Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом,традициями семейских
проект (подготовительная группа)
Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по ознакомлению детей с культурой семейских | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШАРАЛДАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
ПРОЕКТ
«Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами»
Составители: Богомазова Е.Т.
Антонова Е.В.
С.Шаралдай
2022г.
Паспорт проекта.
Авторы проекта: Богомазова Е.Т.,Антонова Е.В.
Участники: воспитанники, воспитатели, социальные партнёры (Шаралдайский Дом Культуры, Музей – усадьба «Семейское подворье», Центр старообрядческой культуры села Шаралдай) и родители
Вид проекта: познавательно – творческий.
Реализация проекта рассчитана на совместную и самостоятельную деятельность, организацию деятельности на прогулках, экскурсиях, на индивидуальную работу с детьми и работу с родителями и социумом
Тип проекта: долгосрочный
Актуальность.
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет культуру, обычаи и традиции своего народа.
Инновация проекта:
- совершенствование системы работы по семейской народной культуре, при взаимодействии с социальными партнерами.
-инновационные подходы в НОД
Проблема: - низкий уровень знаний детей об истории, быте, традициях и обычаях семейских.
Гипотеза:
формирование знаний и развитие интереса к культуре и традициям семейских будет эффективным при соблюдении следующих условий: - создание предметно- развивающей среды;
-проведение систематического знакомства (обучение) с использованием традиционных и инновационных методов и приемов;
- привлечение к данной теме родителей и социальных партнёров.
Цель:
- приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и быту семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами.
Задачи:
- познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
- привлечь родителей и социальных партнёров в воспитательно - образовательный процесс.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, одеждой наших предков. Расширит представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Приобщит детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Принципы реализации:
Принцип историзма, согласно которому проект реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям: прошлое (давным-давно было), настоящее (сейчас, в наши дни) и будущее (скоро будет).
Принцип гуманизации, предполагающий умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации, который заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе этнокультурного образования с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности, реализующийся в сотрудничестве с разными социальными партнерами в естественном включении краеведческого материала в основную образовательную программу ДОУ и на основе интеграции разных образовательных областей
Принцип активности и самостоятельности, основанный на активном сотворчестве и сотрудничестве взрослых и детей:
Принцип наглядности, т.е. использование современных наглядных средств (презентации, клипы, слайд-шоу), которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников, согласно которому главная цель образования – ребенок, со своими особенностями, индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
Принцип успешности: дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности, основанный на воспитании у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми
Содержание проекта:
Работа с детьми:
непосредственно образовательная деятельность: беседы, заучивание стихов, чтение художественной литературы, экскурсии, развлечения и праздники.
Работа с родителями:
беседы, родительские собрания в нетрадиционной форме, папки – передвижки, экскурсии.
Методы обучения:
1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театральные игры);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический (участие в праздниках, развлечениях, фестивалях, экскурсиях).
Этапы работы:
Этапы | Мероприятия | Ответственный |
1.Подготовительный | 1.Сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе и мини –музеи «Семейская изба». 2.Составление тематического планирования мероприятий. | воспитатель и родители |
2. Практический. | Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность 1. НОД с презентацией «История появления семейских в Забайкалье» 2. НОД с презентацией «Семейская изба» 3. НОД «Домовая роспись» 4. НОД «Семейское подворье» 5. НОД «Знакомство с семейским народным костюмом» 6. Беседа с детьми «Семейская кухня» 7.Беседа с детьми на тему: «Праздники семейских» 8. НОД «Семейские народные игры» 9. Беседа с детьми «Семейская речь» Беседа с детьми «Семейские пословицы и поговорки» 3. Развлечение «Святки» 4. Праздник «Широкая Масленица» 5. НОД «Ознакомление детей с народным праздником «Сороки». 6.Экскурсия в музей «Семейское подворье»: Знакомство с предметами домашнего обихода, кухонной утвари и подворьем. 7.НОД «Осенние посиделки в Покров день». 8.Праздник «Святки» 9.Рассказы воспитателя -о семейской печи; о традициях семейского чаепития; -о семейском сарафане; -о деревянных ложках. 9. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, семейских народных игр. 10.Фестиваль «Пасхальная радость» 11.Ознакомлении детей с Православным праздником Пасха. Художественно – эстетическое развитие. 1.Рисование - Роспись: «Семейский сарафан», «Ставни», «Домовая роспись». 2. Аппликация: «Семейская изба» 3.Лепка: «Посуда» 4.Музыка: Разучивание частушек. -Слушание сборника песен семейских -Разучивание танца: «Субботея». 5.Развлечение: «Коляда, коляда». Развивающие игры: 1.Дидактические, познавательные, пальчиковые игры: -Д/и «В семейской горнице» -Д/и «Подбери головной убор к сарафану» -Пальчиковая игра «Маланья» 2.Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» 3. Подвижные игры: -«Ручеек» -«Салки» -«Горелки» -«Цепи кованные» - «Муку сеем» - «Золотые ворота» Ручной труд: -Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-обереги) - Физическое воспитание: 1. Спортивное развлечение: -«Карусель народных игр» «Здоровье» 2.Физминутки: -«Пильщики» -«Избушка бабы Яги» Взаимодействие с семьей. -Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». -Изготовление декорации «Семейская изба». -Сбор предметов для музея «Семейская изба». Взаимодействие с социальными партнёрами. Осенние посиделки на «Покров» Праздник «Осенние Кузьминки» Экскурсия в музей – усадьбу «Семейское подворье» Экскурсия в Центр старообрядческой культуры имени И.К. Калашникова Экскурсия в библиотеку «Золотые россыпи семейских» Мероприятие в Шаралдайском Доме Культуры «Пасхальные забавы» | воспитатель воспитатель воспитатель (совместно со школой) Коллектив детского сада воспитатель коллектив музея и Дома Культуры воспитатель и коллектив музея – усадьбы «Семейское подворье» воспитатель, коллектив Дома Культуры коллектив детского сада, ученики Шаралдайской СОШ воспитатель
воспитатель, коллектив Дома Культуры воспитатель, коллектив детского сада и Дома Культуры воспитатель, коллектив Дома Культуры воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель, коллектив Дома Культуры воспитатель, |
3.Заключительный. | Презентация по проекту «Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами.» | воспитатель |
Работа с детьми проводилась в несколько этапов. В первую очередь была собрана информация по данной теме и составлен план работы.
