проект "История рассказанная посудой"
проект (подготовительная группа)
Информационно - познавательный проект "История рассказанная посудой" по приобщению к народным традициям и промыслам, для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rasskazannaya_posudoy.docx | 66.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-познавательный проект в подготовительной группе
«Истории, рассказанные посудой»
Автор: Звягинцева Елена Анатольевна
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №11» ст. Новомарьевской
2022 – 2023
Паспорт проекта.
1. Название проекта: проект «Истории, рассказанные посудой»
2.Автор проекта: воспитатели подготовительной группы Звягинцева Е.А.
3. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: дети подготовительной группы 6-7 лет.
4. Участники: дети, родители и педагоги группы
5. Тип проекта: познавательный, краткосрочный (1 неделя).
6. Сроки проведения проекта: 20.03.2023г. – 24.03.2023г.
7. Форма проведения: групповая.
Актуальность проекта:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Я считаю, что наиболее продуктивной формой работы с детьми является проектная деятельность.
Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).
«Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок мальва на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо…»
кн. «Золотая хохлома».
Издревле быт наших предков был преисполнен творчеством. Оно проявлялось повсюду: от простой чашки да ложки до затейливых сундуков и других предметов мебели. Сызмальства дети приучались к прекрасному, учились видеть красоту окружающего мира и ценить ее. Результат нелегкого человеческого труда являлся украшением дома и одновременно необходимой домашней утварью.
Проходят года, цивилизация развивается дальше, меняются ценности, уходит в прошлое нелегкий ручной труд, тяжелый деревенский быт. Однако, народное творчество во всех его многогранных проявлениях и в настоящее время имеет большое воспитательное и развивающее значение для детей. «Народное декоративное искусство, отвечая интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их духовному воспитанию, содействует развитию их эстетических переживаний, первых эстетических суждений, способствует развитию творческого воображения, фантазии…».
Сегодня много внимания уделяется созданию развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.
На этапе дошкольного детства важную роль в развитии детей играет интерес к окружающему миру. Детям этого возраста необходимо усвоить определенный круг знаний о предметах, ознакомиться с их названиями, признаками, назначением. Игровая деятельность с предметами, максимально приближенная к реальным действиям, поможет научить детей пользоваться необходимыми в быту вещами. Необходимо расширить и углубить знания детей о посуде, дать представление о способах ее изготовления, познакомить с русскими национальными промыслами, специализирующимися на изготовлении посуды: Гжель, Хохлома, познакомить с названиями старинной русской посуды. Необходимо продолжать учить детей правильно пользоваться столовыми приборами. Узнав историю происхождения посуды и трудоемкости ее изготовления, дети будут относиться к ней с бережливостью и вниманием. Поэтому считаю, что данный проект актуален на данном этапе
Цель:
- Формирование у детей представления о многообразии предметов окружающего мира.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии посуды, уметь классифицировать её по способу её использования, по материалам изготовления;
• Знакомить детей с историей возникновения посуды;
• Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания;
• Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;
• Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр по проекту.
Воспитательные:
• Формировать опыт творческого общения детей в процессе сотрудничества с родителями и педагогами;
• Способствовать формированию бережного отношения к предметам рукотворного мира.
• Способствовать формированию у детей чувства гордости за результат
Принципы, лежащие в основе проекта:
- наглядности,
- научности,
- системности,
- доступности,
- активности.
Партнёры педагогического проекта:
Коллеги, родители.
Целевая аудитория:
Воспитанники ДОУ, их родители.
Организация проекта:
Подбор литературы, энциклопедий, фото, предметов посуды (гжель, хохлома); материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, стенд, акварельные краски, пластилин, медиатека.
Формы реализации проекта:
Беседы:
• «Какая бывает посуда»;
• «Какой посудой мы пользуемся»;
• «История самовара»;
• «История ложки»;
• «История тарелки».
Просмотр презентаций:
• «История посуды»;
• «Хохломская и гжельская росписи».
• Просмотр мультфильма «Федорино горе».
Сюжетно - ролевая игра «Семья» (сюжет чаепитие).
Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Творческая деятельность — создание коллекции посуды.
Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, дерево, пластмасса, керамика, железо, бумага).
Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о истории возникновения посуды.
Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач.
Методы проекта:
• Исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
• Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, зашумленные картинки, разрезные картинки (посуда, рисунки детей, модели.
• Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
• Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание коллекции посуды.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше видов посуды, виды росписи, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для художественно-эстетического воспитания детей, личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Уголок художественно-эстетического развития пополнится коллекцией посуды разнообразной росписи и предназначения.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)
Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать чайный сервиз, обсудили план действий:
1. Как узнать, какие предметы посуды существуют (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, родителей, бабушек и дедушек.)
2. Что ещё вы хотите узнать? (Ответы детей: виды росписи посуды, для этого нужно просмотреть энциклопедии, попросить ребят, которые ходят в школу искусств, принести альбомы по художественно-эстетическому воспитанию).
Пришли к выводу: мы способны собрать коллекцию посуды с помощью родителей, и сами, вылепив чайный сервиз.
План реализации проекта
I. Организационный этап проекта.
1. Подбор методической и художественной литературы;
2. Изготовление пособий, моделей, схем;
3. Подбор предметов посуды (чайник, чашки, ложки)
4. Приобретение необходимого оборудования;
5. Привлечение родителей к проблеме проекта;
6. Определение тематики бесед;
7. Тематическое планирование;
8. Сбор информации;
9. Подбор музыкального репертуара.
Игры:
Д/И «Ошибка художника», «Кто в домике живет?», «Продолжи узор», «Разложи чашки»
П/И «Рывок за мячом», «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная»
Народная игра «Продаем горшок»
Сюжетно-ролевые игры: «Идем в гости», «День рождения», «Мастера-умельцы»
II этап. Реализация проекта.
Понедельник 20.03.2023
1. Беседа «Какая бывает посуда». Рассматривание картинок, фотографий посуды.
2. Рекомендовать родителям рассмотреть с детьми предметы посуды, которая имеется дома.
3. Просмотр онлайн презентации «История посуды». Дети закрепляют знания о видах посуды.
4. Настольные игры: «Четвёртый-лишний», «Парочки». Дети закрепляют названия посуды, самостоятельно играют, соблюдая правила игры, выбирая ведущего считалкой.
5. ОД по познавательному развитию «история ложечки».
6. Знакомство с автором К. И. Чуковским и его произведением «Федорино горе». Дети рассматривают иллюстрации книги.
Вторник 21.03.2023
1. Раскрашивание картинок из серии «Посуда». Дети обводят шаблон и закрепляют умение закрашивать в одном направлении.
2. Дать задание родителям: принести из дома предмет посуды и составить рассказ о нём.
3. Просмотр презентации «Гжель». Дети пробуют рисовать элементы росписи.
4. ОД Рисование. Тарелка и чайник с росписью «Гжель».
5. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет-чаепитие).
6. Беседа «История тарелки».
Среда 22.03.2023
1. Инд. работа в уголке изодеятельности. Дети упражняются в рисовании элементов росписи гжель, закрепляют умение рисовать хохломские узоры;
2. ОД по рисованию «Роспись ложки» (по мотивам хохломской росписи).
3. Вместе с родителями дома закрепить умение детей рисовать элементы росписи гжель;
4. ОД Лепка из пластилина и капсулы киндер сюрприз «Чайник и чашечки»;
5. Просмотр мультфильма «Федорино горе»;
6. Беседа «Как я помогаю дома маме». Рекомендовать родителям подключать детей к процессу мытья посуды дома.
Четверг 23.03.2023
1. Исследовательско-поисковая деятельность «предметы и материалы». Дети рассматривают, сравнивают, исследуют материалы, из которых сделана посуда (керамика, стекло, пластмасса, бумага), проводят эксперимент;
2. Вместе с родителями дома рассматривают посуду из стекла, металла, фарфора, бумаги, пластика;
3. Просмотр видеоролика «Как делают глиняную посуду».
4. ОД по развитию речи «История одной Ложки».
5. ОД лепка (пластилинография) «Чайный сервиз».
6. Беседа «История самовара»;
Пятница 24.03.2023
1. Просмотр презентации - «История посуды». Дети рассматривают энциклопедии;
2. ОД Рассказ о посуде. Дети рассказывают составленный с родителями рассказ о посуде по плану;
3. ОД по прикладному творчеству «Куклы из пластмассовых ложек»
Подведение итогов.
