"Делу время, а потехе час!"
материал (старшая, подготовительная группа)

Плаксина Наталья Ивановна

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО НАРОДНОГО ГУЛЯНИЯ.

Приобщение детей к национальной культуре, музыкальному фольклору; воспитание  на народных традициях и уважения к своему народу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий народного праздника20.02 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОГО НАРОДНОГО ГУЛЯНИЯ

«Делу время, потехе час»

Цель:

Приобщение детей к национальной культуре, музыкальному фольклору; воспитание  на народных традициях и уважения к своему народу.

     Действие праздника проходит в нескольких помещениях, каждое из которых оформлено в соответствии с названием и темой происходящего действа. Ориентироваться на празднике помогают указатели с надписями и шуточный путеводитель: «Направо пойдешь -  к Марье-искуснице придешь, прямо пойдешь - торговый ряд найдешь, кругом пойдешь - на праздник попадешь, а наверх пойдешь – чайку попьешь». Детей и гостей встречают зазывалы, приветствуют их, вручают путеводители.

Зазывалы: Дорогие горожане! Сообщаем вам заранее: приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем! Наши чудо – мастера ждут гостей с утра! Взглянуть на них хотите? Вслед за нами поспешите! (Зазывалы провожают  гостей в мастеровую избу)

«Мастерская Марьи- искусницы»

     Негромко звучит «Хороводная» в исполнении оркестра народных инструментов (фонограмма), гостей встречает хозяйка мастерской.

Марья – искусница: Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные! (Провожает гостей на места) Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь. Небось, хотите знать, кто я такая?! Зовусь Марьей – искусницей, а  изба моя – мастеровая. Ярмарка у ворот, а дел еще невпроворот. Одними руками мне не поспеть. Позову-ка я соседей на подмогу! (С песней «Как у наших у ворот»  или  «Было у матушки» в избу входят дети.)

Дети: Здравствуйте, гости! Здравствуй, Марья – искусница! Пришли к тебе не от дела лытать, а дела пытать!

Марья – искусница: Низкий поклон вам, соседи дорогие, люди мастеровые!

1-й ребенок: Оживает все вокруг от тепла искусных рук!

2-й ребенок: Полной чашей будет дом, коль работать с огоньком!

Марья – искусница: Нечего и спорить тут, за работу, добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется! (Разводит детей по «Рабочим местам». Дети плетут коврики, мастерят корзины, пекут калачи).

Марья – искусница:  Не зря говорят: бойся – перебойся пустого времени. А еще что люди говорят про труд? (Дети вспоминают  пословицы и поговорки о труде).

Марья – искусница: Где песня льется, там работа легче ведется. А ну- ка, девицы, песню начните, мастерам нашим подсобите! Исполняется хоровод «Прялица» (северная н.п.) Участвуют дети и взрослые.

Марья – искусница: Пока девицы песню пели, калачи в печи поспели. (Появляются зазывалы с коробами товара и шумовыми инструментами)

Зазывала: Все готово тут у вас?

Все: В самый раз!

Зазывала: Все товары на виду?

Все: Тут как тут!

Зазывала: Коль готово, так и быть, время ярмарку открыть! (Раздается колокольный звон)

Зазывала: Эй, люд честной, купеческий, мастеровой! Собирайся, снаряжайся, на ярмарку отправляйся! (Дети складывают свои изделия в короба зазывал)

Зазывала: И вас, гости дорогие, господа хорошие, просим на ярмарку пройти, торговые ряды наши посмотреть! Наши торговые ряды – на все вкусы и лады! Зазывалы провожают гостей – родителей в «Торговые ряды», а дети отправляются в «Балаган».

«Торговые ряды»

Зазывалы: Проходите, гости, осмотритесь, к товарам нашим приценитесь! (Рекламируют товары) Колокольный звон сменяется веселыми народными мелодиями. Подходи сюда, народ, всех праздник зовет! Веселей, народ, улыбайся, в балаган наш собирайся!  Ориентируясь по путеводителю и указателям, гости идут далее.

«Балаган Петрушки»

Скоморохи (встречая детей в дверях): Пожалуйста, входите, представление поглядите! Денег не платите, и так пустим посмотреть! Представление начинается, двери закрываются! Сегодня у нас  русский перепляс да хохоту час. Три трели певцов да полсотни плясунов, умелец  Ерошка да его гармошка, и всем на удивление большое представление! В исполнении детского шумового оркестра- р.н.м. «Камаринская».

Скоморох: Какой же балаган без веселого Петрушки, у него колпак на макушке, из него фонтаном слова, у него затей полная голова! (На ширме появляется кукла – Петрушка).

Петрушка (здоровается): Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган, пускай не думают, что я  хулиган! (Хвастливо): Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове, напевая): В огороде собачка гуляла, загнула крючком хвостик и убежала. А я начну песню сначала: в огороде собачка… (Появляется скоморох в маске собаки и хватает его за рукав).

Петрушка (кричит): Пошла прочь, я боюсь, ой, люди, она меня укусит! (Сюсюкает) Собачечка, собаченька! (Убегает).

Скоморох (снимая маску): Конечно дело, Петрушку собачка съела! Одно кончается, другое начинается! Исполняется песня «А я бойкий паренек»  А.Филиппенко или р.н.п. «Во кузнице».

