению творческой гостиной входит изготовление костюмов, декораций и сувениров для гостей. Силами педагогов создавались костюмы Шамана, Хозяйки Тайги, города Лесосибирска. Большую помощь в подготовке мероприятий оказали родители воспитанников. Они разучивали с детьми стихотворения, помогали в изготовлении детских национальных костюмов.
Мероприятия творческой гостиной предоставляют большую возможность для знакомства воспитанников с географией, природой, культурой родного края и города. В процессе мероприятий дошкольники знакомились с легендами и мифами о Красноярском крае и г. Лесосибирске. Также дети узнали о том, какие народности живут у берегов Енисея и тайги, об образе жизни и культуре. Развитию бережного отношения к природе родного края способствовала инсценировка легенды о жадном Пиме, показанная педагогами. Положительные отзывы о проведении мероприятий прозвучали со стороны гостей из других детских садов города.
Теплая атмосфера мероприятий послужила вдохновением для планирования новых встреч, которые обязательно состоятся в нашей творческой гостиной в ближайшем будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей представлений о малой родине в рамках реализации программы «Я живу на самарской земле».
Патриотического воспитания граждан можно разделить на четыре направления:•военно-патриотическое воспитание («Юный защитник Отечества»);•гражданское воспитание («Юный гражданин»);•духовно-нравств...
Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани
Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботитс...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”
Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...
Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...