III. Обобщающий этап.
1. Подведение итогов.
2. Оформление выставок рисунков, поделок, коллекции посуды
3. Создание фоторепортажа по проекту.
4. Презентация коллекции посуды.
Анализ результатов проекта:
В результате реализации проекта у детей сформировано обобщающее понятие «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано).
По итогам рефлексивного опроса родителей, дети получили много интересной и познавательной информации.
Получили первое представление об истории возникновения посуды.
Разучили ряд стишков, песенок, загадок, и т. д. на данную тему.
Получили опыт творческого общения в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.
У детей возникло переживание чувства гордости за результат своего труда.
Продукт проектной деятельности:
Продукт творческой деятельности детей:
• рисование — роспись тарелки - гжель.
• лепка из пластилина и капсулы киндер-сюрприза — чайник и чашечки;
• Лепка из пластилина (пластилинография)– «Чайный сервиз»;
• Кукла из одноразовой ложки.
• рисование – «Посуда для Федоры»;
• коллекция посуды.
Перспективы дальнейшего развития.
Данная коллекция демонстрируется родителям, а также детям и родителям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.
Использованная литература и др. источники
1. Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ – ПРЕСС,1997. – 144 с.: ил.
2. Логинов В. М., Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка – Гжель. М.: Сварог, 1994 – 191с. ISBN5-900346-02-0
3. И. Богуславская. Русская глиняная игрушка – Искусство: Ленинградское отделение. 1975
4. Автор-составитель О. В. Павлова. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. / авт. -сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016 – 195 с.
5. Автор-составитель Н. В. Лободина. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 399с.
6. К.П. Нефедова «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?» Москва, 2008г.
7 . Интернет ресурсы.
Приложения
Беседа: «Какая бывает посуда».
Цели:
- формировать обобщающее понятие «посуда»;
- уточнить с детьми название посуды;
- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.
Задачи:
- образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных;
- учить суффиксальному способу образования существительных;
- учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже;
- активизировать словарь по данной теме.
Ход:
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я рукотворная, звучащая,
Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь - разобьюсь.
Дети: - Посуда.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А почему посуда названа «рукотворной»?
Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.
Воспитатель: - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?
Дети: - Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.
Воспитатель: - Что значит «годится для еды»?
Дети: - Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?
Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.
Дидактическая игра «Звучащая посуда»
Воспитатель: - Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать.
Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему такой разный звук?
Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.
Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?
Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.
Игра «Какая бывает посуда?»
- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)
Беседа о посуде
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
- Как называется эта посуда? (Кухонная)
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
- Как называется эта посуда? (Чайная)
- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)
- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)
Воспитатель: - Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.
Игра «Какой, какая, какое»
На столике расставлена посуда из различных материалов.
- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.
- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.
- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.
- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.
- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.
- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.
- Самовар из железа, какой? – железный самовар.
- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.
- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.
Пальчиковую гимнастика «Мамины помощники»
Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга)
Воспитатель: - А как нужно относиться к посуде?
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
Физминутка
Мы тарелки дружно мыли
Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)
А потом их вытирали и на полку убирали.
Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)
А потом мы отдыхали,
дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)
Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
Воспитатель: - Для чего нужна посуда? Ответы детей.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Игра "Как называется посуда для…"
- Хлеба – хлебница - Конфет - конфетница
- Селедки – селедочница - Салата - салатница
- Сухарей – сухарница - Масла - масленка
- Молока - молочник - Соли - солонка
- Сахара - сахарница
Загадывание загадок.
- Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник)
- Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
- А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)
- На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)
- По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)
- Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно,... (сковородкою).
Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
Итог:
- Молодцы, ребята, хорошо поработали!
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
- А что вызвало у вас затруднение?
Конспект ООД по познавательному развитию
Тема «История происхождения ложки»
Цель:
Прививать интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
Познание:
обогатить представление об истории и разнообразии ложек
Коммуникация:
Формировать у детей умение правильно вести диалог, чётко строить представление.
Художественное творчество:
Упражнять детей в рисовании растительного узора, его элементов: травка, ягодка, веточка.
