Проект "Хвойные деревья"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
.
Проект
«Хвойные деревья нашего края»
старшая группа
Руководитель проекта:
воспитатель группы №11
Маклакова Н.М.
2022 год
Содержание.
Участники проекта:
Тип проекта:
Сроки реализации проекта:
Проблема проекта:
Актуальность проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Возрастные особенности:
Планируемый результат:
Принципы и подходы к реализации проекта:
Формы и методы работы:
Итоговый продукт:
Этапы реализации проекта
- подготовительный (организационный)
- содержательный (практический)
- заключительный (презентативный) – Защита проекта
Риски и пути преодоления
Перспективы развития проекта
Резусное обеспечение проекта
Информационные ресурсы
Учебно-методические ресурсы
Литература
Участники проекта: дети старшей группы №11, воспитатель, родители
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Проблема проекта: Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания, не знают названий хвойных деревьев, не имеют представлений об отличительных признаках деревьев.
Актуальность проекта: Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали золотом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей - процесс формирования осознанно- правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: всевозможные аллергии и лор- болезни. Их рост объясняется уничтожением экосистемы леса. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример, взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе - ломают ветви, губят молодые деревца. У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать её лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем я решила реализовать идею экологического проекта. Ознакомление с хвойными деревьями Алтайского края является одним из способов развития экологической культуры дошкольников.
Цель проекта: развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями.
Задачи проекта:
- Создать условия для ознакомления детей с хвойными деревьями;
- Сформировать представления о роли хвойных деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека, их целебных свойствах; вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы;
- Совершенствовать познавательную активность детей, способствовать знакомству с окружающим миром, родной природой, родным краем.
- Формировать представление о здоровье человека, умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни; навыки безопасного поведения на природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к краю, в котором живём, к малой и большой Родине.
- Привлечь родителей к участию в проекте для воспитания экологической культуры в семье.
Возрастные особенности:
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Рисунки самые разные по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
У детей продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
В группе есть ребенок с ОВЗ. В связи с этим, в группе созданы условия для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями. С учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии разработан индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. Используется индивидуальный подход, поддерживается самостоятельная активность ребенка.
Планируемый результат:
для детей.
1. Повышение уровня знаний детей к концу проекта.
2. Умение детей различать хвойные деревья и их роль в оздоровлении и сохранения здоровья.
3. Смогут изображать деревья своего края с помощью различных приемов (рисование, пластинография), передавать свои впечатления.
для родителей:
Активное вовлечение родителей в совместную работу с ребенком.
Принципы и подходы к реализации проекта:
- Системность – предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Личностно – ориентированный подход – предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.
- Интеграция – воспитательно – образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
- Игровой – заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
- Целесообразность – предусматривает необходимость и достаточность наполнения предметно развевающей среды, а так же обеспечить возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Мобильность – предлагает постоянное изучение, исследование анализ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
- Доступность – заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся уровню их развития.
Формы и методы реализации проекта:
В работе с детьми:
а) беседы
б) целевые прогулки
в) дидактические игры
г) рассматривание картинного материала
д) наблюдения
е) трудовая деятельность
и) продуктивная художественная деятельность
- рассматривание иллюстрации
- рисование
- аппликация
- лепка
ж) подвижные игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики
з) чтение художественной литературы
В работе с родителями:
1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу», «Радость общения с природой».
2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу», «Экологическое воспитание детей в семье».
3. Предложить поучаствовать в выставке поделок и составлении газеты.
4. Домашнее задание - «Предложить вспомнить с детьми поездку в лес и составить рассказ.
5. Помощь в подборе и выставке художественной литературе о хвойных деревьях.
6. Совместная творческая деятельность: создание коллажа «Веточка хвойного дерева» «Сосна», «Ель», (в разные времена года);
Итоговый продукт:
Создание коллажа «Веточка хвойного дерева» «Сосна», «Ель», (в разные времена года);
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Определение цели и задач проекта.
- Подготовка материала для организации проекта;
-Отбор наглядного и методического материала по теме проекта;
изготовление дидактических игр по теме;
- Подбор материалов для творческих работ
- Подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
- Предварительная работа с детьми и их родителями.
2 этап – содержательный
Познавательное развитие:
- Беседы с детьми: «Хвойные деревья наших лесов»; «Какие деревья растут на участке»; «Как деревья помогают человеку»; «Как появляются деревья»; «Почему нужно беречь и охранять деревья»; «Как сберечь деревья?»
Речевое развитие:
- Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка», Э. Мошковская «Дедушка Дерево», А. Прокофьев «Наш лесок».
- Загадывание загадок о деревьях, рассматривание открыток, фото.
- Заучивание интересного стихотворения.
Социально-коммуникативное развитие:
- Экскурсия по участку детского сада: «Рассматривание деревьев на участке».
- Целевая прогулка. Наблюдение в природе за изменениями в жизни деревьев (в разные времена года)
- Трудовые поручения на прогулке
- Труд (Сгребание листвы на участке в определенное место; расчистка дорожки.)
- безопасность (беседы с детьми «Почему опасно бегать с палками?»)
Физическое развитие:
- Дидактические упражнения на развитие мелкой моторики «Елочка» (счетные палочки), «Деревья” (семена)»
- Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «С какого дерева листок», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Собери дерево»
Художественно-эстетическое развитие:
- «Раскрась» (деревья)
- Рисование: «Дерево», «Прогулка по лесу», «Большие и маленькие ели», «Красивое дерево зимой»
- Лепка «Ёлочка - колкая иголочка»
- Пластилинография «Дерево»
- Аппликация « Ветка Сосны», «Ёлочка».
3 этап - заключительный
Создание коллажа «Веточка хвойного дерева»
Риски:
На начальном этапе проекта не большая заинтересованность детей данной темой проекта.
Поверхностная заинтересованность родителей в работе над проектом.
Пути преодоления риска:
Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приѐмы.
Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат бережного отношения к природе.
Перспективы развития проекта:
Реализация данного проекта в дальнейшем позволит углубить знания о хвойных деревьях.
Ресурсное обеспечение проекта:
компьютер
фотоаппарат
принтер
Учебно - методическое обеспечение:
хрестоматии;
раскраски;
наглядные и раздаточные материалы;
Художественные произведения;
фотоальбомы,
Дидактические игры,
материал для художественного творчества (картон, клей, цветная бумага, краски, кисти, альбомные листы и т.д.)
Литература.
Интернет ресурсы.
Н.В. Елкина «1000 загадок»
С.Н. Николаева « Юный эколог»
М.В. Лучич «Детям о природе»
Энциклопедия « В лесу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»
Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы. Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь? Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...
Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой
В рамках долгосрочного проекта "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...
Занятие "Дерево-дерево не тонет".
Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....
«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление детей с окружающим с применением элемента аппликации) Абушахманова Гу...
конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»
Программное содержание:Закрепить знаний о деревьях, познакомить с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать умение узнавать их по характерным признакам и назыв...