Проект "Хвойные деревья"
проект (старшая группа)

Губина Наталья Владимировна

Проект "Хвойные деревья" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hvoynye_derevya_nashego_kraya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

.

Проект

«Хвойные деревья нашего края»

старшая группа

Руководитель проекта:

воспитатель группы №11

Маклакова Н.М.

2022 год

Содержание.

Участники проекта:

Тип проекта:

Сроки реализации проекта:

Проблема проекта:

Актуальность проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Возрастные особенности:

Планируемый результат:

Принципы и подходы к реализации проекта:

Формы и методы работы:

Итоговый продукт:

Этапы реализации проекта

  1. подготовительный (организационный)
  2. содержательный (практический)
  3. заключительный (презентативный) – Защита проекта

Риски и пути преодоления

Перспективы развития проекта

Резусное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

Учебно-методические ресурсы

Литература

     Участники проекта: дети старшей группы №11, воспитатель, родители

 Тип проекта: познавательно - исследовательский 

 Сроки реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.

 Проблема проекта: Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не знают названий  хвойных деревьев, не имеют представлений об отличительных признаках деревьев.

     Актуальность проекта: Бережное отношение к природе, экологическая  грамотность  стали золотом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей - процесс формирования осознанно- правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор- болезни. Их рост объясняется уничтожением  экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается  к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе - ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников  слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать её лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем я решила реализовать идею экологического проекта. Ознакомление с хвойными деревьями Алтайского края является одним из способов развития экологической культуры дошкольников.

 

     Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями.

     Задачи проекта:

  1. Создать условия  для ознакомления детей  с хвойными деревьями;
  2. Сформировать представления о роли  хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;
  3. Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
  4. Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.
  6. Привлечь родителей к участию в проекте для воспитания экологической культуры в семье.

Возрастные особенности:

   Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до  начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки самые разные по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

У детей продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Восприятие в этом возрасте характеризуется  анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные  представления, представления о цикличности изменений);  развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,  речь, образ «Я».

В группе есть ребенок с ОВЗ. В связи с этим, в группе созданы условия для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями. С учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. Используется индивидуальный подход, поддерживается самостоятельная активность ребенка.

Планируемый результат:

для детей.

1.  Повышение уровня знаний детей к концу проекта.

2.  Умение детей различать хвойные деревья и их роль в оздоровлении и сохранения здоровья.

3.  Смогут изображать деревья своего края с помощью различных приемов (рисование, пластинография), передавать свои впечатления.

для родителей:

Активное вовлечение родителей в совместную работу с ребенком.

Принципы и подходы к реализации проекта:

  • Системность – предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  • Личностно – ориентированный подход – предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.
  • Интеграция – воспитательно – образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
  • Игровой – заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
  • Целесообразность – предусматривает необходимость и достаточность наполнения предметно развевающей среды, а так же обеспечить возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Мобильность – предлагает постоянное изучение, исследование анализ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
  • Доступность – заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся уровню их развития.

Формы и методы реализации проекта:

В работе с детьми:

а) беседы

б) целевые прогулки

в) дидактические игры

г) рассматривание картинного материала

д) наблюдения

е) трудовая деятельность

и) продуктивная художественная деятельность        

- рассматривание иллюстрации

- рисование

- аппликация

- лепка

ж) подвижные игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

з) чтение художественной литературы

В работе с родителями:

1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу», «Радость общения с природой».

2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу», «Экологическое воспитание детей в семье».

3. Предложить поучаствовать в выставке поделок и составлении газеты.

4. Домашнее задание  -  «Предложить вспомнить с детьми поездку в лес и составить рассказ.

5. Помощь в подборе и выставке художественной литературе о хвойных деревьях.

6. Совместная творческая деятельность: создание коллажа «Веточка хвойного дерева» «Сосна», «Ель», (в разные времена года);

Итоговый продукт:

Создание  коллажа «Веточка хвойного дерева» «Сосна», «Ель», (в разные времена года);

Этапы реализации  проекта:

1 этап – подготовительный

- Определение цели и задач проекта.

- Подготовка материала для организации проекта;

-Отбор наглядного и методического материала по теме проекта;

изготовление дидактических игр по теме;

- Подбор материалов для творческих работ

- Подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;

    - Предварительная работа с детьми и их родителями.

2  этап – содержательный  

Познавательное развитие:

 -  Беседы с детьми: «Хвойные деревья наших лесов»; «Какие деревья растут на участке»; «Как деревья помогают человеку»; «Как появляются деревья»; «Почему нужно беречь и охранять деревья»; «Как сберечь деревья?»

  Речевое развитие:        

     - Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», А. Прокофьев «Наш лесок».

- Загадывание загадок о деревьях, рассматривание открыток, фото.

    - Заучивание интересного стихотворения.

 Социально-коммуникативное развитие:

- Экскурсия по участку детского сада: «Рассматривание деревьев на участке».

    - Целевая прогулка. Наблюдение в природе за изменениями в жизни деревьев (в разные времена года)

- Трудовые поручения на прогулке

    - Труд  (Сгребание листвы на участке в определенное место; расчистка дорожки.)

- безопасность (беседы с детьми «Почему опасно бегать с палками?») 

 Физическое развитие: 

- Дидактические упражнения на развитие мелкой моторики «Елочка» (счетные палочки),  «Деревья” (семена)»

- Дидактические игры:  «Опиши, я отгадаю», «С какого дерева листок», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»,  «Собери дерево»

Художественно-эстетическое развитие:

-  «Раскрась» (деревья)

     - Рисование: «Дерево», «Прогулка по лесу»,  «Большие и маленькие ели», «Красивое дерево зимой»

    - Лепка «Ёлочка - колкая иголочка» 

       -  Пластилинография «Дерево»

    - Аппликация « Ветка Сосны», «Ёлочка».

3 этап -  заключительный

 Создание  коллажа «Веточка хвойного дерева»

Риски:

На начальном этапе проекта не большая заинтересованность  детей данной темой проекта.

Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом.

Пути преодоления риска:

Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приѐмы.

Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к природе.

Перспективы развития проекта:

Реализация данного проекта в дальнейшем позволит углубить знания о хвойных деревьях.

Ресурсное обеспечение проекта:

компьютер

фотоаппарат

принтер

Учебно - методическое обеспечение:

 хрестоматии;

 раскраски;

 наглядные и раздаточные материалы;

 Художественные  произведения;

фотоальбомы,

Дидактические  игры,

материал для художественного творчества (картон, клей, цветная бумага, краски, кисти, альбомные листы и т.д.)

Литература.

Интернет ресурсы.

Н.В. Елкина  «1000 загадок»

С.Н. Николаева « Юный эколог»

М.В. Лучич «Детям о природе»

Энциклопедия « В лесу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...