Знакомство дошкольников с родным краем-Югрой
план-конспект занятия (старшая группа)
Цикл познавательных и творческх занятий с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspeky_zanyatiy_o_rodnom_krae.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области «Познание»
Тема: «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры».
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»: Дать детям представление о многообразии кустарниковых растений: они разной формы, размеров, с разным строением кроны, листьев, цветов и плодов; могут быть ветвистыми и малоразветвлёнными; уточнить отличительные особенности кустарников и кустарничков от деревьев; Воспитывать у детей познавательный интерес к природе Югры, бережное отношение к растениям, осознанно-правильное отношение к кустарникам, заботу об обитателях тайги.
Закрепить знания детей о ягодных кустарниках Югры: чёрной смородине, малине, бруснике, чернике, голубике, калине, клюквы, их особенностях, полезных свойствах, применении в медицине в быту;
Упражнять детей в узнавании и назывании ягодных кустарников, кустарничков, частей одного и того же растения с помощью гербария, парных картинок, натуральных ягод;
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Учить детей внимательно слушать стихи и отгадывать загадки о кустарниковых растениях Югры;
Образовательная область «Физическая культура»: Развивать умение детей двигаться осторожно, в процессе подвижной игры не наталкиваясь на других играющих;
Образовательная область «Коммуникация»: Активизировать в речи детей слова: ягоды, листья, смородина, брусника, малина, куст, дерево, трава, гербарий. Уточнить значение слов: одревесневший, крона, плоды, ветвистый, малоразветвлённый;
Атрибуты:
- Кукла Филиппок;
- Картинки с изображением деревьев, кустов, травы;
- Картинки с изображением кустарников: смородины, малины, брусники, черники, их отдельных частей;
- Гербарные листы с частями тех же кустарников;
- Ягоды, напитки, варенье, чай и другие изделия из перечисленных кустарников;
- Картинки с изображением правильного, и не правильного сбора ягод, с изображением поедания ягод разными животными, гнёзд кустарниковых птиц;
- Модели: дерево, кустарник, травянистое растение;
- Д/и «Где чей дом»;
- Черенки малины, смородины, брусники, черники (по возможности);
- Загадки о деревьях;
- Модели правил поведения людей в природе по отношению к растениям;
Предварительная работа:
- В группе поработать с книгой Т. А. Шорыгиной «Ягоды. Какие они». Прочитать стихотворения с детьми, разгадывать загадки.
Ход НОД:
- Игровая мотивация: Появляется кукла Филиппок с ведёрком, говорит, что собрался в лес за ягодами, да вот только не знает, как он будет лазить по деревьям и рвать там малину, смородину, чернику, бруснику.
- Педагог задаёт вопросы детям: «Ребята, кто из вас был в лесу? А кто из вас гулял по территории нашего детского сада? Кто собирал ягоды на даче? Разве малина, смородина, голубика растут на деревьях? А на каких растениях растут ягоды? Правильно, на кустарниках. Давайте научим Филиппка отличать кустарники от деревьев и отличать кустарники друг от друга».
- Педагог демонстрирует картинки деревьев и кустарников.
- Педагог демонстрирует модели «Дерево» и «Кустарник».
- Педагог предлагает детям поиграть. Проводится подвижный вариант дидактической игры «Дерево, кустарник, или травянистое растение». Воспитатель демонстрирует картинки деревьев и кустарников, а дети показывают, что изображено на картинке: дерево, кустарник, или трава.
- Воспитатель предлагает детям научить Филиппка отличать кустарники друг от друга, демонстрирует рисунки, фотографии, гербарные листы кустарников нашего края, рассказывает о них: какого размера кустарники, какую форму имеют листья, цвет ягоды. Загадывает загадки о ягодах. Дети отгадывают, обследуют гербарные листы.
- Воспитатель предлагает пойти в лес герою и детям, напоминает, как нужно вести себя в лесу, не шуметь, не рвать ягоды с ветками и листьями.
- Предлагает детям поиграть в дидактическую игру: «В лес по ягоды пойдём». Дети с воспитателем ходят по Зимнем саду. Произнося слова: «В лес по ягоды пойдём, в лесу ягоды берём, кусты не ломаем, листики не рвём», – находят банки с ягодами.