Тип занятия: обобщающий.
Мотивация: проблемно- игровая.
Наглядные: мультимедийная презентация слайдов, показ ложек,
Практическuе: экспериментирование, погружение в воображаемую ситуацию, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование и основные источники информации:
предметы: палочки по количеству детей коллекция ложек из разных материалов; презентации для детей: «История ложечки», «Ложки»; музыкальные записи.
Предварительная работа:
- Знакомство с хохломской росписью.
- Подготовка основы ложки.
- Чтение стихотворения.
- Рассматривание посуды с хохломской росписью.
Дид. игра «Магазин посуды», «Найди по описанию»
Ход занятия:
Воспитатель:
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Дети становятся в круг (звучит музыка)
Воспитатель: Ребята, а что за музыка звучит? Какая она?
Дети: Весёлая, русская народная.
Воспитатель: А как можно танцевать под эту музыку?
Дети: Хоровод.
Воспитатель: Давайте все вместе поводим хоровод.
Дети: Давайте.
(деление детей на две команды)
Воспитатель берёт вазочку с вареньем.
Воспитатель: Я приготовила ароматное, вкусное варенье и хотела бы вас угостить. Угощайтесь, ну, что же вы?
- Дети: А как?
Воспитатель: Чем можно попробовать?
- Дети: Ложкой.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним стих про ложку.
Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку Кашу,
Суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке. (И. Храмова)
Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет и без него невозможно обойтись. За завтраком или обедом вы берёте в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была.
Хотите посмотреть и послушать интересную историю про ложечку.
- Дети. Да.
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем.
Презентация «История ложечки»
Вопросы к детям по презентации:
- Что делают люди на картине? (слайд 2)
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)
Рассказ воспитателя
— Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, щи, они еще не знали. В основном ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее. И пальцы не жжет. С тех пор люди стали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже жили в удобных деревянных домах, сидели на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась.
Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 3), добывать и сохранять огонь.
Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 4), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными.
В них можно было хранить и варить еду (слайд 5), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.
Чем можно было горячую пищу?
Дети: глиняными дощечками.
Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Как вы думаете, какая ложка появилась первая?
Дети: глиняная.
Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 6).
Посмотрите, из каких материалов сделаны ложки?
Дети: керамики, железа, дерева.
В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония
(слайд 7, или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии)
Чем едят в некоторых странах?
Дети: руками и палочками.
Посмотрите, какими разными могут быть ложки (слайд 8).
Из металлов: серебра, алюминия, из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 9).
Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки.
Для десерта – десертные (слайд 10),
для чая – чайные (слайд 11),
для острых специй – очень маленькие (слайд 12).
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки?
Дети: люди – мастера
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить из какого материала, сделаны ложки.
Воспитатель: (стук в дверь) интересно, что в ней? Достает из ящика много-много разных ложек. - Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.
(На столе стоят подносы со схемами назначения ложек.)
Воспитатель: Почему на этот поднос положили именно эти ложечки?
Дети: они разные.
Воспитатель: А для каких блюд они предназначены?
Дети: для супа, торта и для чая.
Как вы думаете, какие ложки самые красивые, потрачено больше времени, труда и любви мастера?
Дети: деревянные, расписные.
Воспитатель: Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров?
Дети: да.
Воспитатель: ребята предлагаю сделать свои нарядные ложки?
Дети: давайте.
Воспитатель: тогда вы на ножке повертитесь и умельцев превратитесь.
Вот мы и в мастерской.
Воспитатель: Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
Воспитатель: проходите все сюда.
Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос). - Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками:
Дети: любоваться, играть в кукольном уголке.
Воспитатель: А какие ложки могут легко превратиться в музыкальные инструменты?
Дети: деревянные, металлические.
Воспитатель: Да, деревянные ложки легко могут превратиться в музыкальные инструменты. Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.
(Звучит народная музыка) «Танец с ложками» и дети играют на ложках.
Воспитатель: Снова все мы покрутились и в детишек превратились.
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?
Дети: что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов.
Воспитатель: Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового.
Ребята сейчас мы возьмём наше варенье пойдем, угостим наших ребят, а они нам расскажут, что они узнали нового.
