Технологическая карта занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром (Петербурговедение)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шуплецова Марина Алексеевна

Открытое занятие по обогащению представления детей о родном городе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_sankt-peterburgu.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта занятия

в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром (Петербурговедение)

Дата проведения:   .05.2023 г.

Воспитатели:

Егорова Яна Владимировна

Шуплецова Марина Алексеевна

Тема: Путешествие по Санкт-Петербургу

Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Программное содержание.

1.Речевое развитие: Расширять словарь детей по теме за счет введения названий исторических объектов: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Нева, Невский проспект и т.д.; Развивать связную речь через дидактические и словесные игры.

2.Познавательное развитие: Обогащать и расширять представления детей о родном городе. Расширение зрительного восприятия и мышления. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

3.Социально – коммуникативное развитие:  Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Воспитать любовь и уважение к родному городу. Воспитывать чувство принадлежности к петербуржцам.

4.Физическое развитие: Совершенствовать двигательную активность. Совершенствовать зрительно-моторную координацию, умение соотносить речь с действием.

5. Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формировать любовь к художественному слову. Развивать эстетические чувства и эмоции.

Предварительная работа: Рассматривание фотоиллюстраций с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Беседа с детьми об истории возникновения и символах нашего города. Просмотр видео «Наш город». Рассматривание и чтение книг о Санкт-Петербурге.

Материалы и оборудование: Ноутбук. Конверт с письмом. Кубик с заданиями, зашифрованными на его гранях.

Заготовки для изготовления визитной карточки города. Мнемотаблицы для составления по ним рассказов о городе. Пазлы с достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Продолжительность деятельности: 30 минут.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.Вводная часть

 (мотивация)

Здравствуйте, ребята- петербуржцы! Мы, жители Сказочной страны, много слышали о вашем городе, но никогда не были в нем. Мы не можем покидать свои сказки. Нам очень хотелось бы узнать об удивительном городе. Волшебный клубок в некоторых наших сказках обычно помогает героям найти нужный путь к своей цели. Вам же мы посылаем волшебный кубик с заданиями, зашифрованными на его гранях. Справившись с заданиями, вы посетите много замечательных памятных мест, увидите и услышите, как можно больше интересного и расскажете нам.

Дети внимательно слушают письмо

3 мин.

2. Основная часть

(восприятие и усвоение нового)

Ребята, я вас сегодня приглашаю в путешествие по нашему любимому городу, а что бы узнать куда мы отправимся и где сделаем первую остановку вам необходимо будет справиться с заданиями, зашифрованными на гранях этого кубика.

Остановка №1 Итак, сделаем первый бросок нашего кубика.  Смотрим на выпавшую грань, а на ней загадки. Давайте отгадаем.

Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад? 

Красивый, просторный

Широкий и большой

Идет он от Дворцовой,

Встречается с Невой.

Мост Александра Невского

Задерживает путь,

По главному проспекту.

А как его зовут? 

Хоть она и старая,

Но выглядит как новая.

Площадь наша главная

По имени…

На Заячьем острове крепость стоит,

Золотом купол на солнце блестит,

Ангел в небо крестом упирается,

Как это крепость, друзья, называется?

Остановка №2. Ребята, давайте продолжим бросать наш чудо-кубик. Вам выпало задание сделать «Визитную карточку Города».

Кто из вас знает, что такое «визитная карточка»?

Когда люди знакомятся они могут обменяться визитными карточками. Там указано о них самое главное. Начнем и мы с самого главного.

И так, всё начинается с имени человека. Кто даёт имя ребёнку?

А нашему Городу имя дал один человек, о котором я загадаю загадку:

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?

Правильно, ребята!

Раньше, имя родившемуся ребёнку давали не просто по чьему-нибудь желанию, а обязательно называли его в честь «своего» святого. Этот святой как бы становился защитником человека на всю жизнь. Так и у нашего Города. Город строился по воле царя Петра. Поэтому многие могут подумать, что Петербург назван так в честь самого царя, ведь не трудно догадаться, что «Петер» - это «Петр». Но не в свою честь назвал царь Город, а в честь своего покровителя – святого («санкт» и значит «святой) апостола Петра, владевшего ключами от рая. Царь решил, что именно такой покровитель нужен новому «бургу» (в переводе «бург» - это «укрепление», «город»), ведь недаром его начали строить на окраине России у самого Финского залива, откуда подать до Европы. Подумал Петр, что станет этот город ключом, который откроет для России «двери» в Европу.

У нашего города имя менялось несколько раз и даже загадка про это есть: «На болоте родился –три раза крестился, врагу не сдавался –героем остался!» Жизнь города менялась, и потом его назвали Петроградом, позднее - Ленинградом, и потом вернули первое имя –Санкт-Петербург. И так помещаем в визитную карточку Имя города

Теперь, попробуем определить возраст нашего города, ведь это надо указать в визитной карточке. Угадайте в какое время года родился город:

«Тает снежок, оживает лужок.