- Вернувшись за стол, дети пробуют ягоды, играют в игру: «С какого кустарника ягода». Воспитатель даёт ребёнку попробовать (кладёт ложкой на его тарелочку ягодку), ребёнок съедает ягодку и показывает гербарный лист растения, с которого сорвали эту ягоду.
- Далее проводится игра: «Узнай ягоду по вкусу».
- Далее проводится игра: «Назови ягоду, которую хочешь попробовать».
- Итог: Филиппок благодарит детей и воспитателя, обещает не путать деревья и кустарники, бережно к ним относится, выполнять правила сбора ягод, напоминает их детям, прощается и уходит.
Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество»
Едем на машине по родному Сургуту.
Программное содержание:
Образовательная область «Художественное творчество»: Учить детей передавать в рисунке прямоугольную форму салона машины и квадратную форму окон; рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги. Продолжать учить соблюдать правила закрашивания красками (закрашивать в одном направлении всей кистью, отрывая ее от бумаги каждый раз доводя до контура). Развивать умение самостоятельно выбирать цвет для рисования и раскрашивания машины. Поощрять внесение детьми в рисунок дополнений, обогащающих его содержание.
Образовательная область «Познание»: Расширять знания детей о транспорте.
Образовательная область «Физическая культура»: Развивать зрительное и слуховое внимание детей, координацию движений.
Образовательная область «Социализация»: Продолжать воспитывать любовь к родному поселку.
Образовательная область «Коммуникация»: Обогащение словаря: салон, экскурсия.
Демонстрационный материал: картинка с изображением машин, игровой персонаж Буратино.
Раздаточный материал: листы бумаги в форме вытянутого прямоугольника (25х17 см), краски гуашь, кисточки, баночки с водой, подставки, салфетки бумажные и матерчатые.
Предварительная работа: Наблюдения за транспортом, рассматривание фотографий поселка.
Ход занятия:
- Игровая мотивация: Буратино предлагает детям поехать на экскурсию по поселку. Воспитатель предлагает детям выбрать вид пассажирского транспорта, на котором можно поехать. Все вместе решают нарисовать машины.
- Рассматривание картинки машины или игрушки. Какой формы салон машины? Окна? Колеса?
- Показ воспитателем приемов рисования. Сначала рисуем контур салона машины. Потом закрашиваем его такой же краской. Пояснить, что пока краска высыхает, надо нарисовать колеса, немного отступив от нижних краев машины. Нарисовать одно окно серой краской и сказать, что еще несколько таких окошек дети нарисуют самостоятельно.
Физкультминутка
- Самостоятельная работа. Воспитатель следит за техникой изображения, помогает от имени Буратино советами.
- Рассматривание работ, их анализ.
Знятие плавно переходит в игровую деятельность. Дети строят машину из стульчиков и отправляются на экскурсию по поселку.
Конспект занятия по образовательной области
«Чтение художественной литературы»
Тема: Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»: Дать элементарные представления о жизни людей и особенностях их труда народа, живущего около реки. Знакомить с традиционными промыслами народов ханты и манси.
Продолжать приучать детей слушать стихотворения о родном крае, предложить внимательно рассмотреть иллюстрации к произведению.
Образовательная область «Социализация»: воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу родного края.
Образовательная область «Коммуникация»: Продолжать учить различать и называть породы рыб, ввести в речь детей слова чум, запруда, сети, остроги.
Материал: предметные картинки из серии «Рыбы», сюжетные картинки «Уклад жизни народов ханты и манси», предметы из бересты; кукла Чивостик.
Интеграция областей: познание, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Чивостик: какие красивые, необычные костюмы у людей, изображенных на картинках. Кто это? Зачем им река?
Воспитатель. Это коренные обитатели нашего края, представители народов ханты и манси.
Предки народов ханты и манси пришли в низовья реки Оби и заселили территорию Ханты-мансийского автономного округа. Традиционными занятиями были охота, рыбалка, оленеводство. (Показ иллюстраций).
Из промысловых рыб ловили язя, щуку, плотву, муксуна, щокура. Орудиями ловли рыбы были остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. (Показ иллюстраций).
Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты – были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения – лодки.
Предметы обихода изготавливали из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха. (Показ предметов, иллюстраций).
