Экологическая программа "Дети Байкала"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Живя в городе, мы взрослые постоянно испытываем желание  встретиться  с природой,   детям же    это чувство еще пока незнакомо. Если вовремя заметить  и  поддержать  у них познавательный интерес на самых простых примерах  окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни,  суметь  показать и объяснить им красоту и самоценность живой природы,  вместе с ними понять,  что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует,   терпеливо и внимательно относиться  к детским вопросам, тогда будущее нашей планеты не покажется нам безнадежным. 

В 2006 году Республика Бурятия стала туристко-рекреационной особой экономической зоной. Её особенность в том, что главное внимание уделяется сохранности природных и культурных комплексов при увеличении спроса на природно-экологический, оздоровительный и спортивный туризм.

Каковы же будут наши воспитанники, которым предстоит жить, трудиться в условиях Международного туристического комплекса.

  В соответствии с      современной научной Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов. В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, основываясь на теоретических трудах и анализе практики Л.С. Выготского, А.С Макаренко, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, программах  Н. А.Рыжовой,  А.И. Ивановой, Федеральным законом  № 94 от 01.05. 1999 года  «Об охране озера Байкал»,   была  разработана экологическая программа «Дети Байкала» для детей от 2-х до 7-ми.

В основе программы лежит экологическая культура, ориентированная на экологическое общество и гармоничное взаимодействие  человека с природой родного края.

Байкал олицетворяет в  программе нашу природу в целом. Для наших детей земля начинается с Байкала.

При разработке программы  авторы опирались на  лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на  основе организации  разнообразных видов детской творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_baykala_2.docx973.98 КБ

Предварительный просмотр:

Центр развития ребёнка № 86 « Оюна»- детский сад

Республика Бурятия

Г. Улан-Удэ

Рисунок1

Пояснительная записка

           Живя в городе, мы взрослые постоянно испытываем желание  встретиться  с природой,   детям же    это чувство еще пока незнакомо. Если вовремя заметить  и  поддержать  у них познавательный интерес на самых простых примерах  окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни,  суметь  показать и объяснить им красоту и самоценность живой природы,  вместе с ними понять,  что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует,   терпеливо и внимательно относиться  к детским вопросам, тогда будущее нашей планеты не покажется нам безнадежным.  

В 2006 году Республика Бурятия стала туристко-рекреационной особой экономической зоной. Её особенность в том, что главное внимание уделяется сохранности природных и культурных комплексов при увеличении спроса на природно-экологический, оздоровительный и спортивный туризм.

Каковы же будут наши воспитанники, которым предстоит жить, трудиться в условиях Международного туристического комплекса.

        В соответствии с      современной научной Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов. В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, основываясь на теоретических трудах и анализе практики Л.С. Выготского, А.С Макаренко, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, программах  Н. А.Рыжовой,  А.И. Ивановой, Федеральным законом  № 94 от 01.05. 1999 года  «Об охране озера Байкал»,   была  разработана экологическая программа «Дети Байкала» для детей от 2-х до 7-ми.

В основе программы лежит экологическая культура, ориентированная на экологическое общество и гармоничное взаимодействие  человека с природой родного края.

Байкал олицетворяет в  программе нашу природу в целом. Для наших детей земля начинается с Байкала.

При разработке программы  авторы опирались на  лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на  основе организации  разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  к организации воспитательно-образовательного процесса и является частью основной общеобразовательной  программы, формируемой участниками образовательного процесса  по социально-коммуникативному, физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому  развитию детей, отражающую   своеобразие и красоту природы родного края  и составляет 40% основной общеобразовательной программы ЦРР. Содержание работы с детьми  направлено на развитие у детей экологической культуры, социальной (лидерской) одаренности,  сохранение и укрепление здоровья, формирование общей культуры, обеспечивающей социальную успешность детей, установление благоприятных межличностных отношений.

Содержание программы делится на два тематических блока:

1 «Волшебные песчинки». Игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края – для детей раннего возраста 2-3 года.

2. «Войди в Байкальский лес другом» - наблюдение, игровое проблемное обучение,  социо-игровое взаимодействие взрослых и детей - для детей 3-7 лет

Новизна программы заключается:

- В новом подходе к экологическому воспитанию, в основе которой лежит экологическая культура, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой (отношение к природе).

- В организации детского экологического движения дошкольников «Дети Байкала».

Новые виды деятельности:

  • Игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края.
  • Игры-путешествия с решением экологических задач
  • Игровое проблемное обучение, игровое моделирование
  • Туристические прогулки, прогулки пленэр в мини-парк «Байкальский лес»
  • Социо-игровое взаимодействие  детей разных возрастов -  «Юный экскурсовод»
  • Поэтический образ природы в детских рисунках
  • Сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка посредством таких форм работы, как

- Клуб «Станем юными защитниками природы»;

 - выпуски газет, плакатов;

  • Экологические акции
  • Детское экологическое движение дошкольников «Дети Байкала»

        Деятельность педагогов по реализации данной программы, расширит воспитательные и образовательные функции Центра развития ребенка:

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

- формирование  умения и потребности вести здоровый образ жизни.

Цель программы:

Развитие экологической  культуры  дошкольника.

Гипотеза: развитие  экологической  культуры дошкольников будет успешным если:

  • создать педагогические условия, обеспечивающие развитие экологической культуры  у детей посредством введения новых видов деятельности.
  • возраст от 3 до 7-ми лет является сенситивным периодом по освоению общебиологических понятий и закономерностей.
  • Познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых;

Основные задачи:

  • создание мини-парка «Байкальский лес
  • Реализация проектов: «Поможем нашим соснам», «Игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края», «Войди в байкальский лес другом»
  • Сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка – организация клуба «Станем юными защитниками природы», «Юный экскурсовод, участие в экологических акциях.
  • Взаимодействие-сотрудничество детских коллективов (между ДОУ микрорайона).

Содержание программы «Дети Байкала» разработано в соответствии  ФГОС ДО и охватывает следующие образовательные области:

  • Физическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное;  
  • Художественно-эстетическое;  

Физическое развитие:

Виды деятельности:

  • Туристские  прогулки «Мы ребята – туристята» (спортивно-тренировочные, краеведческие, развлекательные)

Познавательное развитие:

  • Игры-путешествия «Минутки любования», «Минутки познания»;
  • Игровое проблемное обучение, детское экспериментирование в экологической лаборатории.

Речевое развитие:

  • Юный экскурсовод;

Социально-коммуникативное:

  • Игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края.
  • Социо - игровое взаимодействие детей и взрослых:

 Клуб «Юные защитники природы», природоохранные акции.

  • Детское экологическое движение дошкольников «Дети Байкала».

