ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
статья (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Лекция по философии образования
Каким бы ни был век, дети всегда остаются детьми, педагог - педагогом. Меняются времена, но не меняются задачи педагога:
- содействовать творческому развитию каждого ребенка;
- вызывать интерес к знаниям;
- воспитывать у ребенка самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать ему другом, раскрыть богатство его души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_po_filosofii_obrazovaniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр развития ребёнка
«Детский сад №37 «Рябинка»»
г.Юбилейный
Московской области
Лекция по философии образования
«Дошкольное воспитание – основа развития личности»
Воспитатель
Бирюкова И.В.
Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Это всегда творческий поиск, не терпящий бездушности и скороспелых решений. Черствые и бездушные люди уходят, остаются только те, кто жить не может без этих доверчивых, пытливых глаз, без сутолоки и шума, без таких привычных и очень простых слов: «Здравствуйте, дети!»
Идут дни. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Вот уже на пороге второе десятилетие нового века. Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, педагог - педагогом. Меняются времена, но не меняются задачи педагога:
- содействовать творческому развитию каждого ребенка;
- вызывать интерес к знаниям;
- воспитывать у ребенка самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
- стать ему другом, раскрыть богатство его души.
Детство - это настоящая, яркая и неповторимая жизнь. Воспитание в детском саду – это основа, фундамент дальнейшего развития ребёнка, которая проходит в мире сказок, игры и творчества. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. В течение первых шести лет жизни мозг ребёнка развивается с поразительной быстротой, а ребёнок является «накопителем» любой информации, и размеры этого «накопителя» едва ли можно себе представить. Основная задача воспитателя детского сада это создание эмоционально-благоприятной обстановки для детей, для раскрытия их творческих способностей, а это, несомненно поможет им стать в дальнейшем хорошими людьми. Чтобы понять маленького ребёнка, чему-то научить, надо очень много знать, уметь, понимать!
Первая встреча. Это всегда волнующее событие и для детей и для воспитателя. Пытливые детские глаза устремлены на педагога, и в каждом взгляде вопрос: «Какая ты, наша новая воспитательница? Будет ли нам интересно с тобой?»
С чего начинать установление контакта с детьми? Как добиться взаимопонимания, душевных связей с каждым из них? Что нужно сделать, чтобы дети уважали тебя? Эти вопросы не могут не волновать воспитателя.
Педагог изучает своих воспитанников, постоянно размышляет о них. А они? Они тоже изучают его. Наблюдательный педагог, умеющий всматриваться в каждого ребенка и понимать мотивы его поведения, быстрее постигает особенности своих подопечных.
Одни сразу как бы заявляют о себе: «С нами будет трудно!» Другие незаметны, но и они - проблема для воспитателя: заглянешь к такому поглубже в душу и раскроешь целый мир противоречий! Третьи - дисциплинированные, организованные, деловитые. Это будущее ядро детского общества, на которое сможет опереться воспитатель при создании детского коллектива.
Но какими бы разными они ни были, всем им требуется внимание, ласка, душевное тепло воспитателя.
Каждый ребенок неповторим, каждый особенный, каждый по-своему талантлив.
Опора на положительные качества ребенка - вот чем должен руководствоваться педагог в подходе к детям. Очень важно, чтобы каждый из воспитанников был уверен в том, что воспитатель считает его хорошим, умным, послушным, добрым, аккуратным, внимательным; что каждый из них может являться в чем-то примером для других. Необходимо подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства. Стараться, чтобы каждый малыш ощущал себя значимым и любимым.
Шалва Александрович Амонашвили сочинил обращение учеников к взрослым: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни, и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться с тем, что у нас пока ещё нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которые мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте всё это, как наши детские болезни, против, вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять всё. Потому что мы дети. Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые.»
Необходимо также помнить, что воспитание детей будет успешным только при условии тесного сотрудничества педагогов и семьи. Без этого невозможно сформировать нужные черты личности. Ведущая роль в формировании будущего гражданина принадлежит педагогу, так как он по роду своей профессии хорошо знает методы воспитания, закономерности развития ребёнка дошкольного возраста.
Но как бы добросовестно ни работал педагог, как бы ни старался дать всестороннее развитие детям, если он не знает о том, как их воспитывают в семье, он не добьётся желаемых результатов. Вот почему он осуществляет всю работу в содружестве с семьёй. Отец и мать ребёнка, как самые близкие люди, могут многое рассказать воспитателю об особенностях поведения своего ребёнка. его характере, склонностях, привычках. Постоянно общаясь с родителями своих воспитанников, педагог имеет возможность более глубоко и всесторонне изучить, понять каждого из них, не ограничиваясь лишь наблюдениями в детском саду. Главное не навязывать свое мнение, а сделать родителей союзниками.
Родители ценят в педагоге образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт. Мудрый педагог никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы. Мудрый педагог всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья.
Дошкольное воспитание можно разделить на две составляющие: с одной стороны, нужно подготовить ребёнка к школе, а с другой стороны, нужно воспитывать в ребёнке личностные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.
Счастливое детство и радость - понятия неразделимые. Жизнь ребенка в детском саду нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир сказок.
Священник Александр Ельчанинов говорил: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости, окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в тридцать, шестьдесят, сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека.»
Мое призвание – педагог. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете ?», мне не нравится отвечать пустой фразой: «Воспитатель». Не потому, что это сейчас совершенно непрестижная профессия. Просто для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня «педагог» – это жизнь, смысл моей жизни.
Когда видишь, как на твоих газах раскрывается ребенок- становится добрее, смелее, любознательнее; когда он учится делать то, что раньше не умел – то и сам становишься добрее, чувствуешь, что жизнь проходит не зря. И хочется думать, что те качества, которые мы воспитываем в маленьком человеке, помогут ему в будущем вырасти в полноценную личность. А рядом с ним всегда будет тепло и надежно. И в этом будет частичка нашего труда.
Я желаю вам всегда спешить к детям, радоваться каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить к нам и от всего сердца радоваться каждой встрече с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение дошкольного воспитания в развитии личности". "Воспитание дошкольников". г. Чебоксары, 2014г.
Дошкольное воспитание-это основа для развития личности ребенка....
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»
Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...
Социально – коммуникативное и нравственное воспитание дошкольников как основы развития личности.
Дошкольное детство -важнейший период становления личности человека, который является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных...
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы
Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций ...
Парезентация "Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....
Педагогический проект «Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»
Педагогический проект«Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка»...
"Этнокультурное воспитание, как основа развития личности современного ребенка".
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия....