статья «Культура и самобытность народа Саха», как средство нравственно-духовного развития личности»
статья

 Ирена Михайловна Белолюбская

статья "Культура и самобытность народа Саха", как средство духовно-нравственного развития личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   МБДОУ ДС №4 «Cырдах»

          Воспитатель  Белолюбская И.М

                                                   bel2587yandex.ru

«Культура и самобытность народа Саха», как средство нравственно-духовного развития личности»

Аннотация

    Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой.  Посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. В качестве одного из средств разработки современной теории духовно-нравственного развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения выступает проведение анализа развития воспитания дошкольников в исторической ретроспективе.

    Формирование и развитие личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Известно, что основой духовно-нравственного развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

    Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Ключевые слова: Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка; культура, традиции самобытность народа саха; нравственно-патриотическое воспитании

      «Силиhэ» суох мас - ууммэт…

                                                                    Дереву без  корней- не расти

           (якутская народная мудрость)                     

                                   

     Я- воспитатель нового времени, владеющий  родным языком и культурой своего народа.  Именно этот факт, возможно, подводит меня к использованию, как педагогического инструмента «культуру и самобытность народа Саха» с детьми русскоязычного детского сада.

   Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности, актуальная задача современного образования.  Я считаю, что, народная культура является хранительницей вековых традиций.

   Поставила себе цель: формировать у своих воспитанников интерес и уважение к якутскому народу, их труду, языку, познакомить детей с природой, историей Республики Саха (Якутия), а также с традициями народа.

   Значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач образования детей и молодёжи.

Задачи:  

· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

· формирование бережного отношения к природе;

· воспитание уважения к труду;

· развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

· формирование элементарных знаний о правах человека;

· расширение представлений о городах РС(Я);

· знакомство детей с символами  РС(Я) (герб, флаг, гимн);

· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - ссылаясь на высказывание великого педагога, в своей работе, для решения поставленных целей и задач в первую очередь использую якутские народные сказки (в переводе на русский язык).

 Детям очень нравятся якутские народные  сказки, некоторые былины и сказки рассказываю из своего детства, и век цифровизации - интернета дает педагогам огромную возможность - доступ к информации и литературе.

 В ходе ознакомления детей с новым произведением, я стараюсь передать весь смысл рассказываемого произведения, мы обращаем внимание на эпоху- в какое время это происходило, рассматриваем иллюстрации - обращаем внимание на одежду  каждого персонажа, (названия якутских национальных костюмов) на моральное состояние героев итд. Считаю, что результат воспитания в ходе ознакомления с произведением будет только тогда, когда педагог  вложит все свои силы…

 В ходе своей деятельности заметила, что русскоязычные дети имеют интерес к разговорному якутскому языку. В повседневной деятельности мы в ходе игры или беседы также учим новые слова. А также, в нашей группе есть уголок патриотического воспитания, где имеются якутские настольные игры.       Наши дети с большим удовольствием вовлекаются в якутские настольные и подвижные игры. Ведь игра это - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

  Для ознакомления с «Традициями и бытом народа саха», были  разработаны конспекты, и проведены занятия:

*  

 «Ознакомление с древним промыслом народа Саха -Куйуур»

Старшая возрастная группа

Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; формировать у детей интерес к истории культуры ; воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта предков, любовь к родному краю.

 Задачи:

- пробуждать интерес детей к древнему промыслу народа Саха «Куйуур»

- развивать память, воображение, мышление;

- развивать крупную и мелкую моторику детей;

- развивать речь детей;

- воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу.

Якутская лошадь

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха.

 Задачи:

  • -  вызвать у детей интерес к истории культуры народа саха
  • - развивать память, воображение, мышление;
  • - развивать крупную и мелкую моторику детей;
  • - развивать речь детей;
  • - воспитывать культуру общения, уважение к животным, природе и друг к другу.
  • - воспитание  чувства уважения и понимания труда и таланта предков
  • - побуждение любви  к родному краю.
  • -формирование нравственно-эстетических ценностей

Традиционный праздник  народа Саха «Ньукуолун»

(занятие –ознакомление для старшей  возрастной  группы)

Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, вызвать у детей интерес к самобытности народа Саха

 Задачи:

  • - развивать память, воображение, мышление, речь детей;
  • - развивать физическую активность и мелкую моторику детей;
  • - воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу;
  • - воспитание  чувства уважения и понимания труда и таланта предков;
  • -формирование нравственно-эстетических ценностей.  

  «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

    Каждый народ уникален, каждый народ вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты.  Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми по данной теме способствует духовно-нравственному воспитанию личности.

   

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....

статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста

В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...

Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"

Моя статья  отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...

Физическая культура как средство формирования всесторонне развитой личности

Дошкольный возраст - это фундамент здоровой личности, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем!!!...

Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)

Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и  развития личности  ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...

Средства приобщения детей к культуре и самобытности народа.

Опыт работы по реализации НРК в детском саду....