День прибывает, когда это бывает?»

Да, наш город отмечает день рожденья весной в мае. 27 числа. А вот другая загадка – сколько городу лет? Это математическая загадка.

Первое число: меньше четырёх на один,

Второе: самое маленькое число,

Третье: меньше десяти на один.

Итак, нашему городу пока ещё 319 лет, но совсем скоро, через несколько дней, ему будет уже 320 лет.

Занесём в визитную карточку возраст города Возраст города 320 лет.

У каждого города есть свои знаки, символы, по которым этот город отличают от других. И самый главный знак – это герб. Если его расшифровать, то очень многое можно узнать о городе. Почти у каждого герба есть свой щит. Щит – символ защиты. Скипетр – знак царской власти. Морской якорь – выход в море. Речной якорь – связь с реками России. Отобразим в визитной карточке Герб города

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Семейка слов».

Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Петербург. Как называют

жителей Петербурга? (Петербуржцы) 

Какие улицы в Петербурге? (Петербургские) 

Как называют жительницу Петербурга? (Петербурженка) 

Как называют Жителя Петербурга? (Петербурженец). 

Воспитатель: Очень хорошо. Я вами горжус

Остановка №3. И опять мы делаем остановку в нашем путешествии, чтобы справиться с заданием. На экран выведены мнемотаблицы, составьте по ним рассказы о городе.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Семейка слов».

Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Петербург. Как называют

жителей Петербурга? (Петербуржцы) 

Какие улицы в Петербурге? (Петербургские) 

Как называют жительницу Петербурга? (Петербурженка) 

Как называют Жителя Петербурга? (Петербурженец). 

Воспитатель: Очень хорошо. Я вами горжус

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Семейка слов».

Давайте, образуем слова из одной семейки со словом Петербург. Как называют

жителей Петербурга? (Петербуржцы) 

Какие улицы в Петербурге? (Петербургские) 

Как называют жительницу Петербурга? (Петербурженка) 

Как называют Жителя Петербурга? (Петербурженец). 

Воспитатель: Очень хорошо. Я вами горжус

Физкультминутка

Наш трамвайчик на Фонтанке
Оттолкнулся и дал ход, 
(Дети встали)
Он шагнул назад сначала 
(Шаг назад)
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. 
(Ходьба на месте)
По Фонтанке покатили
Мы вперед, вперед, вперед…

Остановка №4 На этот раз задание «Собери пазлы».

Ребята, вы обратили внимание, что лежит у вас на столах? Да, это элементы пазлов с достопримечательностями города.

Остановка №5 Ребята, сейчас узнаем насколько вы внимательные? Кубик предлагает вам немного поиграть в игру «Узнай достопримечательность по ее фрагменту».

На интерактивный экран выведены картинки с видами Санкт-Петербурга (игровые поля), которые изначально закрыты 6-тью карточками с цифрами от 1 до 6.

Правила игры: Игрок называет карточку с цифрой, которую он хочет убрать, по фрагменту старается узнать и назвать все изображение. Если информации недостаточно, он открывает последовательно вторую, третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.

 

Молодцы! Вот еще игра «Рифмы»

Над Невой в полный рост

Поднялся Дворцовый … (мост).

Покормить лебедей на старом пруду

Мы приглашаем в Летнем …(саду)

Над красавицей Невой

Деревья шелестят … (листвой).

Увидеть множество вещей

Приглашаем всех в … (музей).

 

Молодцы, ребята! А в завершении нашего путешествия, давайте вручим нашим гостям визитные карточки нашего города.

Летний сад

Невский проспект

Дворцовая

Петропавловская крепость

Ответы детей

Петр I

Внимательно слушают

Санкт-Петербург

Ответы детей

320 лет

Дети рассматривают мнемотаблицы и составляют рассказы о городе

Выполняют физминутку

Дети делятся на четыре команды и приступают к работе.

Ответы детей

Дети вручают визитные карточки

25 мин.

3.Заключительная часть (рефлексия)

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Самым интересным? Какую достопримечательность Петербурга вы хотели бы посетить? Спасибо вам за хорошую работу!

Ответы детей.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Книга - источник знаний"

НОД проводится в подготовительной группе, знакомит с историей появления первой письменности и азбуки. Знакомит с первым создателем якутской письменности С.А.Новгородовым...

Технологическая карта НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Книга - источник знаний"

Занятие знакомит детей с историей появления первой книги и письменности...

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Весна"

Открытое занятие на тему "Весна", нацеленное на расширение представлений у детей о весенних изменениях в природе....

Технологическая карта занятия в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в песочную страну»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Путешествие в песочную с трану"...

Технологическая карта занятия "Волшебники - наши друзья" по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Познавательное развитие"Раздел «Ознакомление с окружающим миром»средняя группаТема: &laq...