Проект " Моя малая Родина"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк» пгт. Новокручининский
Педагогический проект
Тема «Моя малая Родина».
Пгт. Новокручининский
2021 г.
Педагогический проект «Моя малая Родина».
Тип проекта: Практико-ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный.
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: ноябрь
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Цель проекта: воспитание чувства любви к Родине, родному поселку, семье.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания детей о родном поселке;
- формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;
-формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям,
Развивающие:
- развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)
-вызвать интерес к литературе по данной тематике;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье;
Воспитательные:
воспитание чувства любви к Родине
Работа с родителями:
Индивидуальная работа, консультации, приобщение родителей к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего поселка, достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы по этапам.
Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Подбор художественной литературы.
Создание предметно-развивающей среды.
2. Основной этап
Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Экскурсия по территории детского сада
Цель: Уточнить знания детей о детском саде, о постройках на территории детского сада.
2. Беседа «Моя дружная семья»
Цель: Закреплять у детей представления о членах семьи, родственных отношениях.
3. Беседа «Наш любимый детский сад»
Цель: Дать детям знания о профессиях сотрудников детского сада.
4. Беседа «Что я знаю про свой поселок»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о своем поселке.
5. ООД Познавательное развитие
1.«Моя семья»
2.«Мой родной поселок Новокручининск»
Цель: Расширить знания детей о родном поселке;
формировать чувства привязанности к своему дому, семье, своим близким.
6. ООД Художественно-эстетическое развитие
1.«Дом, в котором я живу» (рисование)
Цель: Учить передавать впечатления через рисунок. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
7. Чтение литературных произведений,
заучивание стихотворений наизусть
Е. Благинина «Вот так мама»
С. Михалков «Моя улица»
С. Маршак «Почта»
Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Цель: Расширять кругозор детей путем знакомства их с литературными произведениями. Учить детей запоминать и выразительно читать стихи.
8. Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье
Цель: Помочь детям запомнить и правильно понять содержание пословиц и поговорок.
9. Обогащение игрового опыта детей
Дидактические игры:
«Кто где живет», «Кому что нужно для работы», «Кто с тобой живет?», пазлы
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Путешествие по городу»
Цель: Дать информацию детям о социальной жизни человека через различные виды игр. Развивать речь, память, воображение. Формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры.
11. Создание мини-музея «Моя малая Родина»
Цель: Обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию.
Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Консультация «Семья и семейные ценности»
Акция «Прочти книгу о семье» (домашнее семейное чтение).
3. Заключительный этап
- Конкурс чтецов «Я люблю тебя, край мой родной!»
- Открытое ООД «Моя малая Родина»
- Мини-музей «Моя малая Родина»
Проект «Моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного поселка;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Приложение № 1
Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.
- А почему? Да, вас ждет ваша семья!
- А кто живет в ваших семьях?
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
- А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)
- А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
- Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Физминутки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Скажите, как полностью зовут вашего папу? (ответы детей)
- Скажите, как полностью зовут маму? (ответы детей)
- Назовите своих родных братьев и сестер (если они есть)
Приложение № 2
Беседа на тему: «Наш любимый детский сад»
Цель: Предложить рассказать, что общего между детским садом и домом. Рассказать, кто работает в детском саду.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, папа с мамой каждый день ходят на работу, братья и сёстры – в школу. А куда ходите вы?
Дети: в детский сад.
Воспитатель: Правильно в детский сад. Наш детский сад называется «Светлячок» и находится он по адресу улица Мичурина, дом 3.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение:
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
(Г. Шалаева)
Детский сад – это наш второй дом. Мы в нём живём. В этом доме есть много групп, кабинетов, помещений. Назовите, какие знаете вы, и для чего они предназначены?
Дети: Музыкальный зал – помещение предназначено для музыкальных занятий.
Игровая – комната, в которой мы играем.
Физкультурный зал – помещение для физкультурных занятий.
Воспитатель: Что вы делаете в детском садике?
Ответы детей: Играем, читаем книги, рисуем, лепим, гуляем, ходим на музыкальные занятия и т. д.
Воспитатель: Вам нравится ходить в детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, детский сад – это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Скажите, пожалуйста, кто с вами каждый день гуляет, читает вам сказки?
Дети: Воспитатели.
Воспитатель: Как зовут ваших воспитателей?
Ответы детей: Юлия Агзамовна, Анна Сергеевна.
Воспитатель: Кто главный помощник воспитателям?
Ответы детей (помощник воспитателя)
Воспитатель: Как зовут вашего помощника воспитателя? Как она помогает?
