Проект " Моя малая Родина- Долматово"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Моя малая родина- Долматово.
( краткосрочный проект)
Реализован в подготовительной группе,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Сроки реализации _____________________
Цель: Развитие у детей нравственно- патриотических чувств. Знакомство с историей родного края.
Задачи:
Познавательные: познакомиться с улицами, достопримечательностями села. С людьми и историей родного села, бытом и укладом сельской жизни. Закрепить знания о профессиях на селе.
Речевые: Формировать умение составлять рассказ с опорой на полученный материал.
Закреплять в речи слова: односельчане, земляки, устаревшие слова( шесток, зыбка, половик, рукомойник и др.)
Воспитательные: Формировать интерес к истории и культуре родного края. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать уважение к сельскому труду .
Предполагаемые результаты: Интерес к своему родному селу. Конкурс семейных рисунков « Мой родной дом». Создание « копилки» познавательной информации. Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Разработка занятий по познавательному развитию.
Участники проекта:
- Педагоги
- Дети
- Родители
- Краеведческий музей
Создание условий для осуществления проекта:
Оформление в групповой комнате уголка с фотографиями села, родителей; с детскими рисунками; также иллюстраций с сельскохозяйственным трудом, профессиями. Приготовить для просмотра DVD- фильм о селе. Подготовить литературу/сборник стихов местных поэтов « Тихая моя родина», загадки, пословицы о с/х труде, овощах, ягодах, домашних животных.
Самообразование: знакомство с книгой « История села Долматово», с книгой местных поэтов« Тихая моя родина»
План мероприятий в рамках проекта:
- Просмотр DVD- фильма;
- Обзорные экскурсии по селу;
- Конкурс семейных рисунков « Мой родной дом»
- Коллективная аппликация « Улицы села»;
- Знакомство с творчеством местных поэтов;
- Экскурсия в дом- музей;
- Экскурсия в гараж/ знакомство с сельскохозяйственной техникой/;
- Совместное с воспитателем составление карты- плана с. Долматово;
- Игры: « Назови свой адрес», « Назови профессию», « улицы Долматова», « Где мы были мы не скажем…/ о труде/». Дидактическая игра "Букет красивых слов" /взять всем детям цветы и сказать теплые слова о своём селе/, Дидактическая игра "Что покажем гостям Долматова?"/ достопримечательности села/, Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться, называть сельские профессии или с/х технику)
- Беседы: « Где я живу?», « Как мы можем помочь родному селу?»,
« Назови, что есть примечательного на твоей улице?»
- Составление рассказов о своём селе и о его тружениках.
- Участие в выставке овощей в сельском ДК;
- Экскурсия в пожарную часть;
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Но главное богатство каждой страны, каждого села - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом селе. У нас в Долматово живут (показываю на фланелеграфе- дедушка).
Первый ребенок( или воспитатель):
Дедушка- дедушка.
Я это знаю
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда......зовет.
Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке - дедушка он!
Второй ребенок( или воспитатель):
Дай бабуся поцелую
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.
Этюд "Бабушкины руки"
(Читаю стихотворения Н. Голя и Г.Григорьева. Дети вместе со мной сопровождают его жестами и движениями).
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).
А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).
Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).
Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).
И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)
Третий ребенок:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах. (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).
Четвертый ребенок:
Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет.
Пятый ребенок:
Позже всех она ложится,
Раньше всех - встает.
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет!
Шестой ребенок: - Это дети школьники.
Седьмой ребенок: И совсем маленькие.
Об одежде
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги).Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Задание: «Составь оберег»
- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.)
- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Пока ребята выполняют работу звучит музыка.
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Беседа об экскурсии в краеведческий музей ( занятие)
Воспитатель: Орлова Алла Владимировна
Цели:
1.Расширять знания детей о родном селе, его культурных и исторических ценностях (краеведческом музее).
2.Закрепить знания детей о быте и жизни жителей села в минувшее время.
3.Воспитывать любовь к родному селу, родной природе, оберегать чистоту и красоту родного села.
Ход занятия.
Чтение стихотворения о Долматово.
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Чем знаменито наше село? Какие достопримечательности вы знаете?
