МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Воспитание уважения к культуре и традициям своей малой Родины»
методическая разработка (подготовительная группа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Воспитание уважения к культуре и традициям своей малой Родины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_traditsiyam_2023.doc | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №64»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Воспитание уважения к культуре и традициям своей малой Родины»
Составил:
Воспитатель МДОАУ №64
Туктарова Марина Николаевна
Г. Оренбург, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Воспитание уважения к культуре и традициям своей малой Родины»
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Основной задачей педагогов является введение детей в особый самобытный мир, который предполагает создание соответствующей предметно пространственной развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий. Для более полного воссоздания обстановки и быта русской избы, рекомендуем организовать помощь со стороны родители и друзей.
Для понимания традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, для проникновения чувством понимания ее древности и величия предлагаем выбрать следующие приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2.Широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре
должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерны¬ми особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Для того чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемые варианты приоритетов, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, тематического плана и конспектов занятий, предлагаем следующие материалы:
• Для повышения уровня личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста, рекомендуем использовать сведения из разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Для знакомства с данными материалами (о русских праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т.д.) целесообразно использовать: сказки, былины и литературные произведения, предложенные для использования на занятиях, в детском саду.
• Для приобщения детей к истокам русской народной культуры рекомендуем в избе читать сказки; знакомить с русскими пословицами, поговорками, песнями и хороводами; проводить занятия по народной декоративной росписи и т.д. В русской избе, разместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, сохранившиеся старинные бытовые предметы.
• Для знакомства с русскими народными обычаями и традиционными обрядовыми праздниками, с народной игрой, играми на русских народных инструментах, очень полезно знакомить с календарным детским фольклором, осуществлять знания о встречах и прощаниях времен года, например: «Весна-весна, поди сюда!».
Для создания интерьера избы, мы предлагаем побеседовать со старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобрать предметы, соответствующие старине, для
воспитания у ребенка чувства красоты, любознательность и патриотизма. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
В избе должна быть сооружена печь, сделаны деревянные лавки и столы, табурет, люлька, прялка, постелены самотканые половики. Для окон сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. Предметы кухонной утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, разного размера плошки, миски деревянные, кадка, кувшин, расшитые полотенца, ткацкий станок, веретено, челнок, мялка, коромысло, бочонок, ведра, ухват, кочерга, сундук, русский народный костюм (сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники и т.д.).
Мы предлагаем все занятия по ознакомлению с народным творчеством проводить в «избе». Знакомить с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписью, народной игрушкой, разными видами народной вышивки. Здесь же знакомить с разнообразием народного искусства, учить навыкам и умениям: расписывать игрушки по типу дымковской, лепить посуду, украшать ее орнаментом. Работами детей оформлять помещения детского сада.
В «избе» отмечать именины. На них обязательно приглашать родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приглашать любимых героев русских народных сказок, проводить веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Подводить детей к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Через посещение избы и через занятия давать детям знания о назначение кухонной утвари, помогать усваивать правила гостеприимства, которыми славен русский народ, больше предлагать пословиц и раскрывать их значение: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».
Для изучения русского фольклора, народного искусства, составить конспекты занятий и сценариев обрядовых праздников.
Для удовлетворения потребности у ребенка к художественному слову и соблюдения русских народных традиций в повседневной жизни детей всех возрастов, подобрать потешки, пестушки, прибаутки, пословици, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного детского фольклора осуществлять через участие ребят в календарных праздниках.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Чтобы игра была интереснее, и содержательнее рекомендуем использовать разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки. Детям доставляет радость: изображать персонажей сказок; «варить кашу в чугунке»; «печь пироги в печи»; «сидеть за прялкой»; «выковывать гвозди»; выбирать «жениха» или «невесту», да еще сообща «свадьбу» играть!
Особую роль в системе работы с детьми рекомендуем отводить народному искусству.
Большой интерес вызовут яркие матрешки. Нужно рассказывать о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия «на¬родная игрушка». Старших детей – знакомить с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; предлагать ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка, тогда дети полюбят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
В детском саду должно быть множество игрушек и других предметов, украшенных народной росписью, что позволит оформить в избе художественные выставки.
Педагоги детского сада должны составить конспекты занятий по знакомству детей с русским народным творчеством и написать сценарии обрядовых праздников. Для использования в работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством, вы можете использовать конспекты занятий, сценариев из книг цикла «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», созданных научными сотрудниками Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музейная педагогика как одна из технологий воспитания познавательного интереса и любви к своей малой родине»
Опыт педагогической работы учреждения по патритическому воспитанию дошкольников....
Проект:« Воспитание дошкольников через культуры и традиции народов моей малой Родины "
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...
Консультация для родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям своей малой Родины»
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...
Семинар-практикум Тема :«Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
Осуществляя задачи годового плана мною был подготовлен и проведён семинар-практикум для педагогов с целью повышения уровня профессионального мастерства в рамках реализации вариативной части...
Консультация для родителей «Воспитание у детей чувства любви к своей малой Родине»
Нравственно - патриотическое воспитание детей - одно из важных условий успешного развития современного российского общества.«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,...
Семинар-практикум Тема: «Создание условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где родился человек. В этой связи нам представилась возможность ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео...
Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины»
тематический контроль «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям своей малой Родины&ra...