Художественно-эстетическое:

  • Прогулки пленэр;
  • Поэтический образ природы в детском  рисунке.

Предполагаемый результат:

Становление и развитие ключевых компетентностей детей:

  • социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных  

   ситуациях;

  •  коммуникативная компетентность – умение понимать речь    других и стремление сделать понятной свою  речь, свободно общаться;
  • информационная компетентность – умение использовать различные источники информации и возможность их  использования;
  •  деятельностная компетентность – умение поставить цель и осуществить результативное действие;      
  •  здоровьесберегающая компетентность – умение использовать гигиенические действия и средства, адекватные  ситуации;

Сформирована элементарная система знаний о нормах и правилах поведения дошкольников в природе.

Содержание психолого-педагогической  работы

Работа с детьми раннего возраста. Игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края.

        Живя здесь, в Бурятии, возле уникального озера Байкал, просто необходимо работать только с байкальским песком. Байкальский песок – это экологически чистый песок. Байкальский песок не совсем обычный – у самой кромки воды он с мелкими круглыми камешками, которые очень хорошо перебирать пальчиками. Чуть подальше – это серый, крупный песок, в котором камешки и песчинки одного размера и когда перетираешь этот песок между ладонями, он так интересно шуршит. Ну а еще дальше находится желтоватый песочек, из него очень хорошо строить и лепить.

        На берегу великого Байкала этот песок вобрал в себя всю его силу и мощь, доброту и ласку, его чистоту и крепость духа. Песочек и камни согреты ласковым солнышком, омыты чистой водой.

        Дети, играя с байкальским песком, получают не только заряд положительной энергии, но и силу Байкала. Они как бы находятся в постоянном контакте с этим могучим озером, становятся крепкими и здоровыми, становятся его детьми и начинают проявлять интерес к родному краю, приучаются любить свою малую Родину.      

        Этому способствуют игры в центе «Чудесный бережок», ведь здесь помимо байкальского песка и камешков находятся и другие природные материалы родного края, такие как – шишки, хвоинки, веточки, семена деревьев и др., а также имеется надувной бассейн для игр с водой и сенсорное панно с изображением природы родного края.              

        В работе с детьми  используются методы наблюдения, исследования, проблемные и игровые ситуации. Вся работа с детьми  проводится  в игровой форме с обязательным музыкальным сопровождением.

        Игры занятия с песком строятся в три этапа:

  1. Прикосновение и игры на поверхности песка.
  2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.
  3. Прикосновение и игры на поверхности мокрого песка.

        На первом этапе, который совпадает с периодом адаптации, дети знакомятся с песком.

Целью первого этапа  игр является:

  • Снижение высокого уровня психического напряжения ребёнка, снятие стрессового состояния;
  • Установление доверительных отношений между воспитателем и ребёнком;
  • Освоение норм и правил поведения и общения в группе.

Тематика игр такова: «Здравствуй, песок!», «Кто здесь живет?», «Песочный дождик», «Муравьишкин домик» и др.

Целью второго этапа является развитие тактильной чувствительности и пространственных представлений, а также слуховой памяти и произвольности. Примерная тематика игр; «Лес, поляна и их обитатели», «Море, река и их обитатели», «Песочный детский сад» и др.

                На третьем этапе работы дети играют с мокрым песком: «Необыкновенные следы», «Помоги белочке найти запасы», «Дорожка для зайчат» и др.

        На каждом этапе решаются  задачи экологического воспитания. Байкальский песок не только демонстрирует ребёнку свои разнообразные свойства, он дает возможность формирования гуманного отношения детей к природе, а весёлый детский интерес ведет от знакомства с природой к её пониманию.

1 квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тематика игр

Цель

1.

Здравствуй, песок!

Познакомить детей с правилами поведения в песочнице, в бассейне.

Познакомить детей со свойствами байкальского песка, воды и природного материала родного края.

Заложить основы благожелательного отношения между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребёнка. Снятие психофизического напряжения.

Развивать тактильную чувствительность, воображение.

Развивать представления детей об окружающем его мире, живой и неживой природе. Закреплять знания о сенсорных эталонах. Создавать положительную эмоциональную атмосферу общения с ребенком.

Формировать установку на положительное отношение к себе и другим.

2.

Кто здесь живет?

3.

Песочный дождик.

4.

Кто пробежал?

5.

Муравьишкин домик

6.

Где чей домик?

7.

Песочный детский сад

8.

Ёжик

9.

Дружная семейка

10.

Волшебные камушки

11.

Здравствуй, водичка!

12.

Листочек – кораблик

13.

Кораблики

14.

Плывут рыбки

2 квартал (декабрь, январь, февраль)

Тематика игр

Цель

1.

Кто любит воду?

Активизировать наглядно-действенные способы познания, поддерживать инициативные игровые действия ребёнка.

Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями через развитие их тактильной чувствительности.

Вызывать интерес к природному материалу, эмоциональный отклик на эстетические свойства материала. Закреплять у детей представления о природных объектах живой и неживой природы.

Развивать коммуникативность, любознательность, активность, самостоятельность, предпосылки творчества.

 Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.

Способствовать развитию сюжетно-игрового замысла.

 Развивать у детей первые эстетические представления.

2.

Мы едем в гости

3.

Кто к нам приходил

4.

Бабушкин двор

5.

Найди мышку

6.

Наш любимый городок

7.

Елочка красавица

8.

На лесной лужайке

9.

Путешествие в сказку

10.

Песочные прятки

11.

Плывет, плывет кораблик

12.

Поймай рыбку

13.

Кто любит плавать

3 квартал (март, апрель, май)

Тематика игр

Цель

1.

Необыкновенные следы

Вызывать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость.

Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями через развитие их тактильной чувствительности.

Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам.

Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм.

Развивать познавательную активность, пробуждать живой интерес к окружающему.

Развивать чувство прекрасного.

Создавать предпосылки к развитию у детей эстетического вкуса, любознательности, интереса к окружающему миру.

Воспитывать у детей добрые чувства, любовь к родному краю через игры с различными природными материалами.

 

2.

Дорожка для зайчат и мышки

3.

Чудо-огород

4.

Помоги белочке найти её запасы

5.

Волшебный сад

6.

Мы построим дом большой

7.

На что похоже?

8.

Мы - строители

9.

Расцвели цветочки

10.

Бабочка-красавица

11.

Чей кораблик лучше?

12.

Учим плавать мы утят

Минутки любования

Младшая группа (3-4 года)

Цель:  Учить детей любоваться, переживать радость от восприятия красоты природы. Слушать, узнавать,    

             сопереживать, радоваться общению с ней.

             Словом и движением выражать отношение к растениям (траве, ветке, листу, дереву, цветку и пр.)

             Понимать то, что видел в окружающем мире, чем любовался, чему удивлялся при восприятии природы.

Осень

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Осенняя берёзка

Предложить детям полюбоваться осенней природой. Рассмотреть опавшие листья клёна в Байкальском лесу. Уточнить какого цвета листья.

Познакомить с деятельностью старших дошкольников и взрослых на территории детского сада

Подойти к берёзке, полюбоваться её красотой, поговорить с детьми об её осеннем наряде

Сбор   семян. Зачем собирают семена?

Ветер по небу летал,

Ветер листики считал.

Вот кленовый, расписной

Разноцветный,  он какой?

Мы вокруг берёзки весело играли,

Удивительный наряд, отвести не в силах взгляд

«Собери букет из листьев»

«Где лето, а где осень»

«Кто быстрее найдёт»

Зима

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Белый снег пушистый, в воздухе кружится, на деревья тихо, падает ложится…

Вырастала ёлочка, зелёная иголочка

Полюбоваться белой сказкой, посмотреть вокруг себя, назвать какие знают деревья.

Провести наблюдение за паданием снега на деревья.

Полюбоваться вечнозелёным деревом в Байкальском лесу.

Рассмотреть её:  зелёная, высокая, колючие иголочки, покрыта снегом.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на деревья

Кружевные звёзды

Вырастала ёлка зимой на горе

У неё иголке зимой в серебре

Что за дерево такое?

Найди одинаковые ёлочки.

Весна

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Цветущий май

Кто живёт на дереве

Полюбоваться весенней природой: отметить, что природа просыпается: появляются первые листочки, цветочки, уточнить какого они цвета, рассмотреть их.

Полюбоваться деревьями в Байкальском лесу. Отметить, что они являются домом для многих животных, птиц. Одни спасаются от врагов , другие строят гнёзда, третьи находят там себе пищу.

В овраг ручьями катится, деревьям дарит платьице

ты знаешь, кто она?

красавица весна.

Угадай что назову?

Кто быстрее найдёт.

Лето

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Берёзки белые вокруг

Полюбоваться стройностью берёзок.. Объяснить, что среди берёзок всегда светло, ветки очень тонкие, солнечные лучи скользят по ним. Дать возможность полюбоваться корой белоснежного ствола с чёрными точками и гибкими веточками, набухшими почками.

Любите наш лес

Богатства природы

Он сказочный весь

В любую погоду

Какое это дерево?

Минутки любования. Средняя группа (4-5 лет)

Цель:   Учить детей любоваться, переживать радость от восприятия красоты природы.

          Развивать умение видеть красоту объектов природы в их единичных проявлениях и в совокупности    ветки и куста, дерева и леса и пр.

            Обращать внимание на изящество и разнообразие формы, окраски листьев деревьев и кустарников.

     При рассматривании образа природы включать комплекс ощущений образа природы, пробуждая   мысль, переживания.    

     Учить рассказывать о своих впечатлениях.

Осень

 Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Красота осеннего леса

Падают, падают листья

Ветка рябины

Полюбоваться разноцветными листиками, уточнить цвет и форму. Пройти по Байкальскому лесу, рассмотреть клён, сравнить его с лиственницей, уточнить что изменилось, какими  стали клён и лиственница.

Полюбоваться  различной окраской листьев. Предложить детям собрать листья  с разных деревьев:  клён, тополь, берёзы. Обратить внимание детей на то, что сухие листья защищают зимой корневую систему деревьев, а перегнивая, удобряют землю. Вводится понятие «компост»

Сбор семян акации.

Пройти по территории Байкальского леса, уточнить, какое время года наступило. Предложить отгадать загадку, найти дерево, о котором говорится.

Полюбоваться краснеющими гроздьями.

Листья осенние тихо кружатся,

листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

будто опять закружиться хотят.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья  пожелтевшие по ветру летят,

Лишь в дали красуются

там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Загадки.

«Осенние веточки»

«Угадай по описанию»

«С какого дерева листик»

«К дереву беги»

«Найди и назови»

«Найди пару»

Зима

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

В волшебном зимнем лесу

Маленькой ёлочке холодно зимой

Предложить детям послушать тишину зимнего леса. Отметить, что изменилось с момента последнего посещения.

Нравится вам здесь? Что особенно нравится? Деревья как богатыри, занесенные снегом, стоят. Обратить на толщину снежного покрова около деревьев.

Рассмотреть маленькую ёлочку. Полюбоваться её красотой. Подобрать определения. Уточнить какого цвета ствол ели, веточки, хвоя. Потрогать ёлочку, сказать какая она мягкая или колючая.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Принакрылася сосна.

Заготовила зима

Краски все для всех сама

Всем белила чистые, блестки серебристые.

Опиши, а мы отгадаем.

Узнай по описанию

Весна

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Нежная яблоня

Сирень в цвету

Люблю берёзку русскую

Полюбоваться цветением яблони. Рассмотреть яблоню, как она растёт, какие у неё зелёные листики, много бело- розовых цветочков. Как красив весной её наряд.

Провести наблюдение за тем как цветёт сирень. Какого она цвета?

Рассмотреть её ветки с листиками и цветочками. Полюбоваться её красотой. Как красив её наряд!

Полюбоваться берёзками

Обратить внимание на то,

какие птицы чаще всего прилетают к ней. Посмотреть,  как они клюют крошки на кормушке, как

« разговаривают» друг с другом.

Наша Таня рано встала. Подошла она к окну: Что случилось?

Посмотрите!

Наша яблоня в снегу! Улыбнулась мама Тане: Обняла и говорит: «Нет, не снег это на ветках, это яблоня в цвету»

Сирень прекрасна, спору нет

Весны дыханье-первый цвет.

Так нежен тонкий аромат,

Что дарит радость во сто крат.

Еще весною не одета

В наряд из молодой листвы,

Березка капельками света

Сверкала с ног до головы.

Это дерево мир освещало,

Соблюдать чистоту помогало, от болезней от разных лечило,

В его почках целебная сила.

Что за дерево такое?

Найди по описанию.

Минутки любования, минутки  познания. Старшая группа (5-6лет)

Цель: Расширять границы для исследования пахнущей, звучащей природы; В момент её восприятия, размышлять, сопоставлять по разным признакам (запах сосны и ели) и пр.

Узнавать, где растение живёт; замечать изменения, происходящие с ним (когда ему плохо - хорошо); делать выводы и решать, как ему помочь.

Сопоставлять объекты между собой, вычленять их признаки (различие, сходства), по цвету, форме, размеру. Показать, например, как ветки дерева тянутся вверх, к солнцу, что с ними происходит при сильном ветре и пр.

Уметь находить различия в листьях, плодах, определять величину, размеры, формы.

Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать любознательность,  пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Воспитывать умение любоваться природой, чувствовать её красоту.

