Проект для детей 5 -7 лет «Формирование ранней ориентации в рамках образовательной платформы «Первые шаги в мир профессий нефтяной промышленности»
проект (старшая группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neftyanka.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение  № 1 «Сказка»

Проект  для детей 5 -7 лет

«Формирование ранней ориентации в рамках образовательной платформы   «Первые шаги в мир профессий нефтяной промышленности»

Составила : Рабочая группа

: «Формирование ранней ориентации

  в рамках образовательной платформы»

Г. Мегион  2021 -2022 г.

Введение

В последние годы проблема ранней профориентации стала очень актуальной. Возможно, это связано с активным развитием разных видов промышленности в России и острой потребностью в людях рабочих специальностей. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

Актуальность

 Формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Особенно важно начинать формировать знания детей о профессиях малой Родины и богатствах родного края, Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире, помочь осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде.

         Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности в проектной деятельности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.

Ранняя профориентация, связанная с профессиями по добыче нефти, призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о нефтяных профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Новизна.  Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Очень часто дети имеют весьма смутные представления о том, чем занимаются нефтяники. Даже если ребёнок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой и технической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования. Реализация данной системы позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и микросоциума. Поэтому, педагоги дошкольных учреждений должны систематически вести работу по основным направлениям ранней профессиональной ориентации, так как дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей активного интереса к профессиям.

 Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, её свойствах и продуктах её переработки. 

Задачи:

  • формировать представление о разновидностях профессий нефтедобывающей отрасли и их значимости для общества, страны.
  • развивать любознательность и познавательный интерес к профессиям связанным с добычей нефти посредством участия в проекте;
  • развивать творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в различной продуктивной деятельности;
  • способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной познавательной деятельности;
  • формировать интерес и желание следовать профессиональной деятельности нефтепромыслового направления;
  • воспитывать  уважение к труду людей, прославивших наш город.

 

  • Результат: у детей расширятся знания о профессии «нефтяник», его трудовых действиях,  сформируются представления о нефти, её свойствах, продуктах, получаемых из нефти. Дети будут проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями. Научатся вести наблюдения и делать выводы. Смогут активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности. Родители станут активными участниками образовательных отношений в рамках темы проекта.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: познавательно–исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители.

Объект исследовательской деятельности: профессии родного края.

Предмет исследовательской деятельности: профессия – «Нефтяник». Нефть и продукты переработки нефти.

Предполагаемый результат:

  • дети имеют осознанное представление о полезном ископаемом – нефти, ее функциональном значении, о пользе и вреде, которые она приносит, о людях, чей труд связан с нефтью;
  • дети проявляют любознательность, познавательную активность, проявляют интерес к истории родного края;
  • родители являются активными участниками образовательных отношений в рамках темы проекта.

Фомы и методы (беседы, экспериментирование, коллекционирование, игры, развлечения)

  • I этап (подготовительный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
  • II этап (исследовательский): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
  • III этап (обобщающий): создание уголка о профессии нефтяник: «Мы – нефтяники», изготовление Лепбука : «Нефтяная промышленность» 

Этапы

Формы работы

Участники

Пополнение развивающей

среды

Дата

Подготовительный

этап

Анкетирование родителей «Все работы хороши», с целью выявления работников нефтеперерабатывающей промышленности.

Воспитатели, родители

Изготовление бланков для анкеты.

Сентябрь

Клуб для родителей: «В гостях у капельки Барельки»

Воспитатели, родители

Информационные стенды

Сентябрь

Чтение сказки:  «Путешествие Нефтяной Капельки» Экологическая сказка

Альфира  Батырова

Воспитатели, дети

Внесение произведения в книжный уголок

Сентябрь

Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?»,

Дети,

воспитатели

Внесение произведений в

книжный уголок.

