Педагогический опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
статья
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы
по теме
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы подготовила:
Воспитатель Рязанова Н.П.
Природа окружает ребенка с самых ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В настоящее время существует множество инновационных программ и технологий в области дошкольного образования и воспитания. Тема моей работы по экологическому воспитанию «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания». Работаю я по программе С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой. Нередко я обращаюсь к программе «Планета - наш дом» Белавиной и Найденской, а также к программе доктора педагогических наук Козловой «Я человек» (она состоит из трех разделов: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди» и «Земля – наш дом»). Хорошо знакомо мне также методическое пособие «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.А. Коломиной.
Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Главная цель моей работы - воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями, для решения главной задачи-воспитание ч...
Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»
Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»...
Опыт работы на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Цель экологического воспитания: Воспитание экологически грамотного, социально активного младшего школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам ...
Педагогический опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Природа окружает ребенка с самых ранних лет....
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...
Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»
Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы у...
Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...