Осень

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Путешествуем по тропе здоровья в сосновый лес

Золотая осень

Путешествие по экологической тропинке

 «Знатоки природы»

Предложить детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе, выделять их, систематизировать представления о состоянии растений ранней осенью. Развивать мыслительные операции, воспитывать интерес и эмоционально-чувственное восприятие природы. Экологическая аэрофитотерапия в сосновом лесу.

Выделить признаки золотой осени. Рассмотреть окраску листьев. С каких растений (молодых или старых) листья опадают быстрее, что способствует быстрому опаданию листьев (ветер, заморозки).  Обсудить, почему опадают листья. С помощью чего семена разносятся по земле (рассмотреть): крылышки, пух, комочки, парашютики.

Поговорить о правилах поведения в природе.

Какие деревья сбросили листву последними? Почему у семян толстая кожура (это помогает им перезимовать). Особенность приспособления деревьев к зиме. Признаки глубокой осени. Лесные правила. Практическая деятельность детей по охране природы

По тропинке мы шагаем, всё вокруг мы замечаем

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит своей листвой.

Он нам хочет поклониться

И кивает головой

Унылая пора очей очарованье…А.С. Пушкин

Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт.

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт.

Пройди по дорожке, посмотри вокруг, найди отличия.

Найди по описанию

«Что это за знак?»- расстановка экологических знаков.

Зима

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Волшебница зима

Деревья зимой

Кто лес защищает

Рассказать о способах приспособления деревьев зимой, изменениях  с наступлением зимы. Определение защитного свойства снега. Обратить внимание на ёлочку, запорошенную снегом. Сравнить снег со скатертью, одеялом, покрывалом. Толщину снежного покрова можно измерить снегомером. Практическая помощь человека (засыпать снегом корни деревьев).

Рассмотреть кору деревьев, есть ли   трещины на стволе, как они образуются. Предложить детям найти то место, где ствол дерева самый широкий, самый узкий. Погладить кору, прижаться к ней щекой. Какая она – тёплая, холодная, шершавая, гладкая. Твёрдая, мокрая, сухая? Понюхать кору,  что напоминает этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Кора для дерева – как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Есть ли  на дереве дупло и трещины? Какие они (большие или маленькие, глубокие или нет?) . Может ли кто-нибудь в них жить? Если на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапины от ножа, следы от разрезов? Может ли дерево залечить раны? Кусочек коры поместить в коробку и принести в группу для исследования.

Какую птицу называет лесным доктором? Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (сильные ноги и острые когти и опирается он на дерево хвостом)

Если дерево больное, дятел сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Зимой деревья спят и насекомые спят. Дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставит шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти.  Помощь крылатым друзьям в зимнюю бескормилицу. Вызвать желание помочь, повесить кормушки для птиц. Уточнить, какие виды корма нужны разным птицам.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утром снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

 И заснул под нею

Крепко, непробудно.

И. Суриков

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадёт мне на обед, Кто нанёс деревьям вред!

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

«Узнай хвойные деревья»

   

Закрепить  правила поведения в лесу.

Повесить кормушки

Весна

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Путешествие по тропе здоровья в сосновый лес

Что держит дерево в земле

Цветущий сад

Предложить детям самостоятельно находить признаки весны в окружающей природе, выделять их, систематизировать представления о состоянии растений ранней весной. Поощрять в наблюдениях. Развивать мыслительные операции, воспитывать интерес, эмоционально-чувственное восприятие природы. Понаблюдать за длиной тени от деревьев. Она с каждым днём становится всё короче. Экологическая аэрофитотерапия в сосновом лесу.

Найдите место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твёрдые, мягкие? Понаблюдать, где снег тает быстрее – под деревом или на открытом месте? Куда бегут ручейки после таяния снега? Какого цвета снег под деревом – белый или сероватый? Всегда ли он одинакового цвета?

Берёза. Обратить внимание, что серёжки разные по цвету: одни зелёные, другие буроватые. Когда их подержишь в руках, останется пыльца. Для чего она нужна берёзе?

 Черёмуха. Наблюдение за цветением черёмухи. Обратить внимание,  что у обильно цветущего дерева листвы почти не видно из-за масс цветов - кисточек, которые крупными соцветиями свисают с веток.

Яблоня.  Цветов очень много, они бело-розовые,  не все одинаковые: одни светлее, другие розовее. Там где цветы опали, появилась зелёная завязь – а к осени из завязи появятся маленькие яблочки.

Сравнить с цветением берёзы и тополя. Познакомить с народной приметой, что черёмуха цветёт в период похолодания.

Если иголочки вместо листвы.

Хвойным тогда этот лес назови.

Он шумит, он поёт

В тень прохладную зовёт.

Корни, как речки, ручьи дождевые,

Влагу несущие морю листвы,

Корни, как вены, набухшие соком,

Жизнь сердцевине деревьев несут.

Разбежались по лужайке

беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ветер и листочки.

Догадайся, о каком дереве я расскажу

Минутки любования, минутки  познания. Подготовительная группа (6-7лет)

Цель: Расширить границы для исследования пахнущей, звучащей природы; в момент её восприятия, размышлять, сопоставлять по разным признакам (запах сосны и ели) и пр.

             Развивать любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Уметь видеть нежную, таинственную, неповторимую красоту.

Раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формировать элементарное понятие о растительном мире, желание экспериментировать.

Осень

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Осенние пейзажи

Путешествие с использованием план-схемы.

Встреча с Лесовичком

Экологические правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры определять по плану-схеме.

Зелёный патруль

Предложить посмотреть вокруг и сказать, что изменилось в природе с наступлением осени: что произошло с деревьями, какого цвета стало небо, почему; Вспомнить картины природы художников- пейзажистов, сравнить с собственными впечатлениями. Предложить полюбоваться осенней природой, рассмотреть опавшие листья:  спросить,  какого они цвета, формы, с какого дерева; уточнить, почему деревья сбрасывают осенью листья.

Сравнить разноцветный наряд деревьев (берёзы, лиственницы  и тополя)

Рассмотреть деревья и кустарники, растущие на точках экологической тропы: тополь, клён, берёза, сосна, ель, яблоня, лиственница, черёмуха, яблоня. Заметить изменения с наступлением осени.

Понаблюдать за тем, как изменились деревья: какие деревья совсем сбросили листву, какие ещё стоят с листьями, какого цвета опавшие листья (сравнение ели, сосны, берёзы, черёмухи)

Помочь Лесовичку найти нужное дерево, которое призывает к помощи и оказать её.

Зелёный патруль. Привлечь внимание детей к растениям произрастающим на территории детского сада, находящихся в хорошем и

Привлечение детей к участию в практических делах по охране природы

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

И. Бунин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… А. Пушкин

Экологический светофор

Правила друзей леса.

