Проект для детей 5 -7 лет «Формирование ранней ориентации в рамках образовательной платформы «Первые шаги в мир профессий нефтяной промышленности»
проект (старшая группа)
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neftyanka.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка»
Проект для детей 5 -7 лет
«Формирование ранней ориентации в рамках образовательной платформы «Первые шаги в мир профессий нефтяной промышленности»
Составила : Рабочая группа
: «Формирование ранней ориентации
в рамках образовательной платформы»
Г. Мегион 2021 -2022 г.
Введение
В последние годы проблема ранней профориентации стала очень актуальной. Возможно, это связано с активным развитием разных видов промышленности в России и острой потребностью в людях рабочих специальностей. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.
Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.
Актуальность
Формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Особенно важно начинать формировать знания детей о профессиях малой Родины и богатствах родного края, Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире, помочь осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде.
Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности в проектной деятельности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.
Ранняя профориентация, связанная с профессиями по добыче нефти, призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о нефтяных профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Новизна. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Очень часто дети имеют весьма смутные представления о том, чем занимаются нефтяники. Даже если ребёнок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, потребность в творческой и технической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования. Реализация данной системы позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и микросоциума. Поэтому, педагоги дошкольных учреждений должны систематически вести работу по основным направлениям ранней профессиональной ориентации, так как дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей активного интереса к профессиям.
Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, её свойствах и продуктах её переработки.
Задачи:
- формировать представление о разновидностях профессий нефтедобывающей отрасли и их значимости для общества, страны.
- развивать любознательность и познавательный интерес к профессиям связанным с добычей нефти посредством участия в проекте;
- развивать творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в различной продуктивной деятельности;
- способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной познавательной деятельности;
- формировать интерес и желание следовать профессиональной деятельности нефтепромыслового направления;
- воспитывать уважение к труду людей, прославивших наш город.
- Результат: у детей расширятся знания о профессии «нефтяник», его трудовых действиях, сформируются представления о нефти, её свойствах, продуктах, получаемых из нефти. Дети будут проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями. Научатся вести наблюдения и делать выводы. Смогут активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности. Родители станут активными участниками образовательных отношений в рамках темы проекта.
Информационная карта проекта:
Тип проекта: познавательно–исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители.
Объект исследовательской деятельности: профессии родного края.
Предмет исследовательской деятельности: профессия – «Нефтяник». Нефть и продукты переработки нефти.
Предполагаемый результат:
- дети имеют осознанное представление о полезном ископаемом – нефти, ее функциональном значении, о пользе и вреде, которые она приносит, о людях, чей труд связан с нефтью;
- дети проявляют любознательность, познавательную активность, проявляют интерес к истории родного края;
- родители являются активными участниками образовательных отношений в рамках темы проекта.
Фомы и методы (беседы, экспериментирование, коллекционирование, игры, развлечения)
- I этап (подготовительный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
- II этап (исследовательский): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
- III этап (обобщающий): создание уголка о профессии нефтяник: «Мы – нефтяники», изготовление Лепбука : «Нефтяная промышленность»
Этапы | Формы работы | Участники | Пополнение развивающей среды | Дата |
Подготовительный этап | Анкетирование родителей «Все работы хороши», с целью выявления работников нефтеперерабатывающей промышленности. | Воспитатели, родители | Изготовление бланков для анкеты. | Сентябрь |
Клуб для родителей: «В гостях у капельки Барельки» | Воспитатели, родители | Информационные стенды | Сентябрь | |
Чтение сказки: «Путешествие Нефтяной Капельки» Экологическая сказка | Воспитатели, дети | Внесение произведения в книжный уголок | Сентябрь | |
Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?», | Дети, воспитатели | Внесение произведений в книжный уголок. | ||
К. Лагунов «Здравствуй тюменская нефть!», Д. Наливкин, Л. Петров | ||||
«Наша нефть», Г.Ковенчук | ||||
«Про нефть, Детская энциклопедия «Нефть». | ||||
Путешествие во времени на «Кораблике мечты» | Дети, воспитатели, родители. | Создание альбома | Октябрь -май | |
Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых. | Дети, воспитатели | Пополнение уголка экспериментирования | Октябрь | |
Рассматривание карты России «Полезные ископаемые. Нефть». | Дети, воспитатели | Наличие карты России с указанием полезных ископаемых | Октябрь | |
Изготовление флажка | Воспитатели, дети | Наличие флажка | ||
Рассматривание карты полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа | Дети, воспитатели | Карта полезных ископаемых | Октябрь | |
Презентация «Нефть –откуда ты?» | Дети, воспитатели | Просмотр презентации | ||
Просмотр видеоролика, мультфильмов о нефтяной промышленности, | Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта. | Просмотр видео | Октябрь | |
Исследовательский этап | Наблюдение за автомобилем. | Подборка загадок о транспорте | Ноябрь | |
Презентация: «Путешествие Автомобильчика» | Просмотр презентации | |||
Ситуативный разговор «Почему едет машина» | Игрушки «транспорт», иллюстрации с изображением устройств автомобилей | |||
Проблемная ситуация «Откуда берется бензин». | Подготовить презентацию «Путешествие Автомобильчика» | |||
Беседа – рассуждение «Вот труба над нею дым». Беседа: «Полезные ископаемые», Сообщение: «Что такое нефть и для чего она нужна?», «Что изготавливают из нефти» | В ходе бесед дать представление дошкольникам о свойствах, добыче, назначении нефти, профессиях нефтяников, экологических рисках, способах их предотвращения. | Конспекты Бесед, иллюстрации | ||
Дидактические игры: «Угадай профессию», «Город, в котором я живу?» «Кому что нужно?» «Кому, что нужно для работы?» «Что из чего сделано» «Где мы были, мы не скажем», «Что сделано из нефти?» «Построй нефтепровод» «Внимательный оператор» | Пополнение развивающей среды необходимым наглядным | Ноябрь | ||
Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки) «Нефтяная вышка». | Дети, воспитатели | Создание нефтяной вышки из материала на выбор. | Декабрь | |
Подвижные игры: «Мы – веселые ребята», «Передай – встань»«Сторож». | Дети, воспитатели. | Пополнить физкультурный уголок картотекой подвижных игр. | ||
Прослушивание стихов о нефтяниках, разучивание динамических пауз, подбор пословиц. | Подобрать стихи, поговорки, | Январь | ||
Обобщающий этап | Создание уголка о профессии нефтяник: «Мы – нефтяники» | Дети, родители, воспитатели. | Создать патриотический уголок наглядным материалом о профессии – нефтяник. | Февраль |
Настольная игра «Приключения Нефтяника» | Дети , родители, воспитатели | Распечатать игру | Март | |
Создание Лепбука : «Нефтяная промышленность» | Лепбук, и постепенное его пополнение | Апрель |
Перспективными направлениями развития работы в рамках заявленной проблематики являются:
-обеспечение реализации ФГОС ДО в области создания условий для выполнения− целевых ориентиров дошкольного образования;
-повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ;
-повышение педагогических знаний родителей воспитанников дошкольных− образовательных организаций;
-включение родителей в процесс ознакомления дошкольников с профессией нефтяник.
Реализация проекта будет продолжаться.
Список используемой литературы:
- Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
- Клавдиева В. Нефть. Как добывают и что из нее делают. Обучающий плакат-раскраска для детей 5-8 лет
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
- Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с
- Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
- Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3
- Хариет Рассел. Прощай, нефть. Ад Маргинем, 2019
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
- Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Первые шаги в мир профессий: инновационные технологии ранней профориентации в ДОУ"
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профорие...
Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особ...
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"
План управления проектом "Формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых "Первые шаги в мир профессий"...
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особ...
Предметная деятельность как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой
От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Вопрос о развитии позн...
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»
создание условий для развития интереса ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению первого опыта совместной деятельности....