Проект "Предметы быта, традиции и творчество русского народа"
методическая разработка (младшая группа)

Мракова Наталья Александровна

Проект в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА»  Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название проекта: «Предметы быта, традиции и творчество русского народа»

Образовательная область: познавательное развитие 

                                                                Выполнил воспитатель:

                                                                Мракова Н.А.

                                                                

г. Назарово

2016

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Недели

проекта

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Непосредственно образовательная деятельность

3–4 неделя

сентября

Конструирование «Теремок для матрешки»

Конструирование «Диванчик для дочки»

Музык/занятие «Знакомство с народными инструментами»

Рисование «Идет дождь»

Рисование «Веселые матрешки»

1-2 недели

октября

Муз/занятие «Жили у бабуси два веселых гуся»

Развитие речи «У бабушки в огороде»

3 – 4 неделя

октября

Аппликация «Роспись тарелочки»

Муз/занятие «Петрушка в гостях у ребят»

Рисование «Картина для Бабушки Арины»

2 неделя ноября

Аппликация «Укрась платье»

Развитие речи «Кукла в русском костюме»

3-4 недели ноября

Лепка «Валенки»

Рисование «Снежинки, как пушинки»

1-2 недели

декабря

Лепка «Оладушки и баранки» (соленое тесто)

Муз/занятие «В лесу родилась елочка»

2

Рассказывание

3-4 неделя

сентября

Просмотр презентации «Старинные предметы быта»

«Русские народные игры, кто в них играл?»

Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит»

1-2-3 недели

октября

«Для чего нужны считалки?»

Рассказ – беседа по ознакомлению с народными обычаями, традициями

Беседа «Как одевались в старину?»

«Какую одежду одевали русские девушки?»

2 неделя ноября

«Какая она – русская изба?"

«Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?»

3-4 недели ноября

«Что такое чаепитие?»

«Путешествие на ярмарку"

1-2 недели

декабря

«Красота филимоновских игрушек»

Беседа «Новогодние традиции»

3

Чтение художественной литературы

3-4 неделя

сентября

Потешка «Киска, киска, киска брысь»

Русская народная сказка «Гуси лебеди»

Потешки про солнышко

Заучивание скороговорки «Кукушка кукушонку»

1-2 недели

октября

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Стихотворение «Дымковский индюк»

3 неделя

октября

Потешка «Как у нашего кота…»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Русская народная сказка  «Заюшкина избушка».

4 неделя октября

Р/н сказка «Три медведя»

Р/н сказка «Лисичка со скалочкой»

2 неделя ноября

Р/н сказка «По щучьему велению»

Сказка р/н «Снегурушка и лиса»

3-4 недели ноября

Потешка «Улитка-улитка»

«Чудесный сундучок» (загадки)

1-2 недели

декабря

Потешка «Чики-чики-чикалочки»

Потешка «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Р/н сказка «Снегурочка»

Потешка «Тили-бом! Тили-бом»

4

Игры  

3-4 неделя

сентября

П/и «У медведя во бору»

Игра «Кто позвал?»

Д/и «Угадай по звуку»

Пальч/игра «Сорока-белобока»

1-2 недели

октября

Д/и «Узнай, из какой сказки герой»

П/и «Кто быстрее соберет овощи»

3-4 неделя

октября

Д/и «Назови сказку»

П/и «Море волнуется»

Д/и «Парные картинки»

П/и «Выжигала»

Х/и «Колпачок»

2 неделя ноября

Пальчиковая игра «Замок»

Х/и «Вышел Ваня погулять»

Х/и «Каравай»

3-4 недели ноября

П/и «Зайка серенький сидит»

Игра «Гуси-лебеди»

1-2 недели

декабря

П/и «Кот и мыши»

П/и «Мороз – красный нос»

5

Художественно-творческая деятельность:

3-4 неделя

сентября

Лепка «Угощение для котика»

Аппликация «Фартук для куклы»

Рисование «Ой травушка-муравушка растет»

Рисование «Украсим фартук»

1-2 недели

октября

Рисование «Красивые носочки»

4 неделя октября

Лепка «Угостим Петушка горохом»

Рисование «Обведи и раскрась репку»

3-4 недели ноября

Раскрашивание дымковской игрушки

1-2 недели

декабря

Лепка «Горшочек для цветочка»

Рисование «Укрась тарелочку»

6

Познавательная деятельность    

4 неделя

сентября

Куклы в народных костюмах

Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды»

2 неделя октября

Беседа «Как раньше жили»

Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

3-4 недели ноября 

Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды»

1-2 недели

декабря

«Что у нас в музее?»

