Физическая культура как средство формирования всесторонне развитой личности
статья на тему
Дошкольный возраст - это фундамент здоровой личности, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 161»
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Подготовила: инструктор по физической культуре
Королева Евгения Викторовна
Видеть красивого, здорового ребенка
– желание каждого, кто находится рядом с ним,
кого волнует и заботит его будущее.
О.В. Дуда
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, а, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем.
Ребенок как пустая шкатулка, которую надо наполнять знаниями, умениями и навыками. Приобщать к спорту детей нужно с самого раннего детства, с рождения приучать детей к здоровому образу жизни.
Польза движений для гармоничного развития ребенка является общепризнанной и не требует особого обоснования. Однако долгое время физкультура в образовательном процессе уступала место интеллектуальному, эстетическому и духовному развитию.
В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения.
Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный процесс, направленный:
- на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
- развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;
- формирование способности самостоятельно проводить небольшие исследования.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время, специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.
Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, становясь неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры, что также актуально, поскольку сегодня акцент с формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
В своей работе использую разработки педагога В.Т. Кудрявцева, создавшего вместе со своими коллегами Программу дошкольного развивающего образования, в основе которой лежит комплексный междисциплинарный подход к физическому воспитанию дошкольников, и ребенок рассматривается как целостный духовно-телесный организм. Многие идеи этого педагога я реализую в своей практике.
Принципы развивающего образования и интеграции образовательных областей лежат в основе данной программы и соответствуют важнейшим требованиям, определенным в ФГТ. Если раньше обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас приобщаем к физической культуре как к творческому процессу.
Основной вид деятельности, лежащий в основе данной программы, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, – игра. За годы дошкольного детства детская игра проходит значительный путь развития. Стараюсь организовать занятия по физкультуре так, чтобы их содержание было максимально приближено к игровой деятельности. Фундамент любой игры – воображение. А воображение – важнейшая сторона нашей жизни. Если представить хоть на минуту, что человек не обладал бы фантазией, скольких научных открытий и произведений искусства лишилось бы человечество. Воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны.
Работая с детьми, убедилась, что возможна интеграция физической культуры с каждой из девяти образовательных областей, рекомендованных ФГТ.
Все образовательные области взаимосвязаны между собой. К примеру: содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация».
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить и об обратной связи: развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок с помощью движений учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.
Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно развивает выразительность, пластичность, красоту, четкость, свободу, координацию движений. На занятиях используются разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация, подвижные игры с музыкальным сопровождением, утренняя гимнастика, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов занятия.
Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней), праздников и развлечений, где прослеживается в тесном контакте интеграция данных областей. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.
В рамках проведения Дня здоровья в средней группе был проведен оздоровительный досуг «Прогулка в лесу». В целях формирования у детей представления о здоровье, как одно из ценностей жизни, использовала дыхательную гимнастику, пальчиковую игру «Шишки», физкультминутку «Гимнастика для лесных зверушек», оздоровительные игры по Галанову А. С. («Сова и мыши», «Собери шары»).
Дети старшего дошкольного возраста участвовали в музыкально-спортивном празднике «Здоровей-ка», в подготовке и проведении которого приняли участие инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели. Чтобы сделать праздник более динамичным, каждая из групп разделилась на команды: «Ромашка», «Веселые ребята», «Бодрячки-здоровячки»; прозвучали девизы, и, как бывает перед ответственным соревнованием, команды провели музыкальную разминку. Разнообразные эстафеты ждали участников праздника: «спичка-копье», «обезвредь мумию», «большой теннис» и другие. За всем происходящим наблюдал доктор Пилюлькин, который присутствовал на празднике. Прозвучали стихи и песни о спорте. После прохождения всех этапов команды были награждены грамотами ИМЦ и медалями.Дети получили знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Таким образом, интегрирование «Физической культуры» с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментов позволяет добиваться положительных результатов по укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность, как вспомогательное средство во всестороннем развитии личности ребенка с О. Н. Р.
В помощь воспитателям....
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?...
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)
Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...
Доклад на тему: "Формирование всесторонне-развитой личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".
Выступление с докладом на научно-практической конференции работников образования Кулундинского района Алтайского края«Образование и современное общество: актуальные вопросы, достижения и ин...