Консультация для педагогов: «Особенности организации занятий по региональному компоненту»
консультация (старшая группа)
«Особенности организации занятий по региональному компоненту»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов: «Особенности организации занятий по региональному компоненту» | 344.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - д/с «Фантазия»
Консультация для педагогов:
«Особенности организации занятий по региональному компоненту»
Подготовила: Апатова Д.Р
г. Пыть – Ях
2022г.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко–культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, селу, Родине можно так же путем создания в ДОУ уголков природы, «Край, в котором я живу»
Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родногогорода(села). Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры региональной направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах
Взаимодействие с родителями.
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся беседы, родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду
Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни коренных жителей ХМАО, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей , сборники музыкальных произведений.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».
Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.
«Реализация регионального компонента
в системе образовательной работы с дошкольниками»
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше
об особенностях края, природы, истории;
- формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Я предлагаю примерный перечень этих знаний и умений при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе.
В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.
Комплексные программы "Детство", "Истоки" дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей.
В программе "Истоки" проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.
В обучении и воспитании детей:
- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.
Ведущие идеи:
Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;
Создание среды, направленной на адаптацию к современному социуму;
Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;
- профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на
основе общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы
сопровождения);
- обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями). Таким образом, если мы хотим воспитать настоящего полноценного будущего поколения, нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям, культуре.
Совместно с родителями можно:
• Собрать материал: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни и др.
• Организовать с детьми башкирские народные игры.
• Оформить фотоальбомы: «Наша семья» , «Наш детский сад» и т. д. ;
• Создать картотеки подвижных народных игр
• Организовать сюжетно – ролевые игры с региональным содержанием;
• Организовать и провести совместно с родителями фольклорные праздники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"
Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...
Консультация для педагогов «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...
Консультация для педагогов «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
Консультация для педагогов "Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками"
В консультации отмечено наиболее важные моменты организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Музыка одна из самых сильных по эффективности форм организации коррекционного, воспитательного и развиваю...