«Использование инновационных технологий в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться достижениям нашей страны, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становится наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ведь детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.
Дети – это наше отражение. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам. Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму и использование инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены «сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения».
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Решению этих проблем способствует использование современных и нетрадиционных технологий. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей.
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора.
Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него будет личностно значимой.
В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей я использую такие технологии:
1. Проектная деятельность
Использование проектной деятельности формирует у детей критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей.
Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении.
Темы проектов могут быть разными, мы вместе с детьми реализовали следующие проекты: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «Театр», «Здравствуй, масленица». Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Виталий Бианки», «Сказки А.С. Пушкина». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
2.Лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования лэпбука состоит в том, что он информативен и полифункционален. Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Включение в организованную образовательную деятельность и в совместную деятельность детей и педагога использование «лэпбука», повышает интерес к занятиям, дети овладевают систематизированными знаниями и умениями, позволяющие адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его. У дошкольников формируются нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность их анализировать и оценивать; дети приобретают умение видеть, ценить и беречь красоту; проявлять терпение, милосердие, дружелюбие. Лэпбук создаётся непосредственно руками детей, взрослый принимает роль партнёра, который оказывает помощь.
Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».
3. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой на материале сказок, рассказов или драматизаций педагоги учат детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать им, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу. Из рассказов и особенно из сказок ребёнок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости.
Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Старшим дошкольникам читаем сказки Пушкина и Андерсена, весёлые стихи Маршака, поучительные поэмы В.Маяковского, рассказы Л.Толстого. Авторы высмеивает такие плохие качества характера как грубость, трусость, зазнайство, лень.
Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. Со старшими дошкольниками разбирают пословицы и поговорки, в них метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей, высмеиваются недостатки.
Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используем художественные средства. Например, рисование по сказке. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки, воплощают свои переживания, что развивает навыки, сочувствия, к судьбе и поступкам героев.
Мощным средством воспитания духовно-нравственных качеств личности является игра. В сюжетно-ролевой игре происходит приобретение тех нравственных отношений, которые дети наблюдают в жизни. Способствуем развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок: подвижные игры с персонажами сказок («Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка» и др.), настольно — печатные («Собери сказку», «Литературное лото» и др.), словесные игры («Сказка наизнанку», «Расскажи сказку по картинкам»), викторины по сказкам.
4. Детская агитбригада - действенная форма воспитания и образования детей дошкольного возраста, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.
Стили выступлений агитбригады могут быть разными:
- Разговорный жанр;
- Песни, частушки, стихи;
- Танцевальные композиции;
- Театрализованные сценки.
Коллектив детской агитационной бригады, является как носителем информации, рупором определенной идеи, которую необходимо донести до зрителя, используя различные выразительные средства, так и сам является объектом социализирующего процесса. Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (детям- дошкольникам) в занимательной форме прививать основные правила и понятия духовно-нравственного воспитания. Дети через деятельность в составе агитбригады приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов. Активная форма проведения позволяет каждому участнику реализовать свои творческие, коммуникативные способности, формировать у них позитивные жизненные установки.
5.«Интегрированный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольников».
Интегрированный подход образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
6. Доверительные беседы
Доверительные беседы – специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей.
Так как в своей деятельности я использую технологию «детская журналистика», то провожу доверительные беседы с детьми в форме интервью: «Возьмем интервью у мамы», «Как тебя ласково называют родители?», «У бабушке в гостях».
7.Игровые проблемные ситуации
Для того чтобы ребенок осознавая мог применить на практике полученный опыт, необходимо подготовить его (создать проблемно-игровую ситуацию, обыграть с ним) дать представления о духовной нравственности.
Проблемно-игровая ситуация – это специально организованная игра, основанная на простом сюжете, отражающем какую-либо жизненную проблему, которую необходимо разрешить.
Проблемные ситуации должны строиться в соответствии с возможностями, интересами и особенностями детей, учитывать их социальный опыт.
Проблемно-игровые ситуации с детьми могут быть посвящены таким темам: «Дорога домой», «Моя семья», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят», «В кругу друзей».
8. Технологии критического мышления
Технология Синквейн
Одним из эффективных методов духовно- нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн носит характер комплексного воздействия: дает возможность оценивать уровень усвоения пройденного материала каждым ребёнком, закреплять изучаемую тему, развивать связную речь, способствует развитию психических процессов, ребенку приходится из большого потока информационного материала выбирать самые существенные черты, детали, признаки предмета, самостоятельно делать и формулировать выводы.
Пример синквейнов составленных детьми на темы духовно-нравственного воспитания детей:
1.Фольклор.
Масленица
Широкая, веселая
Веселимся, шумим, пляшем
Угощу блинами и попрошу прощения
Праздник
2. Семья.
Семья
Дружная, добрая
Помогает, любит, оберегает
Опора в жизни человека
Дом
Технология «Кластер»
«Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.
Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.
В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно- нравственного развития детей: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.п.
Ценность использования «кластера» заключается в систематизации, имеющиеся у детей знаний по той или иной проблеме.
Технология скрайбинг
Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видео-скрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.
9. Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения этих знаний.
Использование аудио средств.
При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям, как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей.
Использование видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов.
Видеофильм имеет ряд особенностей - это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
На празднике посвященному «Дню матери» можно продемонстрировать мини-фильм «Мама – слово дорогое», который осуществит важную работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, поэтому целесообразно создать электронную тематическую картотека притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен, которые помогут в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать, и соответственно получить нужную нам информацию.
Отметим следующие преимущества мультимедийных презентаций:
- Использование различных мультимедийных презентаций оживит любой материал и упрощает восприятие презентации.
-Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации поднимают интерес детей.
-Мультимедийные презентации, созданные к определенному событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией.
Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и нетрадиционных технологий.
Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...
Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...
Использование инновационных технологий по физическому воспитанию детей в ДОУ
В статье отражены современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ....
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....