Основной пищей у народов ханты и манси были рыба и мясо. Рыбу ели сырую (свежую и замороженную), вареную, вяленую, жареную, сушеную.
Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Кроме рыбы ели водоплавающую птицу.
Живут ханты и манси близ рек и озер. Ведут полуоседлый образ жизни, имеют зимние и летние срубы, а также переносные – чумы, чтобы можно было заниматься рыбной ловлей, охотой, а также зимние и летние оленьи пастбища.
Народы ханты и манси всегда относились к реке бережно. Отражали уважение к реке в стихотворениях, сказаниях песнях. И современные авторы тоже воспевают красоту родной реки Оби в своих произведениях. Я предлагаю послушать стихотворение Татьяны Царенко «Река Обь»:
Есть на свете много рек
Знает каждый человек,
Но Оби прекрасней нет,
Обойди хоть целый свет!
Сколько рыбы всякой тут!
Сосчитать не просто.
Те, что в озере живут
Маленькие ростом.
А в Оби на глубине
Щуки плавают на дне.
Осетры и муксуны
На столе у всей страны.
Лишь цари когда-то ели
Нашу рыбу раз в неделю!
Вот какая Обь-река к нам течет издалека!..
О чем говорится в стихотворении? Ответы детей.
Воспитатель: Понравилось ребята вам стихотворение. Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы в реке водилось много рыбы, чтобы малые народы проживали по берегам и не голодали, чтобы мы могли отдыхать на берегу этой величественной реки.
Ответы детей.
Воспитатель подводит итог занятия. Правильно, ребята. Нужно бережно относиться к природе, не загрязнять берега, следить, чтобы не проливалась нефть, рационально использовать природные ресурсы.
Чивостик благодарит детей за то что они рассказали много интересного о родной реке и прощается с детьми.
Конспект занятия по образовательной области «Познание»
Тема: «Путешествие по городам Югры»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»: Продолжать знакомить детей с родным краем – Югрой и городами, расположенными на его территории;
Образовательная область «Коммуникация»: Ввести в словарь детей названия городов Югры: Нефтеюганск, Нижневартовск. Ханты-Мансийск, Сургут.
Образовательная область «Социализация»: Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой родной край.
Материал: Иллюстрации, фотографии, куклы Барби и Кен, аудиозапись.
Предварительная работа: Предварительное знакомство с отдельными городами Югры, показ фотографий, иллюстраций.
Ход занятия:
Ребята, из далёкой Америки, к нам сегодня прилетели в гости Барби и Кен. Они хотели бы познакомиться с нашим краем Югрой и городами, которые здесь расположены.
Ребята, а какие города Югры знаете вы? (Ответы детей)
Наш край очень большой и богатый нефтью, газом, рыбой, лесом.
Давайте предложим нашим гостям отправиться в путешествие по нашему краю Югре. А начнём мы с аэропорта нашего замечательного города Нефтеюганск. Занимайте свои места в вертолёте, не забудьте пристегнуть ремни безопасности. Наших гостей посадим около иллюминатора (Дети рассаживаются на стульчики). Итак, полёт начинается.
(Играет музыка, грамзапись)
Наш вертолёт пролетает над городом Нефтеюганском. Это большой город. (Показ иллюстраций и фотографий). На территории этого района добывают газ и нефть, заготавливают лес. В самом городе Нефтеюганске строятся новые дороги, школы, больницы, дома. Посмотрите, какой красивый речной порт, он принимает пассажирские теплоходы и баржи с разными грузами. Нам тоже можно будет доплыть по реке Юганка до этого города на теплоходе, на катере.
Ребята, посмотрите справа (показ иллюстраций). Мы пролетаем над городом Сургут. Сургут – это красивый город, имеющий железную дорогу, детские сады, больницы, спортивные сооружения. Я думаю, что нашим друзьям из Америки нравится наше путешествие.
Наш вертолёт приближается к столице Югорского края городу Ханты-Мансийску. Здесь мы совершим посадку в международном аэропорту города Ханты-Мансийска. Всех ребят и гостей города приглашаем на обзорную экскурсию. В самом начале города нас встречают огромные фигуры мамонтов ( показ иллюстраций). Эти крупные животные жили очень – очень давно. А это парк – музей под открытым небом. (Показ иллюстраций). Здесь расположилась уникальная коллекция малых архитектурных форм народов Югры. Ребята, а какое коренное население живёт в Югре? (Ханты, манси, лесные ненцы).