Петрушка (вновь появляется над ширмой): Бонжур, дамы и господа, это снова я! Врет вам Прошка! Собака меня покусала немножко, а съесть не отважилась. Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове, появляется кукла – Цыган).

Цыган: Мосье Петрушка, здравствуй! Как поживаешь, хорошо ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело! Ты доктор разве?

Цыган: Какой доктор? Я цыган Жора из архангельского хора, пою басом, запиваю квасом.

Петрушка: А ты зубы-то не заговаривай, говори, чего тебе надо, и проваливай!

Цыган: Мне говорил  француз Фома, что тебе нужно рысистого коня.

Петрушка: Нужно, брат, нужно, да хорош ли у тебя конь- то?

Цыган: Не конь, а диво: бежит - земля дрожит, а упадет, так и не встанет! По ветру без хомута гони в два кнута, летит, как стрела, и не оглядывается. Отменная лошадь!

Петрушка: Ого! Такая мне и нужна, а какая цена?

Цыган: По знакомству недорого возьму – три сотенных.

Петрушка: Что ты, фараоново племя, с ума сошел?

Цыган: Сколько даешь, чего не жалеешь?

Петрушка: А хочешь два с полтиной да дубину с горбиной?

Цыган: Да не скупись, прибавляй больше!

Петрушка: Изволь! (Берет палку, бьет Цыгана) Вот тебе сто, вот тебе полтораста!

Цыган (убегая): Постой, я на тебя чертенка напущу!

Петрушка: Вот так Петрушка! (Гладит себя по голове)

Скоморохи: Конечно дело, а на сцену приглашаем новую смену. Исполняется  «Кадриль»

Зазывалы: Хорошо смотреть и слушать, да не пора ли чайку откушать? (Приглашают всех в «чайную»).

«Чайная»

     Чаепитие и угощение гостей. На стенах вывешены плакаты- рушники с русскими пословицами: «Гость да гость – хозяину радость»; «Гостю почет, хозяину честь»; «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.п.  

Зазывалы (после чаепития): Пока мы тут чаи гоняли, купцы в лавках заскучали. Пора по ярмарке пройти да кошельками потрясти.

Снова «Торговые ряды». Звучит «ярмарочная перекличка» (с диска «Сказка о попе и работнике его Балде)

Зазывалы (поочередно):  Тары – бары - растабары, есть хорошие товары! Не товар, а сущий клад -  разбирайте нарасхват! Подходи, дружок Вавила! Заворачивай, Гаврила! Заходи сюда, Матрена, набивай карман, Ерема! Худым и толстым, служащим и безработным, лысым и волосатым, кудреватым и бородатым, все сегодня продаем – чуть не даром отдаем! Все не дорого, всем без очереди! Торговцы расхваливают и предлагают свои товары, идет торговля.

Лотошники (поочередно): Покупайте калачи, только что из печи! Бублики пудовые, баранки медовые! Налетайте, да не напирайте! Поскорее деньги вынимайте! Пироги с лучком – метровым стручком. Пряники медовые! Купите! Купите! Хвалил еще Афанасий Никитин! Зубы есть – грызи, а нет – соседа попроси! А вот румяные блины, во все стороны равны! Что за праздник без блинов! Подходи без лишних слов!

Продавец шаров: А вот шарики – сударики, красные, голубые – выбирай любые! Детям на утеху, взрослым для смеху! Входит поводырь с медведем.

Поводырь: А ну, народ, подходи! На диковинку погляди! Я по ярмарке гуляю, больших и малых забавляю, лишь начнет медведь плясать – никому не устоять. Медведь начинает плясать, вовлекая гостей.

Поводырь: А еще Мишенька умеет судьбу предсказывать. Коль узнать хотите, смелее подходите! (Медведь раздает желающим жетоны с пожеланиями).

Поводырь: Ярмарка шумит, стоять на месте не велит! (Уводит медведя) Проводятся игры

Зазывалы: Кошельки и прилавки опустели, а купцы есть захотели! Пора и честь знать – ярмарку закрывать! Звучит колокольный звон (фонограмма).

Проводятся игры : «Лавата», «Буги – вуги», «Если нравится тебе».

Дети и гости покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в младшей группе "Делу время - потехе час"

Развлечение «Семейные посиделки»Цели: формирование эмоциональной сферы у младших дошкольников;            воспитание доброго отношени...

"Приключение Чучелят или "Делу-время,а потехе-час!"

Театрализованная постановка для детей старшего дошкольного возраста на осеннее развлечение...

Занятие по математическому развитию для детей подготовительной группы «Делу время, а потехе час».

- закрепить знания детей в ориентировке   по часам с (точностью до часа), умение находить место числа в натуральном ряду;- упражнять в силуэтном конструировании фигур по словесному алгоритму...

ДЕЛУ ВРЕМ Я, ПОТЕХЕ ЧАС

Эмоциональное развитие дошкольников»...

"Делу-время, а потехе-час!"

Конспект занятия по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы....

Детско-родительское досуговое мероприятие "Делу время и потехе-час"

Мероприятие нацелено на трудовое воспитание детей, привлечение родителей к жизнидеятельности детского сада. ...

Консультация для родителей на тему: "Делу время, а потехе час" (режим дня)

Что же такое режим дня? Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Прав...