НОД "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Воспитание интереса к быту и культуре русского народа, закрепление знаний о традициях наших предков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
быт и культура русского народа | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в прошлое» (ознакомление с бытом и традициями русского народа)
Цель: закрепить и систематизировать полученные знания, воспитывать любовь к Родине, к ее прошлому и настоящему
Задачи:
Воспитание интереса к истории своей Родины, развитие связной речи,
закрепление полученных знаний
Материалы и оборудование: презентация к занятию, разрезные картинки по теме «Народные промыслы», образцы изображений к разрезным картинкам, корзиночки, предметы для оформления русской избы.
Ход
ЗАИГРАЛА МУЗЫКА, ПЕРВЫЙ СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РУССКОЙ ИЗБЫ.
- Что это? (Изба, в ней жили наши предки). Хотите узнать, как жили раньше?
Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Оно будет необычное, потому что мы с вами отправимся в прошлое нашей с вами страны. Может кто знает, как в прошлом называлась наша страна? (дать детям возможность размышлять).В то время, когда она называлась Русью. Мы попадем в настоящую русскую деревню и попробуем пожить там.
СЛАЙД ИЗБА внутри
Закрывайте глаза, топните три раза, хлопните в ладоши, повернитесь вокруг себя. Ребята, можно открывать глаза! Мы на месте, в русской избе.
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что главное в русской избе? В избе центральное место занимает печь. От расположения печи зависела всё внутреннее убранство избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: (как называются приспособления для работы?) ухваты, большую лопату, кочергу. На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе.
Почему? (размышления детей).
-Где готовим еду мы? Где сушим вещи?
Да, в нашей квартире нет такой печи, её нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в такой печке.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
- А, может, вы вспомните пословицы и поговорки о труде и работе? (Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда, семь раз отмерь — один раз отрежь, делу время — потехе час и т. д.)
Кто сейчас в наше семье больше всего проводит время у плиты?
СЛАЙД С КАРТИНКОЙ ЖЕНСКОГО УГЛА.
Конечно, больше всего времени у печи проводила хозяйка. Её место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу - «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
СЛАЙД С КАРТИНКОЙ МУЖСКОГО УГЛА.
Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
В крестьянском доме всё было продумано до мелочей.
И мужчина, как и ваш папа умел все делать.
А как называют человека который что-то умеет делать очень хорошо? (мастер на все руки). А какие руки у таких мастеров? (золотые)
Представьте, что еще раннее утро и все спят. а часов я в избе не вижу. Как же нам понять, что пора вставать? (Должен закричать петух). Давайте послушаем, кто там за окошком поет? (запись пения жаворонка, вороны и петуха).
Ну вот прокричали петухи, значит пора вставать.
А солнышка и нету. Ребята, а что делали наши предки, когда хотели, чтобы выглянуло солнце, пошел дождь или поскорее пришла весна? Правильно, читали заклички. Может, и вы знаете, как позвать солнце?
Услышало нас солнце и появилось на небе! А значит пора нам за работу приниматься, пока светло.
Воспитатель: Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7 годам ребенок уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
-Чему учил отец? (Ответы детей)
Отец наставлял сыновей,. С малых лет каждый крестьянский ребёнок готовился к будущим обязанностям отца - главы и кормильца семьи. В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи.(какие продукты? Ответы детей) – полные ответы.
За скотиной ухаживали мужчины: кормили, чистили животных.
- Чему обучала мать? (Ответы детей)
Мать обучала дочерей прясть, вязать, шить, вести хозяйство, ведь женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище. Носили воду. Они, как и наши мамы хранили тепло и уют в доме.
Воспитатель:
Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы-рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
И я вас приглашаю в ремесленную мастерскую, где мастера приготовили свои изделия для ярмарки.
Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались как?
- Собственными руками.
- Почему?
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки, крынки для хранения молока, разных размеров чугуны. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетёные изделия - лукошки, короба.
Ребята, а кто помнит, какие народные промыслы появились в старину? (дымковская игрушка, филимоновские свистульки, хохлома, гжель, городец.) показать
ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКИ»
Посмотрите что случилось! Кто-то разбил несколько изделий, и теперь мастерам не с чем будет ехать на ярмарку! Давайте им поможем? (На трех столах лежат разрезные картинки. Нужно разбиться по командам, собрать изделия, а потом рассказать к какому народному промыслу они относятся.)
Мы славно потрудились! А между тем настало время обеда.
СЛАЙД КАРАВАЙ, КАША В ЧУГУНКЕ.
Что обычно ели люди в русских деревнях? (щи, каша, блины). Да, это была основная пища в те времена. Недаром есть поговорка «Щи да каша — пища наша!». Обедать садились обычно всей семьей. На стол ставили один на всех чугунок или миску со щами или кашей. Каждому давали ложку и кусок хлеба. Кто мне скажет, из чего были ложки? (из дерева, из липы). Кто первый начинал обед? (самый старший в семье, обычно дед). А если вперед деда кто-то ложку опускал в еду? (получал ложкой по лбу, могли выгнать из-за стола). Интересно, а кто у нас будет первым обед пробовать, вы же почти одного возраста? Предлагаю отгадать несколько загадок! Кто больше ответов правильных даст, тот и будет старшим.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАГАДКИ
Вот так молодец, Иван хитрец, сел на конь и поехал в огонь. (Чугунок)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
Рук и ног у него нет,
А всех трясёт и качает. - Ветер
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
Остановишь — горе!
Продырявит море! (Утюг)
Привяжешь пойдут, отвяжешь – останутся .
Подсказка: это обувь, которую носили ваши прадедушки и прабабушки.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. Хвост на дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт.
Чёрненькая собачка, свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. ЗАМОК
Ни свет ни заря - пошёл горбатый со двора.
Маленький, горбатенький, всё поле избегал, домой прибежал - всю зиму лежал. СЕРП.
Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (Ножницы)
- Какое качество, какая традиция наших бабушек и дедушек была правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор.
- Гостеприимство. «Хлеб да соль», - так приветствовали хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
После сытного обеда можно и поиграть
ИГРА УГАДАЙ СКАЗКУ ПО КАРТИНКЕ (ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ)
Пока мы с вами играли, наступил вечерВоспитатель: Что-то загостились мы, как говорят в гостях хорошо, а дома — лучше. Повертелись, покрутились и обратно воротились.
Здорово!
Вот мы и вернулись! Ну что, понравилось вам путешествие? А что больше всего? А теперь можете выбрать любой рисунок, раскрасить (посуда, игрушки и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...