Ответы детей: Лилия Александровна. Приносит еду в группу, моет пол, помогает одеваться.
Воспитатель: Какие, ребята, вы молодцы! У меня есть один интересный конверт и сейчас мы с вами посмотрим, что же в нем. (Берёт конверт с картинками, на которых изображены повар, врач и ставит на мольберт).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, кто изображён на картинке слева? А кто справа?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы догадались? …
Воспитатель:
Ходит повар в колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед,
Кашу, щи и винегрет.
За здоровьем деток медсестра следит.
Лечит без таблеток ангину и бронхит.
А как зовут нашу медсестру?
Дети: Светлана Александровна.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Измеряет температуру, взвешивает, делает прививку, мажет царапины зелёнкой.
Воспитатель: А, как зовут наших поваров, которые готовят для нас вкусную еду каждый день?
Ответы детей
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много мы сегодня рассказали друг другу о нашем детском садике. А вы любите свой детский садик?
Дети: Да, любим.
Приложение № 4
Анкета для родителей
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое -_____________________________________________________
затрудняюсь ответить.
Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей педагоги или родители?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 6
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Моя семья».
Пословицы и потешки о семье.
Цель: Воспитание бережного отношения к семье, семейным традициям.
Задачи:
-закреплять знания детей о семье;
-воспитывать доброе отношение к своей семье;
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель привлекает внимание детей к репродукциям картин, расположенных на мольберте.
В: Дети, посмотрите внимательно на эти картины. Что их объединяет? Кто изображен на картинах? Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Ведь они такие разные (на картинах изображены родители, дети, бабушки и дедушки).
В: Посмотрите внимательно на эти картины и расскажите о них (короткие рассказы детей).
В: У каждого из вас есть своя семья. Семья – это папа, мама, бабушки и дедушки. Это люди, которые живут вместе, очень любят друг друга, заботятся друг о друге. Семьи бывают разные, большие и маленькие. Во всех семьях царит доброта, ласка, нежность и забота. А теперь вы, ребята, скажите, что такое семья?
Ответы детей.
В: Правильно, ребята, семья объединяет родных людей: родителей, детей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Все они родственники, родня. Как называют людей, живущих в семье?
Дети повторяют слова: родственники, родня.
В: Послушайте стихотворение о родне:
Мама с папой моя семья,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня, и братишка,
И щенок любимый Тишка!
В: Как вы думаете, все в этом стихотворении родня?
Ответы детей.
В: Да, это стихотворение шуточное. Не все здесь родня. Мама, папа, сестренка и братишка – это родственники, а щенок Тишка живет в этой семье и считается членом семьи. Все его любят, заботятся о нем. Семья
Самое дорогое, что есть у человека. Русский народ придумал много пословиц о семье. Расскажите их пожалуйста.
Дети читают пословицы.
«Лучше нет дружка, чем родная матушка»
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Семья ладом полна»
«Дружная семья гору сдвинет»
В: А, теперь давайте вспомним потешку про дом, про семью и выполним пальчиковую гимнастику:
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья!
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
В: Какой должна быть семья? (ответы детей)
В: А, сейчас мы с вами отправимся на фотовыставку. Дима у нас будет шофером, садимся в автобус и отправляемся.
Дети едут на фотовыставку.
В: Вот мы и приехали. Сколько здесь разных фотографий. Давайте их рассмотрим и угадаем, где чья семья.
Дети угадывают семьи и рассказывают о них.
В: Дети, слушая ваши рассказы о своих семьях, я почувствовала, как вы любите своих родственников, относитесь к ним с нежностью, любовью. Молодцы, мне очень понравились ваши рассказы.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Скажи какой».
Воспитатель бросает детям мяч по очереди, а дети называют разными словами своих родственников (добрые, веселые, заботливые, нежные и другие).
В: Ребята, я очень рада, что у вас есть родной дом, родная семья. И сегодня мы с вами беседовали о родных людях, рассматривали фотографии. Фотографии ваших родных вы должны хранить в семейных альбомах или семейных фоторамочках. Сейчас мы с вами украсим заранее вырезанные рамочки. Будем украшать обрывками бумаги. Думаю, что эти рамочки очень понравятся вашим родным.
Дети выполняют задание.
В: Вот какие рамочки красивые у вас получились. А теперь давайте вспомним стихи о семье, которые вы знаете.
Дети читают стихи.
В: Ребята, а можно сказать, что детский сад – это тоже ваша семья? Почему вы так думаете?
Приложение № 7
Конспект НОД Познавательное развитие в средней группе «Мой родной город Воткинск»
Задачи.
1. Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми городскими названиями улиц;
2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;
3. Обогащать словарный запас
3. Воспитывать любовь к родному городу.
Материал: иллюстрации городских объектов, мяч.
Ход занятия.
Здравствуйте ребята. Я сегодня хочу поговорить с вами о нашей родине. Но сначала ответе мне, что такое родина? На какое слово похоже это слово? (Родной, родители, родится). Родина – это место где мы с вами родились.
Расскажу я вам, друзья,
Про зеленый славный город!
Здесь живет моя семья,
Этот город всем нам дорог!
Как прекрасен город наш,
Светлый и уютный!
И Летом радует он глаз,
И зимою лютой!
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в замечательном городе под названием Воткинск.
- А как зовутся люди, которые живут в городе Воткинск?
- Мы с вами называемся - Воткинцы.
- Наш город большой, очень уютный и красивый. В нем много зданий, домов и улиц.
Ведь все вы живете в домах, которые стоят на разных улицах.
А вы знаете как называются улицы, на которых вы живете? сейчас мы это проверим…
Д/И «Назови улицу, на которой ты живешь». Дети встают у стульчиков, называют свою улицу и передают мяч дальше.
Воспитатель: Молодцы. Все Воткинцы очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Я вчера гуляла по-нашему городу и фотографировала места, которые мне особенно понравились. Вот эти фотографии…
Ребята, любите ли вы гулять по Воткинску?
Тогда предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему городу!
Представьте себе, что ваши стульчики – это машины, усаживайтесь поудобнее, берёмся за воображаемый руль и поехали!
Руль, четыре колеса
Да дороги полоса,
Мне бензину дали много,
Хороша моя дорога.
1-я остановка –
Вы узнали это здание?
Этот дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных здесь врачей.
Лечат взрослых и детей.
Это Ребята детская поликлиника на улице 1 Мая.
Как вы считаете, нужна нам поликлиника? А зачем люди приходят поликлинику? Когда они приходят? Кто работает в поликлинике? Для кого ее построили? (Для нас с вами, для воткинцев)
Поехали дальше…
Руль, четыре колеса
Да дороги полоса,
Мне бензину дали много,
Хороша моя дорога.
2-я остановка
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в (Магазин)
Этот магазин находится на улице Молодежная.
Нужен нам с вами магазин? А кто скажет, зачем люди приходят в магазин? (ответы детей)
Поехали дальше…
Руль, четыре колеса
Да дороги полоса,
Мне бензину дали много,
Хороша моя дорога.
Физминутка:
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь
Будто мой веселый мяч
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
3-я остановка?
Через дорогу он лежит.
По нему народ бежит.
Выгнут он большой дугой.
Он бывает подвесной.
Что это? Ответ так прост.
Это же обычный (мост)
А вы видели этот мост? Гуляли по нему?
Как вы думаете, зачем его построили? (ответы детей)
Украсил он наш с вами город?
Ребята, а кто узнает это Место?
Что это за Чудо-Дом?
Как игрушек много в нём!
Там играют и поют,
Дети весело живут.
Много в доме дошколят!
Этот дом наш (Детский сад)
Как называется наш детский садик?
Для кого он работает?
Кто в нем работает?
Ну вот мы и вернулись с вами из нашего путешествия…
Понравилось вам гулять по городу Воткинску? Что вам запомнилось? (ответы детей)
На память о нашей прогулке, я приготовила вам сладкий приз.
Приложение № 8
Пословицы и поговорки про семью для дошкольников
При солнышке — тепло,
при матушке — добро.
***
Птица радуется весне,
а мать — деткам.
***
Сердце матери лучше солнца греет.
***
Ласковое слово слаще мёда.
***
Мать всякому делу голова.
***
Материнская забота в огне не горит
и в воде не тонет.
***
Мать кормит детей, как земля
людей.
***
Мать хвалит дитя,
а свинья — поросёнка.
***
В бабушкином сердце на всех детей
ласки хватит.
***
Птичьего молока хоть в сказке
найдёшь, а другого отца-матери
и в сказке не найдёшь
***
Растут детки, как грибки.
***
Где хороший отец, там и сын
молодец.
***
Послушному сыну родительский
приказ в тягость.
***
Добрый сын — всему свету мил.
***
Родители трудолюбивы, и дети
неленивы.
***
Детство — зелено, молодость —
храбра, старость — мудра.
***
На свете всё найдёшь, кроме отца
и матери.
***
В семье любовь да совет, так
и нужды нет.
***
Отец наказывает, отец и хвалит.
***
Семья крепка ладом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект "Моя малая Родина".
Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "
laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...