- Ребята, а давайте представим, что к нам в село приехали гости, куда бы мы пошли с ними и чтобы вы им показали?
Мы с вами ходили недавно на экскурсию. Куда? (краеведческий музей)
Что мы видели по дороге интересного в краеведческом музеи ?
- Что видели возле здания музея?
- Кто встречал в музее нас? (Светлана Анатольевна)
- А кто рассказывал о быте и нелёгкой жизни местных жителей в прошлом? (экскурсовод)
- О чем рассказывала Светлана Анатольевна? ( об убранстве сельского дома , о мебели, об утвари, об обычаях).
- Как называется комната, в которой мы находились вначале? (изба).Чем в ней занимались крестьяне? ( готовили еду, корм скотине, ели, встречали гостей)
Игра "Назови предметы в избе "
Загадки, вопросы. (лавка, печь, чугун, крынка, ушат, коромысло, самовар, половики, носоватик)
- Как использовали эти предметы? ( назначение)
- Как называется другая комната? ( горница)
- Для чего она использовалась? ( в горнице в полдник пили чай, занимались рукоделием, спали, нянчили детей)
Игра « Назови предметы в горнице» ( кровать, светильно, сундук, люлька,)
- Для чего они нужны?
Физминутка: « У Маланьи у старушки»
Ребята, а сейчас давайте решим кроссворд. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать и заполнять пустые клетки.
Решение Кроссворда.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1 Как называется предмет, который ставили в печь для нагревания воды? 2.Какой предмет использовали для освещения в тёмное время суток. 3. С помощью этого предмета носили воду на плече из колодца или с реки. 4.В неё наливали молоко после того, как подоят корову? 5. как называются домотканые дорожки? 6. Кроватка в которой качали младенцев?
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Комната, в которой занимались рукоделием.
Понравилось ли вам в музее? Что больше всего запомнилось? ( ответы детей).
Нарисуйте. ( дети рисуют то, что больше всего понравилось)( «Приложение1»)
Подведение итогов проекта « Моя малая родина Долматово»
Воспитатель: Орлова А.В.
Проект « Моя малая родина- Долматово» был условно разделён на 4 части( блока)
1 блок был направлен на приобщение к старинной культуре родного села. Мы с детьми посетили дом-музей, где Светлана Анатольевна рассказала нам о быте и жизни крестьян. По итогам посещения с детьми была проведена беседа
( составлен конспект занятия) , а так же рисование на тему « Что тебе больше всего понравилось в музе?.»
2 блок Мероприятия 2- го блока были направлены на ознакомление с селом, т.е были проведены ряд экскурсий:
- Обзорные экскурсии по селу;
- На выставку овощей в ДК;
- В гараж колхоза «Долматовский;
- Экскурсия к реке Пуя;
- Экскурсия в Долматовскую сельскую библиотеку;(«Приложение2»)
- На детскую площадку возле ДК;
В ходе экскурсий мы рассматривали достопримечательности и наиболее значимые социальные объекты, называли улицы, по которым мы проходим, а так же дети показывали нам свои дома, в которых они живут.
3 блок Творческий . Дети вместе с папами и мамами рисовали свой дом, а позже была организована выставка работ « Мой родной дом»( «Приложение3») проходило также знакомство детей с творчеством местных поэтов.
Коллективная аппликация « Улицы села»
4 блок Заключительный. Вместе с детьми на карте села Долматово мы находили свои дома, дети прослеживали маршрут, по которому они ходят в детский сад. Также мы проследили маршруты наших экскурсий. А ещё играли в игры, отгадывали загадки, смотрели DVD- фильм, называли свой точный адрес, а так же приняли участие в выставке овощей в сельском ДК.
(« Приложение4»)
Список используемой литературы:
- Сборник стихов местных поэтов «Тихая моя Родина».
- « История села Долматово».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект "Моя малая Родина".
Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "
laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...
Проект "Моя малая родина". Схема реализации проекта через разные виды деятельности со старшими дошкольниками.
Представленная схема поможет воспитателям спланировать деятельность с воспитанниками по воспитанию патриотических чувств к своей малой родине....