Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
статья по музыке

Свинарева Елена Петровна

Я участвовала в XXII Всероссийском конкурсе (региональный этап),который проводит "Воспитатели России". Вот такую работу предоставила на оценку жюри. на её основе создала видео-ролик и отправила на конкурс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Я, Свинарева Елена Петровна - музыкальный руководитель высшей категории детского сада №7 «Солнышко» города Белая Калитва Ростовской области. Музыкальный руководитель – это педагог по вокалу, концертмейстер, хореограф, сценарист, режиссер – постановщик, оформитель в одном лице и я этим занимаюсь 38 лет.

Я, как музыкальный руководитель, выполняю особую роль в воспитании ребенка, наполняю жизнь  детей в детском саду музыкой, сказкой, добротой, создаю благоприятный эмоциональный климат  взаимопонимания и любви. Я стараюсь не отставать от современных технологий и постоянно повышаю квалификацию в разных направлениях, что несомненно способствует всестороннему развитию воспитанников, формированию творческих способностей, а также развитию индивидуальных качеств средствами музыки, возможности добиваться высоких результатов.  Среди моих воспитанников есть дипломанты и победители Российских интернет – конкурсов, городского фестиваля детского творчества «Надежда». Моя позиция как педагога заключается в том, чтобы создать условия для приобщения детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности; повышая мотивационную готовность, сочетая традиционные средства обучения с применением ИКТ, сместив акценты музыкального восприятия от словесных представлений к наглядным образам; способствую  развитию личности ребенка. Я сама активно участвует в интернет - конкурсах педагогического мастерства, в работе сетевых профессиональных сообществ, и имею награды: дипломы за первые, вторые и третьи места в конкурсах для педагогов с детьми -  «Рассударики»,  «Талантоха», «Дружба талантов», « Дом знаний», «Солнечный свет»; грамоты Отдела Образования Белокалитвинского района, Усть-Белокалитвинского казачьего юрта, а так же  Благодарственное письмо Министерства Общего и Профессионального Образования Ростовской области. 

В каждой возрастной группе образовательная деятельность «Музыка» проводится два раза в неделю от 10 до 30 минут согласно возрасту детей.

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста настраивают и готовят дошколят для вступления в мир музыки, что важно для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, мира и себя.

Развивая музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память) выбираю музыкальный материал, формирую способность ребёнка воспринимать разностилевую музыку, прививаю вкус, развиваю певческий диапазон, знакомлю с азами теории музыки; учу слушать и слышать музыку; развиваю эмоциональность, сопереживание, способность созерцать; формирую способность передачи музыки через движение, пластику, развиваю двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувства партнёрства; увлекаю детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности.

Я много лет проработав с детьми, в процессе музыкальных занятий применяла различные технологии. По моему мнению, самым успешным было применение Квест-технологии. Эта педагогическая находка предполагает в качестве результата усвоения воспитанниками определенного комплекса знаний, умений, навыков, имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и обязательно имеет руководителя (наставника).

Работая в Квест – технологии образовательный процесс организую в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей, где педагог четко определяет вид квеста, цель, линию, процесс и ожидаемый результат.

В процессе музыкальных занятий с детьми Квест – технология - незаменимый помощник. Она усиливает стимуляцию и мотивацию к дальнейшей музыкальной деятельности. Ребенок, находясь постоянно в поиске, нацелен на результат и заинтересован развитием сюжета. Задания в квесте строятся на основе форм и видов музыкальной деятельности дошкольников: слушание, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Для того чтобы активизировать внимание и переключаемость во время слушания музыки включаю видеоряд к музыкальным произведениям и знакомстве с жанрами музыки. При этом активизируется словарь по теме, используются выразительные средства языка при описании образов; воспитываются элементы эстетики у детей старшего дошкольного возраста, они приучаются художественно воспринимать образы.

Чтобы легче узнавать и запоминать различные перестроения, элементы движений и их последовательность в танце использую мнемотаблицы и подговорки. У детей постепенно формируется развитие координации речи с движением, произвольность внимания, двигательный самоконтроль, целостность движений, активизируется воображение.

На квест – занятиях и не только, по картинкам-подсказкам разучиваю с детьми различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата. По картинкам-подсказкам (мнемотаблицы) дети узнают и запоминают тексты песен, видят направление мелодии – это помогает развивать зрительную память, логическое мышление, интонирование.

Чтобы развить у детей чувство ритма, темпа, лада, высоты звука - я использую музыкально-дидактические игры. При помощи программы SMART мною созданы интерактивные дидактические игры, использование которых на квест - занятиях, помогают мне поддерживать интерес детей и развивать их музыкальные способности.

Для развития координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации, в работе с детьми применяю «Хор рук». Данная форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».

Развивать коммуникативные навыки, двигательную координацию, чувство ритма способствуют коммуникативные танцы. Дети, исполняя такие танцы, на квест – занятиях и развлечениях, раскрепощаются эмоционально, что способствует созданию атмосферы приятия друг друга.

Использование на квест – занятиях крупномасштабно (через все тело) координационно-подвижные игры, которые дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием и способствует развитию всех перечисленных навыков.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Чем большее количество анализаторов используется в процессе развития музыкального слуха, тем полнее и прочнее знания детей.

Играя со звуками, я выделяю условно следующие направления:

-звучащие жесты и музыка моего тела;

-шумовые инструменты (традиционные и самодельные);

- музыка природы.

Игры типа «Послушай себя» использованные в квесте, позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Тактильные ощущения очень важны в развитии детей. Игра на детских музыкальных инструментах (бубнах, ложках, барабанах, трещотках, колокольчиках, маракасах, треугольниках, металлофонах, ксилофонах) - способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов: мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развитию мелкой моторики, двигательной реакции.

Развлечения с использованием Квест – технологии (квест – бродилки), увлекательны, познавательны и любимы детьми. Квест - занятия наполненное различными видами и формами музыкальной деятельности, помогают мне, как музыкальному руководителю, активизировать действия детей, оказывать необходимую помощь, подбадривать замкнутых, неуверенных в себе. Создавая благоприятный эмоциональный фон, побуждать детей к поиску творческих решений различных задач, что способствует детям реализовать свои потребности в общении с музыкой, желание попробовать себя в разнообразных видах музыкальной деятельности, проявить самостоятельность и творчество. Все это позволяет постепенно развивать у детей музыкальные способности, навыки музыкальной деятельности, содействовать социальной адаптации детей.

Контингент детей не однороден по степени освоения программы, поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят всем детям активно войти в мир музыки, развивать музыкальные способности, координацию слуха-голоса-зрения-движения, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

Проект « Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Введение Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и с...

Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....