Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.
материал (старшая группа) на тему
Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_besed_po_oznakomleniyu_deteys_kulturoy_i_bytom_narodov_khanty_i_mansi.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл бесед по ознакомлению детей
с культурой и бытом народов ханты и манси
Тема | Цель | Вопросы |
Познакомить детей с традиционным устоем жизни коренного населения Севера. Дать понятие о хантыйской семье. Показать быт семьи в прошлом и настоящем, связь между поколениями, рациональном распределении мужских и женских обязанностей, расположения спальных мест в чуме. | Как вы думаете, из каких членов состоит хантыйская семья? Какие обязанности они могут выполнять? Рассказ воспитателя о хантыйской семье. | |
«Как ханты хлеб выпекали» | Формировать представление детей о жизни ханты и манси, зависимость условий их жизни от окружающей природы, рассказать о древнейшем способе изготовления муки из сухой рыбы и выпечки хлеба из рыбной муки в чувале (печи). Развивать умственные способности детей в процессе анализа. | -Как вы думаете, употребляют ли в пищу хлеб ханты и манси? -Где они его берут? Рассказ вос-ля о древнейшем способе изготовления муки из сухой рыбы и выпечки хлеба из рыбной муки в чувале (печи). |
«Как ханты к зиме готовятся» | Формировать представление детей о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обоснованность их переезда с одного места на другое. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать жизнь людей разных национальностей. Воспитывать познавательное отношение к другим людям. | -Зачем ханты и манси переезжают с одного места на другое? -Где зимуют коренные жители Севера? -Как они готовятся к зиме? -Что им необходимо для зимовки? -Что созревает осенью в лесу? На болоте? -Кто собирает эти плоды? -Какие работы проводят осенью ханты и манси? |
«Транспортные средства северных народов» | Познакомить детей с транспортными видами средств передвижения северных народов и самым распространенным транспортом – оленьими упряжками. Формировать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей. | Вопросы: -Какие транспортные средства коренных народов Севера вы знаете? Рассказ вос-ля о нац. лодке-обласе. |
«Берестяная посуда» | Познакомить детей с историей появления посуды у коренного населения Севера. Дать понятие о бересте, познакомить с её свойствами и на примере показать её практичность. Познакомить с процессом изготовления берестяной посуды. И её украшением народными умельцами. Воспитывать интерес к предметам окружающего мира. | Нужна ли посуда коренным народам? Как вы думаете, где они её берут? Из чего они делают посуду? Рассматривание иллюстраций «Посуда ханты и манси» |
«Охотоводство» | Формировать представление детей об одном из основных промыслах ханты и манси – охотоводстве. Показать его необходимость для выживания людей. Уточнить знания о таежных животных. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. | -Где берут пищу ханты и манси? -Какие животные живут в наших лесах? Показать необходимость этого промысла для выживания людей. |
«Оленеводство» | Познакомить детей с одним из основных и самых древних промыслов ханты и манси– оленеводством. Показать необходимость этого промысла для выживания людей в суровых сибирских условиях. Уточнить знания об олене, его миграциях, питании, образе жизни, приспособляемости, пользе, как люди ухаживают за оленями. Упражнять детей в словообразовании (олень - олененок – оленевод – оленеводство). Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. | Как вы думаете для чего народам ханты и манси нужны олени? Как они за ними ухаживают? Рассказ воспитателя о пользе оленеводства. Уточнить, почему ханты ведут кочевой образ жизни? |
«Рыболовство» | Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Сибири. Познакомить с одним из основных и промыслов ханты и манси – рыболовством. Показать способы и приёмы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности. Обогащать словарь: облас, запор, осетр, нельма, муксун, щука, и .д. Воспитывать интерес к народным промыслам таёжных жителей. | -Где берут пищу ханты и манси? Что дает им рыболовство? Сколько рыбы ловят ханты и манси? Почему? Рассмотреть картинки «Рыбные продукты», «Предметы из рыбы». |
«У кого хорошая одежда, тот счастливый человек» | Дать детям представление о национальной одежде ханты и манси; показать, что потребность в удобной и теплой одежде вызвана окружающей природой, суровыми климатическими условиями. Научить детей отличать мужскую и женскую одежду коренных народов. Развивать мыслительные способности, внимание, память. Воспитывать интерес к национальной одежде коренных народов Севера. | -Какую нац. одежду ханты и манси вы знаете? -Зачем им теплая и удобная одежда? -Как различить женскую и мужскую одежду? |
«Как ханты чум строили» | Формировать представление детей о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать последовательность установки чума, особенности его конструкции, порядок расположения семьи в чуме. Развивать внимание, воображение, память. Расширять словарь детей: чум, шест, жердь, очаг. Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных жителей. | Как называются жилые постройки коренных народностей нашего края? Рассматривание чума (зимний, летний) Уточнить, чем отличаются, кто его строит. Показ слайдов. |
«Творчество северных народов» | Дать детям представление о народном творчестве, тесно связанном с духовными традициями народов ханты и манси. Подвести детей к пониманию единения человека с природой. Познакомить с легендой о глухаре. Воспитывать осознанное, доброжелательное отношение культуре коренных народов Сибири. | Рассказ воспитателя с просмотром слайдов о народном творчестве ханты и манси. Закрепить знания в беседе. |
«Как ханты весну встречают» | Познакомить детей с изменениями образа жизни народов ханты и манси в весенний период (переезд, подготовка к рыбному промыслу). Побуждать детей высказывать свое мнение. Воспитывать уважение к людям другой культуры. | -Как встречают весну русские люди? Хантыйский народ? Рассказ воспитателя о народных традициях и обрядах хантыйского народа. |
«Река Обь - самая многоводная река Югорского края. | Углубить представление детей об Оби, её пути по территории Югорского Края, г.Нижневартовска; о реках, впадающих в неё; о причинах строительства по берегам древних и современных городов, деревень. Формировать представление об Оби как о реке-красавице, реке-труженице. | -Кто живет в Оби? -Как вы думаете, что еще есть в реке? -Как приспосабливаются к жизни в воде водные обитатели? Растения? -Образ жизни каких насекомых, птиц связан с водой? Сообщить, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги. |
«Священные животные ханты и манси» | Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Подвести к пониманию того, что все традиции направлены на сохранение природы. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам. | -Как вы понимаете «священное животное»? -Какое животное является священным у ханты и манси? Рассказ воспитателя об отношении аборигенов Севера к медведю как к священному животному. |
«Ханты и манси – коренные жители Югры» | Формировать представление детей о духовной жизни коренных жителей Сибири. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам. | Гостеприимны ли ханты? Рассказ воспитателя о традициях гостевания. Познакомить с правилами «Знай, как себя вести». |
«Растительный мир тайги» | Уточнить с детьми представление о том, что лес – это сообщество разных растений и животных. Дать понятие о растениях, как части живой природы. Приобщать детей к заботливому, бережному отношению к растительному миру. | Что означает лес для народов ханты и манси? Как они относятся к деревьям, животным, растениям? Какие правила посещения леса знаете вы? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".
Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...
Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.
Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...
Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».
Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с природой родного края»....
Анализ работы по ознакомлению детей с природой родного края. (подготовительная группа)
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый че...
Ознакомление детей с природой родного края
Опыт работы воспитателя по ознакомлению с природой родного края ....
Ознакомление детей с природой родного края
На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или на прогулках я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устан...
Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.
Ознакомление детей с природой родного края, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края»,...