Организованная образовательная деятельность по рисованию «Тарелка и чайник с росписью «Гжель»»
Цели:
1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками. Закрепить навык рисования двойным мазком.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
- предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза.
- образцы росписи бордюра
- аудиозапись.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Воспитатель: -Что украшают гжельскими узорами?
Ответы детей.
Воспитатель: -А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.
Воспитатель: -А кто из вас скажет, что же такое сервиз?
Ответы детей.
Воспитатель: - Есть у меня набор чайного сервиза (дети называют имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы детям предоставляется полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе любуются на плоды своего труда. Главное не забыть похвалить каждую работу, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Беседа в подготовительной группе «История тарелки»
Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик);
2. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
3. Знакомить с правилами безопасного поведения в быту;
4. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с материалом.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, меня с детства интересовали разные тарелочки. Когда я была маленькой, у меня была тарелочка расписная, красивая, не такая как у всех, её мне подарила бабушка на день рождения. А когда я подросла, мама купила мне тарелочку с голубыми горошинами и с голубой каёмкой, она тоже была очень красивая, и я берегла её, аккуратно кушала и мыла под краном свою тарелочку. Когда я стала взрослой, то попробовала собрать небольшую коллекцию тарелок. А как вы понимаете, что такое коллекция? (Ответы детей). Мне хотелось бы сегодня показать вам мою коллекцию.
Рассматривание и сравнение коллекции тарелок, среди них лежит лист растения (лилии, плоский камень.
Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило? (Ответы детей). Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.
«Тарелка из листка»
Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент. Вот у меня листочек, подойди (Миша, насыпь на него крупу и попробуй сделать вид, что хочешь поесть с листочка? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.
«Тарелка из камня»
Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами. (вызывает одного ребенка). Получилось ли у тебя сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?
Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка. Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.
«Тарелка из дерева»
Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. (продемонстрировать со спичкой). Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).
«Тарелка из глины»
Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.
«Тарелка из стекла»
Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.
«Тарелка из пластика»
Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.
Вопросы детям:
1. Как глядя на тарелку мы можем сказать, для чего она предназначена?
2. Зачем нам нужны тарелки?
3. Почему для супа и второго блюда тарелки разные?
4. Что вы знаете об истории тарелок?
5. Что вы чувствуете, глядя на коллекцию тарелок?
6. Что было бы, если бы тарелок не существовало?
7. Если бы у вас была подарочная тарелка, кому бы вы её подарили?
8. Что лучше, когда каждый ест из своей тарелки или все едят из общей?
Просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе».
• Почему так случилось, что вся посуда от Федоры убежала?
А сейчас давайте придумаем сказку: «Жила – была тарелка». Закончить предложением: «И девочка Маша была очень рада иметь такую красивую тарелочку».
А вам хотелось бы получить в подарок красивую тарелочку? Тогда попробуем приготовить в подарок друг другу самые необычные тарелки. Королева Умелых ручек приготовила для нас необыкновенные тарелки, которые надо украсить. Вы украсите эти тарелочки, как вам нравится, и подарите друг другу.
Конспект ОД по рисованию «Роспись ложки» по мотивам Хохломы
Программное содержание:
Обобщить представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек); развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои ответы, разбираться в особенностях Хохломской и Дымковской росписи; умение видеть и понимать красоту окружающих вещей.
Продолжать учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок.
Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы.
Обогащать словарь детей словами: завиток, листья, рябинка, кайма.
Методические приемы: игровой, показ, художественное слово, ТСО.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предшествующая работа:
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской, дымковской росписях, рассматривание предметов, украшенных этими росписями, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с её изображением на произведениях хохломских мастеров.
Материалы: акварельные краски, кисти, тычки, баночка с водой, плоскостные бумажные фигуры ложек.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте возьмё мся за руки и скажем хором: Солнце встало! Хватит спать!
Пора вставать! Здравствуйте!
Повернитесь друг к другу и скажите: «Не сердись, улыбнись!»
- Я вижу, что у вас хорошее настроение, а знаете, куда мы с вами сегодня отправляемся? В прошлое.
- Вы хотите знать, как жили люди раньше и чем занимались? (Да) Ведь раньше у них не было ни телевизоров, ни компьютеров.
- Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, а ведь у нас же есть волшебный цветок - это «цветик – семицветик».
Ну что, готовы в путь? (Да) Давайте произнесё м волшебные слова:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели:
«Мы хотим отправиться на несколько лет назад».
(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)
- Ребята, вы слышите, что это за звуки? Так ведь это же весёлая ярмарка. Помните, я вам говорила, что на большие праздники устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы.
(Далее педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями. За этими столами стоят мастера, которые продают свою продукцию.)
Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.
Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько здесь красивых изделий. Различные игрушки, посуда …Вам нравится, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель спрашивает у продавца:
-Так откуда же товар?
Мастер: (загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Дети: Хохлома!
Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки). А посуда хороша, так и радуется душа!
Воспитатель: А что же это за игрушки?
Мастер: Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Дети: Это Дымковские игрушки.
Воспитатель: А из чего они сделаны? (Из глины.)
-А что ещё вам здесь понравилось? (Ответы детей. Свистульки, матрёшки, красивые расписные тарелки и т. д.)
- Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из разных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде. Мастера-художники также используют различные элементы природы: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров.
Воспитатель: Здесь очень красиво и весело, но нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с мастером и в путь.
Мастер: Ребята, вы мне очень понравились, но с Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память о нашей встрече. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников.
Дети прощаются, берут заготовки ложек и с помощью волшебного цветка возвращаются назад в детский сад.
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей.) А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки. Деревянные ложки украшают хохломской росписью. Посмотрите на образцы и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)
- Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)
- А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)
- Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины - рисуется одним примакиванием.
- А теперь можно приступить к работе:
Чтоб начать нам рисовать
Нужно пальчики размять.
(Пальчиковая гимнастика.)
Звучит тихая музыка, дети рисуют.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Анализ работ:
- Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?
- Как расположен узор?
- Какое использовано сочетание красок?
- Какие элементы росписи использованы в работе?
Беседа «Как я помогаю маме»
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворение о маме. Рассматривание иллюстраций, фотографий, где изображены мама с ребенком; семья.
Цель: дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.).
Задачи:
1. Уметь поддерживать беседу; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме
2. Воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественную литературу.
3. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход занятия:
- Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).
Послушайте загадку:
Кто вас детки крепко любит?
Кто вас детки приголубит?
Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас?
Все она родная (мама дорогая)
Беседа о маме :
Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лет; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, чуткое сердце. Дети расскажите о своей мамочке
Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?
Какие слова вы говорите маме?
Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.
Стихотворение о маме :
Мама, мама, мамочка солнышко мое,
Как с тобой радостно, как с тобой тепло!
Без тебя в душе моей не цветут цветы?
Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!
Мне мама приносит игрушки, конфеты.
Но маму люблю я совсем не за это.
Веселые песни она напевает,
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.
Я ей открою свои все секреты.
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она моя мама.
Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»
-Руки золотые - как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каких-то учреждениях, но они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).
- Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.
Динамическая пауза:
Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки,
поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)
- Заботиться и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой «Мама спит она устала, но и я играть не стала.
- Ребята, случалась ли кому-нибудь заботиться о маме так, как рассказано в стихотворении?
Игра: «Подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)
В заключении спрашиваю, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
Моя мама
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добpых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую мамy, как моя!
Она кyпила для меня
Hа колесиках коня,
Саблю, кpаски и альбом.
Только pазве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!
(Н. Саконская)
Беседа: "История самовара"
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи: Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
Ход занятия:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём речь.
Стоит толстячок,
Подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Ответы детей.
Вы правы, это самовар.
Давно на белом свете.
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.
А для чего же служит самовар?
Ответы детей (для приготовления чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Со временем самовары стали делать разной формы
Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.
Как вы думаете, что сейчас заменяет самовар?
Ответы детей (Чайник)
Да, прошло много лет. Но, тем не менее, ребята, самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...
Конспект занятия по прикладному творчеству в подготовительной группе «Куклы из пластмассовых ложек»
Цели: Познакомить детей с новым способом изготовления поделок из пластмассовых ложек.
Задачи
1. Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.
2. Формировать эстетическое отношение к интерьеру.
3. Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
5. Совершенствовать мелкую моторику.
6. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
Предварительная работа:
1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – оберег»
2. Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек».
3. Рассматривание различных кукол
4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.
Оборудование:
1. Пластмассовые ложки.
2. Салфетки бумажные (разноцветные).
3. Цветные лоскутки для украшения изделий.
4. Ленточки и глазки для игрушек.
5. Ножницы.
6. Клей ПВА. Кисточка.
7. Гуашь (коричневая)
Ход занятия
Воспитатель: Дети, я получила письмо, послушайте (читает письмо) : «Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду учитесь делать кукол своими руками. Приглашаю Вас в гости: посмотреть выставку кукол».
А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Дети с воспитателем идут в изостудию. В дверях их встречает Матрешка.
Матрешка: Дети, вы меня узнали?
А кто нас приглашает – это секрет! Вы хотите посетить выставку и познакомиться с тем, кто нас приглашает?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Дети с воспитателем идут в изостудию. В дверях их встречает Матрешка.
Матрешка: Дети, вы меня узнали?
Матрешка: А эта из чего?
Дети: Из дерева – она деревянная.
Матрешка: Какие еще бывают куклы?
Дети: Пластмассовые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.
Матрешка: Все эти куклы сделаны на фабриках, где изготавливают игрушки. Все эти куклы современные. А еще бывают куклы самодельные- эти куклы люди делают своими руками. А вы знаете, из чего делали самые первые куклы в Древней Руси?
Ответы детей
К.Арина: (показывают куклу- закрутку)
• Самые первые куклы делались из золы.
• Брали золу из очага и смешивали ее с водой.
• Потом скатывали шарик, сушили и к нему прикрепляли юбку.
• Такую куклу называли Баба – женское божество.
• Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавали от бабушке к внучке.
Матрешка: Как вы думаете, что такое «Оберег»?
Ответы детей.
Матрешка: Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом. А из чего еще делали кукол в Древней Руси?
Ответы детей.
Матрешка: А вы знаете, еще женщины делали кукол из стриженых волос, складывали их в мешочек и клали эту куклу около больного, чтобы он быстрее выздоравливал.
Матрешка: Дети, а какие еще были куклы?
Дети: Куклу делали из травы мать.
Матрешка: А какую траву добавляли, чтобы кукла приносила пользу?
Дети: Лекарственные: зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту…
Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра – Миланья. Давайте покажем.
Физминутка
У Миланьи у старушки
(завязываем платочек)
Жили в маленькой избушке
(сложить руки углом над головой, показать крышу)
Семь сыновей.
(показать семь пальцев)
Все без бровей,
(очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами,
(очертить пальцами длинные усы)
Вот с такой головой,
(очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой.
(показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели
(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Миланью все глядели,
(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так…
(ребенок показывает любое движение).
Матрешка: Как много вы знаете об истории изготовления кукол, а показать как делают самые простые куклы – обереги вы можете?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним из чего мы с вами делали кукол.
Дети: Из шерстяных ниток, из ткани.
Воспитатель: А теперь мы попробуем сделать куклы из пластмассовых ложек. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Дети садятся на места. Во время работы проговаривают пословицы о труде. По окончании работы дети рассказывают о своих куклах.
Матрешка их хвалит и говорит: «Ах, какие красивые куклы. Настоящие красавицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПОСУДОЙ»
Проектная деятельность в подготовительной группе...
Конспект по познавательному развитию «СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ МОРЕМ»
Работа с морскими камешками....
Педагогический проек "Истории рассказанные посудой"
Реализация системно-деятельностного подхода с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Истории рассказанные посудой". Формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещ...
презентация проекта "Истории рассказанные посудой"
цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды....
Проект "История, рассказанная народом"
Проект направлен на сохранение информации о подвигах участников Великой Отечественной войны путем создания Книги Памяти и последующее распространение информации среди воспитанников детского сада, их р...
Проект "Истории рассказанные посудой"
Данный проект систематизирует и обобщает знания детей о посуде(видах, материалах, из которых она сделана, предназначении)...
Конспект совместной деятельности воспитателя с библиотекой. Тема: «История, рассказанная книгой»
Конспект совместной деятельности воспитателя с библиотекой. Тема: «История, рассказанная книгой»...