Чей силуэт?

Найди дерево по семенам.

Зима

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Зимний лес

Встреча с ёлочкой

Мороз и солнце – день чудесный»

Предложить детям рассмотреть деревья, рассказать, чем они похожи, чем отличаются, можно ли определить их по стволу какое это дерево. Найти берёзу (по белому стволу), тополь (по серому стволу), рябину (по оставшимся ягодам), клён (по семенам-парашютам). Пройти по всей территории детского сада и найти разные сосны, ели.

Как мы можем помочь перезимовать деревьям, чтобы они не погибли. Вспомнить сказку «Мороз Иванович», предложить раскопать снег, чтобы увидеть, что там «спит» зелёная трава. Развешивание кормушек, подкормка птиц.

Создание многогранного образа снега путём различных образных воплощений (тихий снежок, иней, снежная  буря) – эмоциональное переживание  созданного образа волшебного леса.

Рассмотреть ёлочку, обратить внимание на     строение (один ствол, покрыта коричневой корой, верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются к низу, все ветки покрыты зелёными, жесткими, колючими иголками, шишки коричневые (на высокой взрослой ели). Определить возраст ёлочки

Зимние изменения в природе.

 

Зима – самое тихое время, лес спит, спят многие его обитатели, и даже поднимающийся изредка ветер затихает, запутавшись в ветках деревьев, покрытых снеговыми шапками. Деревья стоят тесными рядами и как будто стараются согреть друг друга. Стволы их серые и сверкающие от инея, и кажется, что деревья сделаны из серебра. Дотронься до них и услышишь тихий звон.

Учить детей распознавать деревья зимой по расположению веток, коре, семенам;

Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю, пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!  

С. Маршак

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш парк.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен, Видно смелая она!

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.

Пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов

Легла волнистыми холмами

Среди полей, среди холмов.

Снег побелил верхушки сосен,

Крепчает по утрам мороз.

В порыве снежные метели

Припорошили веточки берез.

А.С.Пушкин

О каком дереве я рассказываю?

К названному дереву беги

Весна

Тема

Наблюдение

Художественное слово

Игры

Весеннее пробуждение природы

Кудрявые барашки

 Обратить внимание на почки деревьев (тополя, берёзы, черемухи) – почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике  висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой (тополя, берёзы и пр)_

 

Обратить внимание , что весна только началась, а верба уже распускается, хотя ещё холодно и не весь снег растаял. Почки у вербы пушистые, покрыты тонкими, белыми волосками. Их много-много, и почки кажутся внутри серыми, а на концах белыми, а там, где почка прикреплена к ветки, виден её розовый кончик. Обратить внимание детей на то, что  почки на ветках растут «лесенкой» , а не попарно. Ветки вербы красивого, тёмно красного цвета, крепкие, прямые.

Яблонька, черемуха

 У меня в саду

Белая, пребелая

Вся стоит в цвету.

Вот надели платьица

С белою каймой

Яблонька, черемуха,

Подружись со мной!

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам

Веселые, живые,

Как маленькие детки

От какого дерева цветок?

Да и нет

         

Игровое проблемное обучение

Оно заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их с самостоятельному поиску решению проблемы . Такие  приёмы  позволяют превратить обучающие занятия в увлекательную игру. Игровые персонажи могут быть различными. Они зависят от желания детей и педагогов. На занятии могут появляться сразу несколько персонажей, которые спорят между собой, активизируют детей.

Задачи:

- стимулировать познавательную активность детей и приучать  к самостоятельному поиску решений  проблемы;

- формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растительного  мира;

- учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы;    

- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Детское экспериментирование

Маленькая ёлочка – колючая иголочка. Хвоя – игла, какая она?

«Что спряталось в  сосновых шишках?

Сколько лет сосне и ели?

Чем пахнет кора?

  • Кора и обитатели леса. Кора – это убежище для многих насекомых. Кора – это пища лосей, зайцев и других животных.
  • Почему кору нужно беречь. Кора поражается разными грибами, насекомыми в результате дерево заболевает, гибнет. Рассказать о разрушителях древесной коры: грибом-трутовиком, жуками-короедами. Жуки не «убивают» дерево, они лишь разрушают его ствол, кора повреждается и дерево становится слабым, болеет.
  • Чем пахнет кора. Мешочки  полотняные с корой.
  • Как нарисовать кору.

1. Рисуется контур ствола. Свечой вдоль по стволу наносятся волнистые линии. Затем все закрашивается тёмно-коричневой акварелью.

2.Рисуется контур ствола. Шероховатая структура коры передаётся с помощью технологии тычка.

3. Вырезается трафарет в форме ствола. Трафарет накладывается на лист бумаги. Краска по трафарету наносится мятой бумагой или скомканной тряпочкой. Можно использовать цвета разных оттенков коричневой краски.

4. Рисуется контур ствола. Из коричневого пластилина раскатываются тонкие колбаски, которые выкладывают вдоль ствола, постепенно заполняя собой всё пространство между контурными линиями.

  • Как сделать дерево и кору (ручной труд)

1. На листе бумаги или картона  рисуется ствол дерева. Тряпочку обмакивают в клейстер, отжимают и выкладывают на листе так, чтобы образовались складочки. Таким образом, формируется фактура древесной коры. Полученную форму укладывают в заранее нарисованный силуэт дерева. Краска наносится по мокрому изделию, после чего оно должно сохнуть несколько дней. В нижней части ствола приклеивают кусочки мха.

2. Воспитатель заранее готовит «бумажное тесто» : в разведённый клей для обоев (изготавливается по инструкции) понемногу всыпает кусочки бумаги – старую газетную, обёрточную, размокшие упаковки для яиц (последние перед использованием обдают кипятком) и тщательно вымешивают тесто.

Дерево делают из мелких опилок, гуаши и клея ПВА так же, как из «бумажного» теста. Опилочное тесто дети могут приготовить сами в пластиковых корытцах. Клей и опилки берут ложечками.

Что такое топографические знаки.

Цель:  учить называть признаки предмета; расширять представления о многозначных словах.

Детям показывают две картинки: на одной нарисована еловая шишка, на другой сосновая.

 Вопросы: чем отличаются иголки сосны от иголок ели? (длинные, короткие). Чем похожи? (тонкие, острые, гладкие, колючие).

Дидактическая игра «Подбери иголки к ёлке»

1 этап. Осень. Познакомить со строением шишки. Семенами ели, показать особенности шишек6 пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле раскрывают чешуйки, из под которых падают семена.

Предложить потрогать, понюхать, погладить. Рассматривание шишек, сравнение старой и молодой шишки.

 сообщает, что из каждого семечка может вырасти сосна, но только если она попадет в хорошие условия (во влажную почву), если на маленький росток никто не наступит и т.д. Дети собирают семена в коробочку.