(Физминутка). Давайте поиграем в хантыйскую игру «Солнце» (Хейро).
Занимаем свои места в вертолёт для дальнейшего полёта. Я думаю, нашим гостям очень понравилось. А мы продолжаем свой путь. Сейчас мы пролетаем над юртами, в которых живут ханты, манси, ненцы.
Они занимаются рыбной ловлей и изготовлением домашней утвари из бересты, дерева, национальную одежду из оленьих шкур, заменить которую в наших северных условиях не в состоянии никакая фабричная одежда.
А наш полёт завершается. Мы возвращаемся на наш аэродром. Ребята, расскажите нашим гостям, какие достопримечательности есть в нашем районе. (Показ иллюстраций, ответы детей).
Ребята, а в какие города мы сегодня пролетали? А как называется заповедник? (Ответы детей). Вот такой наш Югорский край!
Югорский край озёрами покрыт,
Красот земли тебе не занимать.
Душой своей богата и открыта,
Ты согреваешь, как родная мать.
Зимой сурова, а летом расцветаешь,
От края в край лететь не долететь.
Как великан, ты силушкой играешь,
Ты сможешь всё – лишь стоит захотеть!
Ребята, давайте нарисуем для наших друзей в подарок про наш край Югру. Пусть они расскажут в своей стране про наш край и покажут наши рисунки.
Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество»
Аппликация: «Девочка в малице»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»: Продолжать знакомство детей с традициями, бытом и жизнью народов ханты.
Образовательная область «Художественное творчество»: Учить детей с помощью аппликации создавать образ девочки в национальном костюме. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать, дополнять изображение дополнительными деталями. Развивать воображение, интерес к декорированию деталей костюма.
Образовательная область «Социализация»: Воспитывать интерес к жизни народов Севера (взрослых и детей).
Образовательная область «Физическая культура»: Развивать слуховое и зрительное внимание детей, быстроту реакции.
Образовательная область «Коммуникация»: Активизировать в речи слова – малица, кисы.
Демонстрационный материал: кукла в национальной одежде народов ханты; образец аппликации; бумажная кукла и элементы одежды
Раздаточный материал: силуэты бумажных кукол; наборы необходимых деталей: квадраты и прямоугольники разного цвета и размера; обрезки цветной бумаги для украшения одежды; ножницы; клей; клеевые кисти; клеенки; салфетки бумажные и матерчатые.
Предварительная работа: На прогулках, в группе, при рассматривании иллюстраций привлекать внимание детей к фигуркам девочек в простых по форме (расширяющихся книзу) платьях.
Ход занятия:
Игровая мотивация: в гости к детям приходит кукла в национальной одежде народов ханты и рассказывает, для чего им нужна такая теплая и красивая одежда. Затем дарит всем детям бумажных кукол и предлагает нарядить их в красивую теплую одежду.
Рассмотреть девочку из группы, уточнить форму ее платья (платье должно быть простым), форму и расположение частей тела.
Работа у доски. Предложить желающим детям подобрать одежду для бумажной куклы.
Физкультминутка «Зарядка»
На зарядку становись!
Спины ровно, руки вниз!
Раз – присели, как бельчонок.
Два – привстали, как зайчонок.
Три – помчались, как лошадка.
И сначала, по порядку.
Рассматривание образца. Выделение основных элементов хантыйского костюма: малица – теплая верхняя одежда их меха с капюшоном, на ногах – кисы на оленьем меху. Вся одежда украшена бисером и полосками кожи.
Уточнение приемов и последовательности вырезывания. Обратить внимание детей на приемы вырезывания и наклеивания.
Самостоятельная работа.
Все готовые работы рассмотреть, предложить выбрать те, где самые красивые девочки. Подчеркнуть разнообразие цветового решения. Предложить найти веселую девочку, нарядную, грустную и т. п.
Конспект заняия по образовательной области
«Художественное творчество: Лепка: «Баю-бай, засыпай!»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание». Знакомить детей с особенностями быта народов ханты. Продолжать приучать слушать стихотворения.
