НОД "Знакомство с коренными жителями"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.
Задачи:
- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
- воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_no_16_znakomstvo_s_korennymi_zhitelyami.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 16 «Знакомство с коренными жителями»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.
Задачи:
- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
- воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами продолжим познавательное путешествие по нашей малой Родине – Ямалу. И сегодня вы узнаете немало интересного о тех людях, которые проявили гостеприимство, приняв нас с вами на их северной земле. Как вы думаете, кто это?
Дети: коренные жители Ямала.
Воспитатель: Какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети: Ханты, ненцы, селькупы. (слайд 2)
Воспитатель:
– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?
Дети: В тундре.
Воспитатель: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Дети: Чум. (слайд 3)
Воспитатель: Правильно, а знаете как по-ненецки чум? «Мя».
Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. (слайд 4)
Воспитатель: Из чего состоит чум? Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.
Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. (слайд 5)
Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (слайд 6)
Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.
Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).
Воспитатель: А как вы думаете, что может служить полом в чуме?
(Кладут доски, оленьи шкуры)
Воспитатель: Чем согревают чум? (Железной печкой)
Воспитатель: Правильно в середину чума ставится железная печь. А мебель у ненцев простая. (слайд 7)
Вместо обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.
Воспитатель: Из чего сделанная посуда? (из дерева). (слайд 8)
Воспитатель: Почему именно из дерева?
Дети: Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может разбиться, а деревянная посуда на много легче и прочнее.
Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина.
Воспитатель: что она делает?
Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми. (слайд 9)
Воспитатель: Ребята, у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Она находит время заниматься рукоделием. Она большая мастерица: шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. (слайд 10)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?
Я вам предлагаю поиграть игру:
«Полярная сова и евражки»
Полярная сова находится в углу комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна (барабана), евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой). (слайд 11)
Воспитатель: Для чего им нужны олени?
Дети: Они едят мясо оленя – оленину.
Дети: Они на оленьих упряжках передвигаются по тундре. (слайд 12)
Дети: Из шкур оленя они строят свои дома – чумы.
Дети: Из шкур оленя они шьют себе одежду.
Воспитатель: Как называются сани, на которых передвигаются коренные жители?
Дети: Нарты. (слайд 13)
Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?
Дети: Нарты похожи на русские санки.
Воспитатель: Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении.
Воспитатель: А какая разница между нартами и санками?
Дети: На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.
Воспитатель: Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)
Воспитатель: Хорей – это длинный шест. (слайд 14)
Как вы думаете, в тундре холодно?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. (слайд 15) Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.
Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда?
Дети: «Малица». (слайд 16)
Воспитатель: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).
(Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает).
Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?
Дети: «Ягушка». (слайд 16)
Воспитатель: У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.
Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)
Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы) (слайд 17)
Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?
Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.
«Локоть лисицы» «Макушка чума» «Заячьи уши». (слайд 18)
Воспитатель: Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках танцуют, поют, прыгают через нарты, борятся, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры.
Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. (слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"
НОД знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения "ханты "и "манси"....
Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"
Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...
Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.
Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....
Консультация на тему:"Особенности национальной одежды и костюмов коренных жителей Севера и Дальнего Востока»
консультация...
«Украшение одежды коренных жителей Севера».
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.Программные задачи:Образовательные:...
проект "Коренные жители севера: ханты и манси"
сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....