Консультация для воспитателей "Культурная сфера Брянщины. О ком и о чем можно рассказать дошкольникам."
консультация по развитию речи на тему
С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. ( Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка» г.Брянска
Консультация для воспитателей на тему:
Культурная сфера Брянщины.
О ком и о чем можно рассказать дошкольникам.
Подготовила: воспитатель
Игнатенко Е.В.
2014 год
Для старших дошкольников типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстраций.. Следует рассмотреть обложку, считать информацию с вводных листов, рассмотреть постранично, предвосхититься содержанием, подвести итоги узнавания книги. Затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей.
Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Она важна тем, что дает возможность детям поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями.
Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей.
Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От года до трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: -«Кисонька – Мурысонька, где была? Заинька, где ты был – побывал?». В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений.
На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.
Беседа готовит детей к восприятию текста, уточняет его, делает более глубоким, способствует пониманию текста детьми, развивает у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного, учит детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном.
На занятиях используются различные виды бесед.
Подготовительная ( вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельном произведении – в этом ее смысл. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.
Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. Известно. что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.
Беседа по содержанию произведения выявляет глубину понимания произведения детьми. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то и будут способствовать развитию беседы в настоящее время.
Воспитатель исподволь должен вести детей к намеченной цели – выяснению главной мысли произведения или решению другой задачи, которая была определена им заранее. Простота общения, взаимное уважение , естественность – вот ценность беседы. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например : правильно ли поступил Ваня, съев сливу? (Л.Толстой «Косточка»).
Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы.
О теме и проблемах (предметы, явления, лица).
- О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы?
О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
- Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось?
Об образах (персонажи, пейзажи, события).
- Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали ( говорили, думали, чувствовали)? Почему?
О композиции.
- В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? интересной? Что перечитать7
О жанре (тип произведения).
- Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались?
О языке ( особенные слова, прямые и переносные значения слов).
- Понятно ли вам значение слова…? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные?
Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому).
- Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился?(Что не понравилось?)За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать?
Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.
Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Воспитатели должны знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть настоящая поэзия, открывающая мир ребенку, содержащая необыкновенные, останавливающие внимание малыша образы, поражающие его красотой, эмоциональной наполненностью.
Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с детьми, воспитатель должен его выразительно прочитать, дать детям почувствовать красоту стиха, точность рифмы, напевность и лиричность мелодии, игру звуков.
Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни: это стихотворные считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры. Они одинаково интересны детям разного возраста.
Среди приемов, которые можно использовать для привития у детей интереса к чтению, следует назвать словесное рисование. Оно сводится к устному изображению недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка.
Например, мы читали русскую народную сказку «Лиса и заяц» детям до четырех лет. К пяти годам они уже хорошо знают содержание этой сказки и не желают слушать чтение. Но если внушить детям, что даже в хорошо знакомом тексте можно найти нечто новое и интересное, что было не замечено раньше. Для этого детям можно предложить описать интерьер лубяной избушки, тем более что в сказке описания внутреннего убранства нет. Дети с большим удовольствием расскажут вам об убранстве избушки зайца. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представление о том, что может быть.
Одним их эффективных методов может быть «письмо от автора» или литературного героя. С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. ( Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.)
Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Биография писателя нужна и взрослому, и ребенку. Ребенок настраивается на восприятие текста, а взрослый имеет возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.
Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном, так и перед чтением произведения. Биография сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя.
Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным. Полезно познакомить детей с портретом писателя. Портрет писателя размещается в книжном уголке, где дети несколько дней разглядывают его, запоминая черты лица автора. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит ребенка повторить его имя и фамилию. Делать это надо неназойливо.
Рассматривая портрет или фотографию писателя в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. можно поразмыслить с детьми об отношении к сему – либо. ( Фото Толстого на прогулке и косящем траву и его восприятие природы). Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения. ( «Детство» Л.Н.Толстого.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал. Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет ( как выглядел, во что любил одеваться, какая остановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.
Творчеству писателя должна быть посвящена выставка в книжном уголке. Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. Дети могут с помощью воспитателя изготовить книжки – самоделки по всем правилам: с обложкой, на которой пишется фамилия автора и заглавие его произведения, а так же жанр. На развороте помещаются рисунки к произведению и текст, отпечатанный или написанный от руки. На последней странице обложки следует поместить фамилию и имя составителя и оформителя книги, указать город, место выпуска и год издания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что можно рассказать детям про Рождество"
Многие родители частенько задаются такими вопросами, как же рассказать детям о таком замечательном празднике, как Рождество. Есть очень много способов, для того, чтобы поведать дошкольникам о таком пр...
Консультация " Что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике?"
История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, зна...
Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике?Флаг и герб России."
Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике?Флаг и герб России."...
Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике?"
Российская символика...
Консультация "Что можно рассказать детям про дедушку Мороза"
Все семьи, в которых растут маленькие детки, в Новый год не просто готовятся к очередному застолью, но и возвращаются в самое чудесное и волшебное время – детство. Любому ребенку жизненно необхо...
Консультация для родителей «Что можно рассказать детям про Рождество»
Как рассказать детям про Рождество Христово.Есть очень много способов,для того,что бы рассказать дошкольникам о таком празднике,как Рождество.Можнор придумать самые различные способы.Например,отправит...
Консультация для родителей "Что можно рассказать дошкольникам о В.О. войне
Услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война остане...