Образовательная область «Художественное творчество». Учить детей лепить образы спящих игрушек в стиле «пеленашек», развивать чувство формы, композиции, мелкую моторику рук. Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках.
Образовательная область «Социализация». Воспитывать интерес к народам, проживающим в нашем крае.
Образовательная область «Коммуникация». Ввести в речь детей слова: береста, подопревшая древесина, окуривать, дезинфицировать, гигиеничность.
Материал: картинки с изображением колыбелек с детьми народов ханты, кукла Чивостик. Колыбелька, небольшая кукла, маленькие коробочки, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки, тарелочки для пластилина.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуй, Чивостик. Что ты делаешь?
Чивостик: Я качаю в колыбельке куклу. Посмотрите, какая она удобная, легко качается, очень красивая, кукле в ней удобно.
Воспитатель: Я тебе хочу предложить другую колыбельку, посмотри на нее.
Чивостик: Она вовсе не похожа на колыбельку, да и кукле, и ребенку в ней будет жестко. Это что, трухлявое дерево, гнилушка?
Воспитатель: Я с тобою, Чивостик, не согласна. Не гнилушки использовали ханты для колыбельки, а подопревшую древесину березы или тала, растущих на влажном, болотистом месте. Древесина отмершей березы, находясь внутри плотной коры и бересты, начинает преть, делается мягкой, ломкой, легко крошится. Ее то и заготавливают женщины.
Прежде всего, такое дерево срубают, делят на небольшие куски, снимают кору, раскалывают пополам, перебирают и осматривают. Выбрасывают негодное, с наличием насекомых, сушат в печи, как бы дезинфицируя, затем специальным скребком строгают и измельчают. Эти крошки иногда перед употреблением еще раз просушивают в печи. Насыпая в колыбель, мать еще несколько раз мнет их руками, окуривает пихтой или чагой.
Чивостик: И зачем такие трудности. В магазинах можно купить очень красивые колыбельки.
Воспитатель: Векам проверенный способ содержания ребенка в колыбели в суровых северных условиях показывает практичность, удобство и можно сказать гигиеничность его. Ведь все детали колыбели продуманы и готовятся заранее.
Чивостик: А зачем же народам ханты нужны такие колыбельки?
Воспитатель: В длительных переездах ребенок, помещенный в такую колыбель, не мерзнет. Подопревшие мелкие крошки впитывают влагу, начинают греть, выделяя тепло, и греют ребенка снизу. Кроме того, в холодный период времени на дно колыбели насыпают толстый слой крошек, который предохраняет ребенка от холода. Переезжая на оленях иногда значительное расстояние, ребенка не развернешь на морозе. Меховая одежда и обувь, заячье одеяльце, шерсть оленя и слой крошки, выделяющей тепло, предохраняют ребенка от переохлаждения, а также ребенок не преет. В дороге, не вынимая ребенка из колыбели, мать может покормить ребенка грудью. Все тут предусмотрено! Давай вместе покачаем твою куклу. Читает стихотворение Г. Лагздынь «Колыбельная»
Сонно вздыхает в росинках трава,
Дремлет брусника на кочке,
Значит, в кроватку ложится пора
Кукле и маленькой дочке.
Бойко стрекочет глазастый сверчок,
Чистит усы на крылечке,
Ляжет тихонько сверчок на бочок,
Свиснув разочек на печке.
Сладко под крышей воробушки спят,
Лапки и клювик сложили,
Синие звезды в окошко глядят-
Все ли глазенки закрыли.
Баю, бай – спать пора.
Баю-бай – до утра.
Воспитатель берет на руки спеленутую куклу, предлагает слепить спеленашек и уложить их в колыбельки.
Показывает маленькие коробочку, застилает крошками, скатанными из пластилина, лепит маленькую подушку, сплющивая столбик пластилина и сообщает, что колыбелька готова.
Затем лепит пеленашку. Раскатывает столбик, закругляет концы, получается «туловище в пеленках», затем катает небольшой шар – голову; соединяет детали и оформляет чепчик, вкрапляет глазки-бусинки.
Дети выбирают коробочки и лепят пеленашек в колыбельках. Укладывают спать в подготовленные колыбельки.