Эксперимент с семенами. Как летят? Кто и что помогает им улететь подальше?

3 этап. Зима. Воспитатель внимательно выслушивает детей и сам рассказывает о сосне: у неё были сухие ветки, вместо зелёных иголок ничего не осталось, она лежала на боку возле контейнера с мусором. «Жаль,  что её срубили! В лесу сосна была пахучая, зелёная. Обращает на семена, напоминает, что весной их можно посадить.

4 этап. Весна. Посадка семян в почву.

5 этап. Выясним, как сосна растёт. Измеряем длину «свечек» - побегов. Как изменились «свечки» - побеги через неделю (две), измерить их.

Какие побеги выросли больше – центральные или боковые? Чем отличаются молодые хвоинки от старых (размер, окраска, плотность, запах)

6 этап. Наблюдение за саженцами.

7 этап. Посадка маленьких саженцев на лесную лужайку.  

Учить детей определять, сколько лет ели, сосне по веткам и кольцам. Чтобы определить возраст дерева ели, надо сосчитать количество этажей веток и добавить к полученной цифре 2-3 года.

Обратить внимание детей  на различие коры разных деревьев (берёзовой, сосновой, еловой, осиновой, кленовой и др). Дать детям потрогать, понюхать кору, сравнить ее по цвету, толщине;  Показать, что по коре можно определить возраст дерева или место, с которого она взята (с верхушки дерева или у его корней), объяснить, что такое пробковый слой: что кора – это «одежда» дерева, его защита.

Познакомить детей с топографическими знаками, картой. Учить составлять план, вычерчивать маршрут. Дать знания о том, как изображать лес, реку, озеро.

Составление плана участка детского сада, мини-парка.

Вычерчивание маршрута

Игры по топографическим знакам. «Забавные рисунки», «Ошибка топографа»

        

Туристские прогулки: «Мы ребята – туристята»

(спортивно-тренировочные, краеведческие, развлекательные, прогулки – пленэр)

Туристические прогулки – форма организации туристической деятельности, предполагающая  кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Цель:

1. Дать детям понятие о туризме и туристах.

1.Оздоровление детей в результате разнообразной двигательной активности, мотивация на здоровье и здоровый образ жизни.

2.Овладение простейшими туристскими умениями и навыками

3.Развитие первоначальных навыков выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности с  использованием   карт-схем, установление палатки и пр.)

4.Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, знаков туристкой маркировки, работа с компасом  и пр.)

6. Закрепление правил поведения в природе.

5.Воспитание у детей нравственных качеств: взаимоотношения между членами группы, организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Подготовка к туристическим прогулкам

  1. Работа с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви личного туристического снаряжения.
  2. Разработка маршрута и составление конспектов туристических прогулок.
  3. Комплектование специальной походной аптечки.
  4. Разработка знаков   туристкой маркировки
  5. Беседы с детьми  на темы :

- «Собирайся, дружок, в поход». Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход: ( снаряжение туриста).    

    Укладывание рюкзака детьми.

-   Правила передвижения в «походной жизни»:  гуськом, переход дороги шеренгой.

-   Правила поведения отдыхающих  на природе.

Проведение туристических прогулок

  1. Распределение туристических должностей с детьми.
  2. Контроль за качеством подготовки и состоянием личного снаряжения, обуви и одежды детей.
  3. Организация игр на привале.

Подведение итогов

  1. Организация рисунков, фоторепортажа для родителей.
  2. Итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристских навыков.
  3. Создание условий на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности.

                                       

        

                                                              План проведения туристских прогулок  

                                                                     

ТЕМА

Цель, задачи, приёмы.

 Средняя группа (4-5 лет)                                      

1.В гости к Лесовичку

 (развлекательный вид)

  • познакомить детей с маршрутом прогулки (планом);
  • Игра-эстафета «Ловкий турист»
  • Игровое упражнение «Кто дальше»
  • Дидактическая игра «Экологический светофор»

Театрализованная деятельность. Показ кукольного театра «В гостях у Лесовичка»

Лёгкий завтрак на привале.

2. Ловкий турист. Ориентировка на местности.

(спортивно-тренировочный вид)

  • Покажи и назови, что расположено впереди, сзади, слева, справа.
  • Игры-эстафеты «Весёлые

Соревнования:

-    «Быстрые ноги»

Игровое упражнение «Ёлочка»

Старшая группа (4-5 лет)

1. Прогулка в сосновый бор

     (Краеведческий вид)

1.Напомнить детям правила поведения  в сосновом лесу (не шуметь, не мусорить, ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить и т.д.)

2.Предложить детям несколько раз глубоко вдохнуть, чтобы напитать лёгкие лесными ароматами, спросить, что дети будут «фотографировать», показывать, что сам собирается запечатлеть и почему.

3.По пути к  поляне, где намечен привал и завтрак, обращает внимание  на деревья, предлагает полюбоваться ими, найти для них ласковые слова.

4.После завтрака дети гуляют около поляны, собирают мусор и сносят его в мешки, собирают шишки, которые могут использовать для поделок.

5.Уходя, дети прощаются с лесом, желают ему всего доброго, обращают внимание на то, что они не оставили никакого мусора.

2.Путешествие в мини-парк    

«Байкальский лес» (спортивно- ориентировочный  вид)

Игры: «Найди клад» « Где находится»

1. Формировать у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.

2.Развивать интерес у детей к туристским прогулкам.

3. Повышать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Рюкзаки мы дружно взяли,

весело в поход пошли,

по тропинке мы шагали

И в Байкальский лес пришли.

1.Учить детей ориентироваться на местности.

2.Поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их действовать ловко и стремительно в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, испытывать радость. Развивать выносливость.

3.Использовать приобретённые умения в различных жизненных ситуациях – перепрыгнуть через ручей, пройти по узкой дощечке и пр.

Продолжать воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту; формировать представление о лесе как о доме, в который человек приходит в гости (в лесу человек отдыхает, любуется красотой, собирает ягоды, орехи) . Учить правильно вести себя в лесу (не нарушать покой его обитателей);

Обогащать опыт отношения к природе. Развивать стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации.

Предварительная работа: За несколько дней до туристской прогулки  воспитатель предлагает детям подготовить всё необходимое для похода в  сосновый бор: рюкзак, старые перчатки (для сбора мусора или прищепки), пластмассовый стакан, сухари, самодельные «фотоаппараты» и «бинокли». Сам воспитатель берёт  термос с горячим, чаем, походную аптечку.

План прогулки:  

1.План карта схема, познакомить с палаткой, развивать у детей понимание , что любовь к растениям – это не стремление скорее взять себе, сжать в ладони, а созерцание красоты окружающего, ощущение запахов природы, восприятие мелодии ее звуков.

Знакомство с правилом: в лесу на деревьях, в высокой траве могут водиться клещи. Чтобы предохранить себя, надо надеть рубашку с длинными рукавами, брюки, на голову – панаму. Перед сном осмотреть себя с ног до головы, чтобы проверить, не прикрепился ли к телу клещ.

Закрепить  знания о туристском снаряжение, формировать эколого-туристские умения (норм и правил поведения в окружающей среде), . Воспитывать любовь к природе.

Учить детей ориентироваться по карте-схеме,  приобщать к родным ценностями, здорового образа жизни. Дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнения физических упражнений. Закрепить правила и нормы поведения на природе. Учить видеть части в целом и наоборот.

3. «Как прекрасен этот мир!»  (прогулка – пленэр )

Подготовительная к школе  группа

«За здоровьем на лесную поляну»

(Спортивно-тренировочный вид)

Материал: карта-схема маршрута, второй завтрак, питьевая вода, рюкзачок на каждого ребёнка, палатка.

1.Вводная беседа перед отправлением  на лесную полянку

2.Поход по маршруту с использованием карты-схемы, компаса

3.Игры на лесной полянке.

«Красота природы»

(Прогулка-пленэр)

Целебные силы природы

«О свойствах сосны и берёзы»

(краеведческий вид)

Праздник «День Байкала»

(4 воскресенье августа).

Привлечь внимание детей на разнообразное строение деревьев (сосна, ёлка, лиственница, клён, берёза), предложить посмотреть на деревья и рассказать об их особенностях. Взять лист бумаги, свернуть бумагу трубкой, делая из неё подзорную трубу, в которую высматривается часть общего пейзажа с интересным деревом. С помощью планшета – этюдника зарисовать (свои) деревья.                                                                          

Способствовать общению детей с природой, посредством туристических прогулок

Расширять кругозор, учить разбираться в карте-схеме маршрута, пользоваться компасом.

Закрепить знаки туристской маркировки ( систем обозначения, которые наносятся на местные предметы для разметки туристических маршрутов). Это виды стрелок, указателей, знаков, символов, форме, цветов. Они несут информацию для туриста.

Развивать интерес к летним видам спорта, стремление добиваться высоких результатов в эстафетах,  повышать мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Учить детей передавать цветом оттенки окраски образов природы, общего колорита, настроение маленького рисовальщика. В лесу  растут разные деревья и кустарники. В лесу всегда тень и прохладно; осенью листья желтеют и краснеют. Лес становится красивым. Выставить наглядную модель. Дети составляют из силуэтов деревьев смешанный лес (ели, сосны, берёзы и др).  Знакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. Учить видеть красоту живописи и реагировать на неё.

Рассказать детям о волшебных силах сосны и берёзы, о том какие лекарства из них можно приготовить, учить к  лесу относиться с осторожностью и уважением. Показать его значение для человека. Сосна – это аптека, используемая с древнейших времён. Из неё получают большое количество продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, дёготь, древесный уголь. Это дерево даёт живицу – смолу, сырьё для получения скипидара и других ценных веществ, используемые в медицине и в быту (хвойный  экстракт для ванны, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта. В лекарственных целях берёзы используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага, березовый деготь. Берёза отдает человеку для  здоровья всё: сок, почки, листья, кору, молодые веточки, нежные тонкие корешки, берёзовый гриб, дёготь. Она обладает  прекрасным  биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще человек чувствует себя бодрым, спокойным, наполненным силой жизни.

Цель: Вызвать радостные эмоции у детей, обогатить запоминающими впечатлениями, в интересной, увлекательной форме закрепить  сведения о природе и чистой воде Байкала.

            Развивать творческую инициативу и эстетический вкус, способствовать становлению личности ребёнка.

  • Разработка сценариев по проведению праздника с  детьми дошкольного возраста.

Праздник «День Байкала» - туристическая развлекательная прогулка «Найди клад» с использованием карт-схем. Встреча с  «Байкалом».

                                                                     

                                                                                                                                   

Юный экскурсовод (4-7 лет)

  •  Цель: Познакомить детей с профессией экскурсовода, тележурналиста, диктора.
  • Формировать коммуникативные навыки в общении с детьми и взрослыми.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм ).              

                                               

         

                                                                                       

        

Тема

Задачи

Средний возраст

Составление рассказов о деревьях, с использование опорных схем

Заучивание стихотворений: И.Токмакова «Ели», заучивание е. Трутневой ёлка

Стихотворение О.Высотской ёлочка

Учить детей описывать изображение на картине, развивать мыслительную и речевую активность, совершенствовать речевые навыки. Учить составлять небольшие описательные рассказы о деревьях.

Учить  детей запоминать стихотворение, читать его выразительно, передавать своё отношение,  свои чувства и настроения.  Воспитывать интонационную выразительность речи.

Старший возраст

Рассматривание репродукций картин и составление рассказов

«Золотая осень» И.И. Левитан, «Первый снег» А.А.Пластов, И.И. Левитан «Весна – большая вода», «Корабельная роща» И.И. Шишкин

Выставка пейзажных картин из фонда художественного

музея.  Встреча с экскурсоводом музея.

Заучивание стихотворений  Е.Трутнева «Первый снег», Никитин «Встреча зимы», Бунин  «Первый снег».

Составление рассказов с помощью опорных схем- моделей.

Расширять знания о деревьях, учить узнавать их по описанию. Формировать познавательный интерес, расширять представление детей о лесе.

Обогащение и расширение словаря, развитие диалогической речи, составление небольших рассказов. Развивать творческое воображение

Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Подвести детей к понятиям виды и жанры народного искусства.

Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений. Развивать память

Учить последовательно излагать основные действия и события, активизация и обогащение словаря, развивать монологическую речь

Подготовительная к школе группа

Встреча с экскурсоводом музея.

Пейзажные картины из фонда художественного музея

Составление рассказов о деревьях с использованием:

- схем-алгоритмов «Чудесная лестница»

Составление рассказов о деревьях с использованием мнемосхем  в разное время года.

Заучивание стих «Лес»   С.  Погореловский , «Листопад» И.Бунин

Заучивание стихов о деревьях: И.Бунин «Лес, точно терем расписной.» А.Пушкин «Уж небо осенью дышало» А.Плещеев «Скучная картина» И.Токмакова «Яблонька.» «Ива»

Детская презентация «Юный экскурсовод»

 

Знакомить с  профессией – экскурсовода. Расширять и углублять знания о ней

Учить детей внимательно рассматривать экспонаты, слушать и запоминать рассказ экскурсовода. Расширять кругозор детей,.

Учить детей самостоятельно составлять развёрнутый рассказ о деревьях с использованием ТРИЗ и РТВ

Упражнять детей в составлении сравнительных рассказов о деревьях : о березе и лиственнице, о пихте и кедровой сосне, об рябине.

Закреплять, активизировать словарный запас по теме "Деревья" (лиственные, хвойные, рябина, береза, ель, сосна обыкновенная, сосна кедровая, пихта), формировать умение подбирать антонимы (лиственный - хвойный, высокий - низкий, толстый - тонкий, длинный - короткий, маленький - большой, светлый - темный, широкий - узкий, прямой - кривой), правильно употреблять существительные в

родительном падеже единственного числа. Закреплять умение менять силу голоса.

Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух,.

Развивать память

Для детей  – попробовать свои силы в качестве экскурсоводов перед знакомой, доброжелательной аудиторией;

Для родителей – поддерживать детей, побуждать их к разговорному жанру;

Поэтический образ природы в детском рисунке

Цель: формировать у детей трепетное, нежное любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство, учить передавать выразительные образы и воспроизводить их в рисунках. Обогащать умственную, духовно- эмоциональную сферу,  разнообразить детские рисунки изобразительностью, способствовать внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Развивать творческое воображение.   

   

                                 

                                                                     

                                                                                                             

Младшая  группа

«Дерево»  

Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

         Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

«Ёлочка»

Е. Трутнева «Ёлка»  О. Высотская Ёлочка

«Вырастала ёлка в лесу на горе,

у неё иголки зимой в серебре…»

Средняя  группа

 «Золотая осень»  - Стихотворение «Осень» А. Толстой

 «Осень обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…»

«Деревья в снегу» -  Стихотворение И. Суриков «Зима»

« Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится »

«Вырастала ёлка в лесу на горе» -  Стихотворение «Ели» И.Токмакова

«Ели на опушке, до небес макушки  

Слушают, молчат, смотрят на внучат…»

                                                                                             Старшая группа

«В лесу родилась ёлочка «– Стихотворение Р. Кудашёва. В лесу родилась ёлочка.

Рассматривание картин художников Бурятии. Пейзажи. Выездная выставка музея.

«Пробуждение  природы» – Стихотворение С. Маршак

«Снег теперь уже не тот, почернел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи…»

«Ива» И. Токмакова

«Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

Может ей кого-то жалко? Может ей на солнце жарко?...»

                                                                                                Подготовительная группа

«Ёлочка» О.Высотская    

«Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки скучные стоят.

Только ёлочка одна весела и зелена

Видно ей мороз не страшен, видно смелая она!»

«Мороз и солнце» А.С. Пушкин

«Под голубыми небесами, великолепными коврами

Блестя,  на солнце снег лежит…»

«На севере диком» М.Ю. Лермонтов

«На севере диком стоит одиноко, на голой вершине сосна…»

КЛУБ  «Станем юными защитниками природы»

(от 5-7 лет)

Цель: 1.  Создание благоприятных условий для объединения участников образовательного сообщества, с целью осуществления совместного проекта.

                   2.Оптимизация детско-родительских отношений, активное участие взрослых и детей в  

         различных экологических мероприятиях.

           

                             
                                                               

 Тематика работы клуба

     1. Разработка  и оформление:

  • эмблемы клуба
  • Экологических правил «Байкальская этика»

        2. «Мир удивительных открытий или необычное в обычном» Выставка фотосюжетов.

       3. Новогодние ёлки мира. Выставка «Новогодние ёлки в разных странах»

           Конкурс на лучшую ёлочку,  выполненную   из различных материалов.

  1. Экологическая  игра - спор «За всё на земле мы в ответе»

  1. Презентация книги «Тайны байкальских глубин» - участник глубоководной экспедиции «Миры» на Байкале», гидронавт-исследователь А.В. Тиваненко

        

Акции

Цель: Воспитывать стремление детей вместе с взрослыми участвовать в природоохранных акциях, формировать экологическую деятельность всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов),   желание участвовать в её созидании. Развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение. Поддерживать общественно значимую деятельность детско-юношеских объединений, направленных на сохранении и восстановление лесов, обустройство зелёных зон, развивать общественный интерес в деле сохранения и приумножения лесных богатств Республики

                                                                                                                                     

        

Содержание:

  • Наш участок – экологический островок

  • «Чистое утро» - уборка территории

  • «Защитим зелёную красавицу

  • .Детский сад «Зелёное чудо»

  • Трудовой десант «Поможем нашим соснам»

  • «Посади дерево» - аллея  выпускников
  • Конкурсы плакатов «Защитим Байкал», «Сохрани окружающий мир». «Люблю тебя -  Бурятия моя!»
  • Выпуск экологических листовок

Детское экологическое движение детей дошкольников в микрорайоне.

Цель: популяризация экологического образования через организацию в системе дошкольного образования  экологического движения «Дети Байкала». Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ – школа – общественные организации, учреждения дополнительного образования, музеи, Гринпис.

Использование дополнительных возможностей интеграции     в работе по формированию экологической культуры.                  

 Задачи:

  • Интеграция специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию  экологической культуры человека. Сотрудничество с Гринпис, музеями природы,
  • Формирование совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности по экологическому развитию человека.
  • Формирование у детей  чувства ответственности за судьбу родного края, родной Земли, её экологическую безопасность.
  • Познакомить с молодёжным волонтёрским движением.

Содержание

  • Экологический  марш  «Защитим Байкал»     -   август. Праздник «День Байкала»
  • Посвящение в юные экологи          - сентябрь (взаимодействие детей 6-7 лет с учениками 1-х классов)
  • «Зелёный патруль» - ежемесячно
  • КВН среди детей 6-7 лет ЦРР № 86  и ДОУ микрорайона -   ноябрь
  • Экологический слёт детей        -  дошкольников ДОУ (в микрорайоне) - март
  • Эстафета экологических игр – июнь
  • Экологический марафон  - июль

Результаты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Презентация: "Экологически чистые сказки с берега Байкала"

Презентация по сказкам Софьи Бунтовской...

Экологический праздник "У берега Байкала" с учетом регионального компонента

   Конспект экологического праздника с учетом регионального компонента...

Экологические кроссворды "Животный и растительный мир озера Байкал"

Кроссворды - это занимательный материал, который помжет расширить и закрепить знания омногообразии животного и растительного мира озера Байкал и нашей республики Бурятия. Вызовет устойчивый интерес к ...

БАЙКИ ОТ ВОДЯНОГО Экологические эксперименты старших дошкольников

Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного....

Этно-экологический проект "Наше озеро - Байкал"

Экологические традиции - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением. Эти традиции духовной жизни бурят возникли под влиянием природы. ...

Экологическая акция " Сохраним Байкал"

Экологическая акция " Сохраним Байкал"...