Совместно с родителями был создан мини - музей «Семейская изба», в котором собраны предметы быта семейских, а также макет русской печки и декорация «Семейская изба» К русской печке прилагаются сковородник, лопатка для хлеба, ухват и конечно же чугунок. Ну и какая же семейская изба без самопрялки и самовара. Экспонаты используются для проведения непрерывной образовательной деятельности, для различных мероприятий, и особенностью музея является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку (размещены на полках). Он может его не только рассматривать, но и трогать. Также для детей сшили семейские костюмы, для которых выбрали самые яркие ткани и ленты, ведь семейские костюмы были яркими и нарядными.
Для ознакомления старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием: плетением косичек и вязанию крючком, организована работа кружка «Разноцветные петельки». Благодаря кружковой работе развиваются художественно- творческие способности детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.
В совместной исследовательской и творческой деятельности, дети ознакомились с историей старообрядчества, узнали, кто такие «семейские», почему они получили такое название. Узнали от чего произошло слово «изба», как их строили, и какое было внутреннее убранство в избе, какие постройки были на семейском подворье, какими орудиями труда пользовались наши предки, какую одежду носили, как встречали гостей и чем угощали, и многое другое. Для закрепления пройденного материала вместе с детьми сочиняли сказки.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию, дети раскрашивали ставни, лепили посуду, рисовали по образцу, конструировали из строительного материала семейскую избу, изготовили аппликацию семейского сарафана, мастерили кукол.
На занятиях по физическому развитию дети познакомились с семейскими подвижными играми - «лапта», «капустка»); урожайными играми - «Пашем землю»; «Пахари и жнецы», «Бороним поле». Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Данные игры не носят соревновательный характер, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.
Хочется отметить, что для ознакомления и обучения детей мы использовали комплект учебных пособий, разработанных в рамках реализации проекта «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия». Данные пособия красочно оформлены, в них размещены дидактические игры, загадки, что не маловажно для детей.
Но конечно главная работа проходила при взаимодействии с нашими социальными партнёрами – коллективами Дома культуры села Шаралдай,, на базе которого открыт Центр Старообрядческой культуры и музея - усадьбы «Семейское подворье» имени Исая Калистратовича Калашникова.
Благодаря нашему сотрудничеству дети принимали участие в районных фестивалях, в музыкальном конкурсе «Душа народная», участвовали в дистанционном районном конкурсе «Коляда, Коляда», в котором заняли 3 место.
Вместе с коллективом музея организовали экскурсию детей в музей – усадьбу «Семейское подворье», где дети с интересом слушали и рассматривали предметы быта, орудия труда, постройки. Ведь окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям ощутить себя частью великого народа.
Была организована экскурсия в Центр старообрядческой культуры, дети узнали много интересного, после чего с ними поиграли в народные игры. Дети почувствовали себя частью семейской культуры.
Также нас пригласили в библиотеку, в Центр «Золотые россыпи семейских», в котором дети ознакомились с творчеством нашего земляка, писателя Исая Калистратовича Калашникова.
Совместно с коллективом Шаралдайского Дома Культуры провели итоговое мероприятие «Пасхальные забавы», в котором дети окунулись в атмосферу прошлого. Узнали, как наши предки праздновали «Пасху», играли в хороводные игры, катали яйца, участвовали в конкурсах. У детей осталась масса хороших впечатлений.
Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре своего народа.
Заключение
Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформировались нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся семейские народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
В дальнейшем, я думаю, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
Список литературы
1.Баженова С.В., «Домовая роспись семейских Забайкалья» - 2019.
2. Петрова Т.А., «История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках», - 2019.
3.. Петрова Т.А., «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с семьёй» - 2019.
4.Петрова Т.А., «Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забпйкалья» - 2019.
Интернет - ресурсы
5.http://briop.ru/images/UMKsem/Программа_Родники.pdf
6.https://infourok.ru/primernaya-rabochaya-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoli-veraksa-3204849.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»
Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с бытом , традициями русского народа.»
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с бытом , традициями русского народаЗнакомство с Русской печью».Эт...
Проект "Предметы быта, традиции и творчество русского народа"
Проект в младшей группе...
Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских»
Проект "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских»...
Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
laquo;Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,...
Презентация "Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских посредством взаимодействия с социальными партнёрами»
В презентации представлена работа по ознакомлению с культурой, бытом и традициями семейских...