После занятия оформляется выставка «Баю-бай, засыпай!»
Чтение отрывка из стихотворения Г. Лагздынь «Мы поплыли»
Кошка прячет в лапки
Острые царапки!
Зарывает ушки
В мягкие подушки!
Не мяукает, а спит,
Только носиком сопит!
Чивостик благодарит детей за то, что они его многому научили, он много узнал об укладе жизни народа ханты.
Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество»
Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом»
Программное содержание:
Образовательная область «Художественное творчество»: Учить детей выделять элементы орнамента, украшать силуэты посуды прямыми линиями, видеть и называть цвета, используемые в орнаменте. Развивать интерес к декоративному рисованию, к разнообразию предметов быта, их использованию народами ханты и манси.
Образовательная область «Познание»: Познакомить детей с бытом народов Севера.
Образовательная область «Физическая культура»: Развивать зрительное и слуховое внимание, координацию движений.
Образовательная область «Коммуникация»: Учить называть предметы хантыйской утвари: кузовок, лоток, туесок.
Образовательная область «Социализация»: Воспитывать уважительное отношение к коренным народам Севера.
Демонстрационный материал: силуэты посуды, предметы хантыйской утвари, кукла в национальной одежде ханты.
Раздаточный материал: красная, желтая, синяя гуашь, силуэты посуды; кисти, вода в баночках,
салфетки, подставки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книге Е. А. Оборотовой «От печки». Рисование различных орнаментов и узоров. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам». Подвижная игра «У медведя во бору».
Ход НОД:
Игровая мотивация: в гости к детям приходит кукла в национальной одежде ханты, приносит силуэты посуды и предлагает украсить их красивыми орнаментами.
Краткий рассказ о быте народов Севера. Заглянем на полку для домашней утвари, расположенную в чуме напротив чувала (глинобитной печки). Все предметы изготовлены из лёгких и прочных материалов – дерева, бересты, кедрового корня.
Рассматривание посуды (можно по иллюстрациям в книге). «Сан» или «Сон»,- это лоток с невысокими стенками, выполненный из цельного листа бересты. Они бывают разных размеров, квадратные, прямоугольные. Из маленьких пьют чай. В тех, что побольше, хранят и подают на стол хлеб, ягоды. «Пайп» или «Хинт» - это высокий конический кузов из цельного листа бересты для переноса рыбы, ягод, охотничьих припасов. Горловину закрывает круглая крышка. «Туес» - напоминает небольшой бочонок, изготавливается он из бересты, имеет круглую деревянную крышку и дно. Используется народами севера для переноски и хранения жидких продуктов, для посола грибов. Продукты в туесе долго остаются холодными и хорошо сохраняются.
Физкультминутка
Рассмотрим орнамент «Цельная берёзовая ветка». Какие цвета использованы в орнаменте? (жёлтый и красный). На что похож орнамент? Из каких элементов он состоит? (из прямых линий разной длины).
Показ приёмов рисования. Берём любой понравившийся силуэт посуды, начинаем по краю рисовать орнамент. Проводим концом кисти наклонные прямые полосы сверху вниз, от них отходят короткие прямые полосы, которые смотрят вверх (как у берёзки веточки тянутся вверх).
Самостоятельная работа.
Рассматривание, оценка работ.
Конспект занятия по образовательной области «Познание»
Беседа «Профессии взрослых в Югре»
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»: Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых нашего края – Югры;
Образовательная область «Коммуникация»: Познакомить с названиями профессий: геолог, строитель, нефтяник, буровая; развивать диалогическую речь детей.
Образовательная область «Музыка»: Учить детей выполнять движения под музыку по показу взрослого.
Образовательная область «Социализация»: Воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: иллюстрации, фотографии
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Ход НОД:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Что ж, начнём издалека. Лес зовётся здесь Тайга.
Здесь неведомой тропою звери ходят к водопою,
Жил медведь в своей берлоге, к нему не было дороги.
А суровые Урманы берегли свои туманы.
Ханты жили тут в тайге, на великой на реке.
Эти местные народы не боятся непогоды,
А рыбалка и охота – их важнейшая работа.
И никто не знал, ребята, как земля эта богата,
Что в огромной глубине нефть, как девица во сне
Заколдована лежала, тишина там охраняла
Вековой её покой летом, осенью, зимой.
Но учёные узнали и геологов послали.
Вот разведчики пришли и, представьте, нефть нашли!
Закипела тут работа. Дело есть у вертолётов,
И забегали суда по Оби туда- сюда!
Удивлялись сургутяне, поднимаясь утром ранним:
Не бывало здесь такого - необычно всё и ново.
Едут, едут все сюда, не на день, а навсегда
Папы с чемоданами и детишки с мамами.
Строить город начали, всё переиначили.
Дома многоэтажные строители отважные.
Строят, строят на болоте - нет конца этой работе,
Новый город нефтяной строят летом и зимой.
Приехали нефтяники, конечно, нефть – не пряники,
А тяжёлая работа. Может быть, не знает кто – то…
-Ребята, скажите, про какие профессии взрослых вы услышали в этом стихотворении? (геологи, строители, нефтяники).
- Послушайте загадку: «Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом». Про кого эта загадка? (Про строителей)
-А что делают строители? (Строят различные здания, дома).
-Да, они построили много городов в нашем родном крае. Вы когда-нибудь слышали про такие города, как Нефтеюганск, Нижневартовск, Ханты-Мансийск.
-Послушайте стихотворение про детей - строителей.
Мы вдвоём с Алёшей построим дом хороший.
Пусть у нас не кирпичи, закалённые в печи,
А много кубиков цветных – дом построим мы из них!
Экскаватор есть у нас, кран подъёмный,
А камаз кубиков подвозит ящик.
Кубик к кубику кладём, быстро подрастает дом.
С ярко – красной крышей дом красивый вышел.
Будем, как родители, мы с тобой строители!
Музыкальная пауза (под фонограмму).
Двигательная разминка по показу воспитателя – упражнения в имитации действий строителей.
-Ребята, наш край Югры называют нефтяным. Здесь работает много нефтяников, которые добывают нефть из земли. А вы знаете, для чего её добывают? ( Ответы детей)
Нефть даёт тепло и свет - ей замены просто нет!
Делают из нефти много: и асфальтные дороги,
И костюмы и рубашки, удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз вас когда – то к морю вёз…
В его топках нефть горела, а без нефти что за дело?
И недаром в нашем крае, всяк нефтяник это знает.
- Нефтяники работают на буровых (Показ иллюстраций).
– У кого папы работают нефтяниками? (Ответы детей).
-Но прежде, чем добывать нефть из земли, её ищут геологи – разведчики. Послушайте, как написано о них в стихотворении.
Чтоб породы описать и убрать сомненья,
Где геологу искать потом месторожденье.
Это он добудет нам камень драгоценный.
Нефти вызовет фонтан из пластов подземных.
Скажет, где должна стоять буровая вышка.
Даже если возражать станет бурый мишка.
И в тайге, где кедр растёт, и в пустыне жаркой
Нам геолог достаёт из земли подарок.
-Ребята, про какие профессии взрослых вы сегодня узнали? Что делают строители? Нефтяники? Геологи? (Ответы детей).
Может быть, когда вы станете взрослыми, то тоже будете работать и жить в нашем замечательном крае – Югре. Но для этого нужно быть послушными и хорошо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Мой родной край - Югра"
Воспитание любви и уважение к родному краю является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, нода знакомить детей с ролью и значением ХМА...
Сценарий викторины «Мой родной край – Югра»
Цель: воспитание патриотических чувств. Задачи:расширить и закрепить знания детей о родном крае,развивать связную речь, память, мышление,воспитывать чувство привязанности к своему родному кр...
Викторина для родителей и детей "Мой родной край- Югра"
Сценарий викторины для родителей и детей средней группы....
Проект "Мой родной край - Югра"
Проект "Мой родной край - Югра"...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...
Экологическая квест - игра по родному краю Югра
Развлечение для детей в форме квест - игры знакомит детей с традиционным праздником народов ханты «Вороний день»; , что позволяет совершенствовать духовную и нравственную культуру пу...
Конспект развлечения в младшей группе «Путешествие по родному краю Югре»
Конспект развлечения в младшей группе «Путешествие по родному краю Югре»...