Парезентация "Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
презентация к уроку (средняя группа)
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1004.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что республика с преобладающим этническим населением этнокультурное воспитание воспитанников опирается на традиционную культуру народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является : - приобщение детей к культуре своего народа; - развитие национального самосознания; - воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; - развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для: целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре; воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях. По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются: - народные праздники и игры; - устное народное творчество; - танцы; - дидактические игры этнокультурного содержания.
«Праздники и развлечения» Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.
Народные танцы Наро дные танцы - как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.
«Игра» Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
«Речевое творчество» В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего.
«Музейная педагогика» Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Лекция по философии образования Каким бы ни был век, дети всегда остаются детьми, педагог - педагогом. Меняются времена, но не меняются задачи педагога: содействовать творческому развитию ка...

Патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования личности ребенка.
Сегодня для многонациональной России нет более важной идеи, чем воспитание Российского патриотизма, поскольку без патриотизма не может состояться никакого гражданственного, духовного становления лично...

Формирование здорового образа жизни - как основа развития личности ребенка.
Выступление на августовской конференции в августе 2015 года в детском саду № 10...

«Испокон века книга растит человека»- книга в развитии личности современного ребенка-дошкольника.
На результатах анкетирования среди родителей дошкольников проведен анализ выбора родителями книг для своих детей. Нужно ли читать в современном мире ребенку книги и какие?...

Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...

Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»
Педагогический проект«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»...

"Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....