К. Лагунов «Здравствуй тюменская нефть!», Д. Наливкин, Л. Петров

«Наша нефть», Г.Ковенчук

«Про нефть, Детская энциклопедия «Нефть».

Путешествие во времени на «Кораблике мечты»

Дети, воспитатели, родители.

Создание  альбома

Октябрь -май

Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых.

Дети, воспитатели

Пополнение уголка экспериментирования

Октябрь

Рассматривание карты России «Полезные ископаемые. Нефть».

Дети, воспитатели

Наличие карты России с указанием полезных ископаемых

Октябрь

Изготовление флажка

Воспитатели, дети

Наличие флажка

Рассматривание карты полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа

Дети, воспитатели

Карта полезных ископаемых

Октябрь

Презентация  «Нефть –откуда ты?»

Дети, воспитатели

Просмотр презентации

Просмотр видеоролика, мультфильмов о нефтяной промышленности,

Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта.

Просмотр видео

Октябрь

Исследовательский этап

Наблюдение за автомобилем.

Подборка загадок о транспорте

Ноябрь

Презентация: «Путешествие Автомобильчика»

Просмотр презентации

Ситуативный разговор «Почему едет машина»

Игрушки «транспорт», иллюстрации с изображением устройств автомобилей

Проблемная ситуация «Откуда берется бензин».

Подготовить презентацию «Путешествие Автомобильчика»

Беседа – рассуждение «Вот труба над нею дым».

 Беседа: «Полезные ископаемые»,

Сообщение: «Что такое нефть и для чего она нужна?», «Что изготавливают из нефти»

В ходе бесед дать представление дошкольникам о свойствах, добыче, назначении нефти, профессиях нефтяников, экологических рисках, способах их предотвращения.

Конспекты  Бесед, иллюстрации

Дидактические игры: «Угадай профессию»,

 «Город,  в котором я живу?»

 «Кому что нужно?»

«Кому, что нужно для работы?»

«Что из чего сделано»

«Где мы были, мы не скажем»,

«Что сделано из нефти?»

«Построй нефтепровод»

«Внимательный оператор»

Пополнение развивающей среды необходимым наглядным

Ноябрь

Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) «Нефтяная вышка».

Дети, воспитатели

Создание нефтяной вышки из материала на выбор.

Декабрь

Подвижные игры: «Мы – веселые ребята», «Передай – встань»«Сторож».

Дети, воспитатели.

Пополнить физкультурный уголок картотекой подвижных игр.

Прослушивание стихов о нефтяниках, разучивание динамических пауз, подбор пословиц.

Подобрать стихи, поговорки,

Январь

Обобщающий этап

Создание уголка  о профессии нефтяник: «Мы – нефтяники»

Дети, родители, воспитатели.

Создать патриотический уголок наглядным материалом о профессии – нефтяник.

Февраль

Настольная игра «Приключения Нефтяника»

Дети , родители, воспитатели

Распечатать   игру

Март

Создание Лепбука : «Нефтяная промышленность»

Лепбук,  и постепенное его пополнение

Апрель

Перспективными направлениями развития работы в рамках заявленной проблематики являются:

-обеспечение реализации ФГОС ДО в области создания условий для выполнения целевых ориентиров дошкольного образования;

-повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ;

-повышение педагогических знаний родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций;

-включение родителей в процесс ознакомления дошкольников с профессией нефтяник.

Реализация проекта будет продолжаться.

Список используемой литературы:

  1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
  2. Клавдиева В. Нефть. Как добывают и что из нее делают. Обучающий плакат-раскраска для детей 5-8 лет
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
  4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  5. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с
  6. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
  7. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
  8. Хариет Рассел. Прощай, нефть. Ад Маргинем, 2019
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
  10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профорие...

Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»

Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...

Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»

Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особ...

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"

План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...

Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»

Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей  с учетом их возрастных и индивидуальных особ...

Предметная деятельность как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой

        От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Вопрос о развитии позн...

Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»

создание условий для развития интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности....