БАЙКИ ОТ ВОДЯНОГО Экологические эксперименты старших дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bayki_ot_vodyanogo.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
БАЙКИ ОТ ВОДЯНОГО
Экологические эксперименты старших дошкольников
Цель. Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Материал. Клеенка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребенка, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком.
Ход занятия
Воспитатель. Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящается наше мероприятие.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода.)
(Здесь и далее приводятся стихотворные фрагменты из книг: Рыжова Н. Наш дом - природа. М., 1997; В союзе с природой. М.: Ставрополь, 1999.)
Воспитатель. Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? Она отражает ваше настроение? (Ответы.) Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?
Дети. Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.
Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?
Дети. Синий цвет - вода, все моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой... А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще мы видели воду в бассейне, аквариуме, чашке и т.п.
Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Включается аудиокассета. Слышится спокойное журчание воды.
Воспитатель. В гости к нам сегодня придет наш добрый старый знакомый Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой водичке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы нашего друга? (Ответы.) Для этого надо вооружиться вниманием терпением.
Опыт 1
Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода? (Ответы.) Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Водяной насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.
Водяной. Видите? Песок тоже меняет форму. Значит, песок - жидкость. Воспитатель. А вы, дети, как думаете: песок - жидкость? (Ответы.) Попробуем доказать Водяному, что он ошибается! Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: не обижать своего собеседника, а убеждать.
Опыт 2
Воспитатель. Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой. Так что, песок - это жидкость? (Ответы.) Значит, вода и песок - разные вещества: вода - жидкая, песок – сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода - жидкость. Теперь необходимо определить: какого она цвета?
Водяной. Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.
Воспитатель. А вы как считаете? (ответы.
Опыт З
Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном - вода, в другом молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.
Воспитатель. Значит, вода - прозрачная, а молоко нет. Теперь рассмотрим еще одно свойство воды - у нее есть температура.
Водяной. Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?
Воспитатель. Давайте объясним Водяному, может ли у воды быть температура. (Ответы.) Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здорова, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?
Опыт 4
Нальем в один стакан холодной воды, а в другой - теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?
Воспитатель. Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей - в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра. Главная его часть - крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке - прозрачная, голубоватая или розоватая, жидкость. Это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный и прозрачный. А подкрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановится. А теперь давайте немножко отдохнем.
Проводится игра «Дождик, лей веселей!». Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленты разного цвета и слушают, как стучит дождик (аудиокассет).
На строки 1 -6 все взмахивают руками.
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
На строки 7-11 двигаются подскоками (в это время воспитатель раскладывает на полу четыре обруча разного цвета).
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого, желтого и синего,
Зеленого и красного и любого разного! (П. Синявский)
По сигналу дети собираются у обруча своего цвета, потом рассаживаются по своим местам.
Водяной. А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка - друзья мои, рыбки, в футбол играть начали. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажете, куда она делась? Пропала? Исчезла?
Выслушиваются ответы всех детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.
Воспитатель. Что это значит: испарилась? (Ответы.) Верно, превратилась в пар - шапку-невидимку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т.е. мельчайшие капельки воды, не видимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать?
Опыт 5
Воспитатель достает из холодильника бутылку или банку, ставит на сухое блюдце. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т.е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжеле, и в конце концов сползают на блюдце. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
Воспитатель. Вы, наверное, замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (Ответы.) Правильно, это роса. А теперь попробуйте отгадать загадки.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем -
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
Он, белесый и сырой,
Опустился над землей.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывет,
А с рассветом пропадет. (Туман.)
Опыт 6
Воспитатель открывает термос с кипятком. «Что вы видите?». (Ответы.) Держит над паром зеркальце - на нем выступают капельки воды. Их показывают детям.
Воспитатель. Итак, мы узнали еще об одном состоянии воды - паре. А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды.
Опыт 7
За неделю до занятия дети налили равное количество воды в три стакана, сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй - на батарею, третий - закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.
Дети достают стаканы и отвечают на вопросы воспитателя: изменилось ли количество воды? Куда она исчезла? (Частицы воды поднялись в воздух.) Где испарение происходит быстрее - в теплом или холодном месте? (В тепле частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды.) Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта? (Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда.)
Воспитатель. Значит, испарение воды зависит от разных условий, в том числе от температуры. Вы уже знаете, что вода - жидкость. Она не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной. Что такое нормальные условия?
Дети. Не холодно и не жарко. Пусть так и будет: ни жары, ни мороза. Нормально!
Воспитатель. А если мороз? Хотя бы самый маленький - всего минус один градус? Как вы думаете, что произойдет с водой? (Ответы.) Да, вода станет твердой, замерзнет: превратится в твердое вещество - лед. Снег и лед - это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? (Они растают, превратятся в лужицу.) Давайте проверим!
Опыт 8
Перед каждым ребенком - по две тарелочки: в одной - ледяной кубик, в другой - снег. Дети наблюдают за состоянием кубиков льда и снега.
Водяной. Жалко, что снег растаял... Я люблю его есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?
Воспитатель. Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.
Опыт 9
Воспитатель наливает талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки. Дети наблюдают за происходящим и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелочке? (Грязная) Как она изменилась? (Стала чистой.) Какой стала промокательная бумага (салфетка)? (Грязной.) Чистый снег на улице? Будем его пробовать?
Водяной. Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу, и пробовать его не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.
Воспитатель. Итак, вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Водяной (загадывает загадку).
На свете нет ее сильнее!
На свете нет ее буйнее!
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать. (Вода.)
Воспитатель.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги -
Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Программа по самообразованию. Тема: "Опыты и эксперименты в природе, как одно из условий воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Формировать способность к творческому развитию...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
Картотека опытов и экспериментов старших дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...