статья «Культура и самобытность народа Саха», как средство нравственно-духовного развития личности»
статья
статья "Культура и самобытность народа Саха", как средство духовно-нравственного развития личности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №4 «Cырдах»
Воспитатель Белолюбская И.М
bel2587yandex.ru
«Культура и самобытность народа Саха», как средство нравственно-духовного развития личности»
Аннотация
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой. Посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. В качестве одного из средств разработки современной теории духовно-нравственного развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения выступает проведение анализа развития воспитания дошкольников в исторической ретроспективе.
Формирование и развитие личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Известно, что основой духовно-нравственного развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Ключевые слова: Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка; культура, традиции самобытность народа саха; нравственно-патриотическое воспитании
«Силиhэ» суох мас - ууммэт…
Дереву без корней- не расти
(якутская народная мудрость)
Я- воспитатель нового времени, владеющий родным языком и культурой своего народа. Именно этот факт, возможно, подводит меня к использованию, как педагогического инструмента «культуру и самобытность народа Саха» с детьми русскоязычного детского сада.
Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности, актуальная задача современного образования. Я считаю, что, народная культура является хранительницей вековых традиций.
Поставила себе цель: формировать у своих воспитанников интерес и уважение к якутскому народу, их труду, языку, познакомить детей с природой, историей Республики Саха (Якутия), а также с традициями народа.
Значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач образования детей и молодёжи.
Задачи:
· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· формирование бережного отношения к природе;
· воспитание уважения к труду;
· развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
· формирование элементарных знаний о правах человека;
· расширение представлений о городах РС(Я);
· знакомство детей с символами РС(Я) (герб, флаг, гимн);
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - ссылаясь на высказывание великого педагога, в своей работе, для решения поставленных целей и задач в первую очередь использую якутские народные сказки (в переводе на русский язык).
Детям очень нравятся якутские народные сказки, некоторые былины и сказки рассказываю из своего детства, и век цифровизации - интернета дает педагогам огромную возможность - доступ к информации и литературе.
В ходе ознакомления детей с новым произведением, я стараюсь передать весь смысл рассказываемого произведения, мы обращаем внимание на эпоху- в какое время это происходило, рассматриваем иллюстрации - обращаем внимание на одежду каждого персонажа, (названия якутских национальных костюмов) на моральное состояние героев итд. Считаю, что результат воспитания в ходе ознакомления с произведением будет только тогда, когда педагог вложит все свои силы…
В ходе своей деятельности заметила, что русскоязычные дети имеют интерес к разговорному якутскому языку. В повседневной деятельности мы в ходе игры или беседы также учим новые слова. А также, в нашей группе есть уголок патриотического воспитания, где имеются якутские настольные игры. Наши дети с большим удовольствием вовлекаются в якутские настольные и подвижные игры. Ведь игра это - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Для ознакомления с «Традициями и бытом народа саха», были разработаны конспекты, и проведены занятия:
*
«Ознакомление с древним промыслом народа Саха -Куйуур»
Старшая возрастная группа
Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; формировать у детей интерес к истории культуры ; воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта предков, любовь к родному краю.
Задачи:
- пробуждать интерес детей к древнему промыслу народа Саха «Куйуур»
- развивать память, воображение, мышление;
- развивать крупную и мелкую моторику детей;
- развивать речь детей;
- воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу.
Якутская лошадь
(занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)
Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха.
Задачи:
- - вызвать у детей интерес к истории культуры народа саха
- - развивать память, воображение, мышление;
- - развивать крупную и мелкую моторику детей;
- - развивать речь детей;
- - воспитывать культуру общения, уважение к животным, природе и друг к другу.
- - воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта предков
- - побуждение любви к родному краю.
- -формирование нравственно-эстетических ценностей
Традиционный праздник народа Саха «Ньукуолун»
(занятие –ознакомление для старшей возрастной группы)
Цель: Приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народа Саха, вызвать у детей интерес к самобытности народа Саха
Задачи:
- - развивать память, воображение, мышление, речь детей;
- - развивать физическую активность и мелкую моторику детей;
- - воспитывать культуру общения, уважение к природе и друг к другу;
- - воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта предков;
- -формирование нравственно-эстетических ценностей.
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
Каждый народ уникален, каждый народ вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты. Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми по данной теме способствует духовно-нравственному воспитанию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Литература, живопись и музыка - средства художественно-эстетического развития личности ребенка-дошкольника"
Статья о важности и необходимости интегрированного обучения....
Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"
Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....
статья Декоративно-прикладное творчество народов Саха, как средство творческого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время растет интерес к народному творчеству. Дети работая в творческой мастерской "Северные мотивы" смогут яснее и глубже представить художественное творчество предков, представить их мног...
Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"
Моя статья отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...
Физическая культура как средство формирования всесторонне развитой личности
Дошкольный возраст - это фундамент здоровой личности, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем!!!...
Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)
Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...
Средства приобщения детей к культуре и самобытности народа.
Опыт работы по реализации НРК в детском саду....