«Матушка – печка, укрась своих детушек»

7

Итоговое мероприятие

2 неделя

декабря

игра-развлечение «Испекли мы каравай»

Проект

Название проекта: Предметы быта, традиции и творчество русского народа.

Тема проекта: Формирование первоначальных знаний и представлений о жизни русского народа.

Проблемное поле проекта:

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с младшего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.         Проблема заключается в том, что в наше время  дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками.

Педагогические методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

  • Наглядный (рассматривание иллюстраций, предметов)
  • Словесный (беседы, рассказывание, чтение х/л)
  •    Практический (рисование, лепка, аппликация)
  • Игровой (дидактические, подвижные, пальчиковые игры)

Цель: Создание условий для формирования первоначальных  представлений у детей о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи:

  • формировать представление детей младшего возраста о красивых предметах быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений;
  • реализовать потребность детей младшего дошкольного возраста в общении  со сверстниками и взрослыми; активизировать словарь по теме;
  • развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном, русской печкой);
  • Развивать нравственно-патриотические чувства, такие как: сопереживание, доброта, честность;
  • развивать познавательные и творческие способности детей.

Планируемые результаты

Личностные качества: 

  • проявляет устойчивый интерес к предметам русского быта, к культуре и традициям русского народа;
  • стремится к общению со взрослыми и сверстниками;
  • Проявляет уважение к русской народной культуре.

Интеллектуальные качества:

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • способен действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта художественно-творческой деятельности;
  • проявляет интерес к стихам, сказкам, к русскому фольклору, рассматриванию сюжетных картинок;
  • способен обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых.
  • формирование у детей положительного отношения к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции.

Физические качества:

  • стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, прыжки, и др.).
  • способен к волевым  усилиям (закончить рисунок, аппликацию).

Сценарий совместной деятельности по решению задач  

  • Ознакомление родителей с проектом «Предметы быта, традиции и творчество русского народа»:

Воспитатели проводят беседы  с родителями о значимости создания проекта и его реализации.

Распределяются задания между родителями.

Проводятся консультации для родителей по теме проекта.

  • Творческая деятельность детей:

Аппликация «Фартук для куклы»

Рисование «Ой травушка-муравушка растет»,  «Веселые матрешки»

Лепка «Горшочек для цветочка»

Лепка «Угощение для котика»

Рисование «Украсим фартук»

Рисование «Красивые носочки»

Лепка «Угостим Петушка горохом»,  «Оладушки и баранки», «Валенки»

Рисование «Обведи и раскрась репку»

Рисование «Укрась тарелочку»

Раскрашивание дымковской игрушки.

  • Познавательная деятельность детей:

Рассматривание предметов быта

Куклы в народных костюмах

Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды»

«Что у нас в музее?»

Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды»

Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Беседа «Как раньше жили»

«Матушка – печка, укрась своих детушек».

Ключевые моменты проекта

  • Формы работы по введению участников проекта в тему:

Воспитатели:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о русском быте);
  • Подбор наглядного материала;
  • Подбор игрушек, дидактических игр;
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта;
  • Подбор материала для продуктивной деятельности;
  • Составление плана работы над проектом;
  • Консультации для родителей по теме проекта.

Дети:

  • Рассматривание иллюстративного, наглядного материала по теме проекта

Родители:

  • Сбор необходимого материала для создания в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
  • Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта

Воспитатели:

  • Беседа с детьми познавательного характера
  • Организация предметно – развивающей среды по теме
  • Проведение НОД, игр
  • Чтение худ/литературы
  • Оформление творческой деятельности
  • Организация выставки-музея
  • Подготовка к итоговому мероприятию.

Дети:

  • Рассматривание наглядного, иллюстративного материала
  • Знакомство с литературными произведениями по теме проекта
  • Заучивание потешек, стихотворений
  • Игровая, двигательная деятельность
  • Творческая деятельность по теме проекта
  • Участие в итоговом мероприятии.

Родители:

  • Помощь в реализации проекта, в создании выставки-музея
  • Участие в итоговом мероприятии
  • Изготовление альбомов «Народные промыслы»

Описание продукта, полученного в результате проекта

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы)
  • Создание выставки-музея
  • Изготовление альбомов «Народные промыслы»
  • Выставка детских рисунков, поделок по теме проекта.

Дети реализуют полученные ранее навыки лепки; закрепляют навыки аккуратности при выполнении аппликаций.

Итоговое мероприятие: игра-развлечение «Испекли мы каравай»

Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского устного народного творчества, приобщение малышей к веселому радостному настроению; развитие двигательной активности (хоровод), употребление «каравая» в пищу, как блюдо русской кухни.

Вид проекта – познавательно-творческий

Состав участников:  дети второй младшей группы № 5 «Красная шапочка» в составе 20 человек (15 девочек, 5 мальчиков).

Воспитатели группы Мракова Н.А., Жеребцова Н.А.

Музыкальный руководитель Кузнецова И.А.

Родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей

№№

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы;

составление устных рассказов по сюжетной картинке;  отгадывание загадок;  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация); театрализованная деятельность.

Продолжать развивать навыки театрализованной деятельности; развивать творческую деятельность детей.

Развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук.

2

Речевое развитие

Беседы с детьми, рассказы воспитателя и вопросы по содержанию, рассматривание картинок по теме проекта.

Чтение стихотворений, сказок по теме проекта, заучивание потешек.

Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие;

обогащать словарь точными глаголами и прилагательными; развивать  речь; подводить к освоению простых способов словообразованию. Учить самостоятельно строить высказывания из 1-2 фразы.

Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки.

3

Познавательное развитие

Беседы, рассказы воспитателя;

рассматривание иллюстраций, предметов русского быта, тематических картинок;

дидактические игры; знакомство с народными инструментами.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действий; развитие творческой активности; познакомить детей с русскими народными инструментами; прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

4

Социально-коммуникативное развитие

Беседы, рассказы воспитателя;

рассматривание иллюстраций, тематических картинок;

дидактические, подвижные игры.

Формировать у детей интерес к предметам старины.

Развивать  речевую активность.

Воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками. 

5

Физическое развитие

Проведение физминуток, подвижных, музыкальных игр, игры-развлечения.

Знакомить с русскими народными играми, формировать умение в них играть; приобщать детей к истокам русской народной культуры; развивать двигательную активность; закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, орие-ться в пространстве.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта 

  • Центр «Красочки»

В центре  находятся различные материалы для творческой деятельности по теме проекта. Стойка-выставка поделок из пластилина. Раскраски, картинки по теме проекта.

  • Центр «Медвежонок Пух»

В центре находятся книжки по тематике проекта (стихи, потешки, загадки, сказки).

  • Центр «Речевичок»

Наглядный материал для детей (иллюстрации, фотографии, зарисовки). 

  • Центр «Игралочка»

Игрушки: куклы, одежда для кукол, набор кукольной посуды для сюжетных игр.

  • Центр «Ряженья»

Русские народные костюмы, сшитые для детей.

  • Центр «Познавайка»

Выставка-музей «Предметы русского быта», альбомы «Народные промыслы».

  • Центр «Певунчики»

Музыкальные инструменты.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года – осень-зима

Продолжительность проекта  - 3 месяца (с 15 сентября по 15 декабря)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

- Подбор метод/литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор наглядного материала

- Организация развивающей среды в группе

- Планирование деятельности всех участников проекта

3,4 недели сентября

2

Аналитический

Анализ собранного наглядного материала

Планирование НОД, дидактических игр, сюжетных, подвижных, музыкальных игр.

3,4 недели сентября

3

Практический

 -  Дети:

Знакомство с предметами русского быта, с традициями и творчеством русского народа.

Знакомство с русскими народными играми.

Разучивание потешек, игр; знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание р.н. песен.

Создают рисунки, поделки по теме проекта.

 - Воспитатели:

Проведение НОД.

Чтение худ/литературы.

Проведение игр по теме проекта.

Организация и оформление выставки-музея предметов народного быта и культуры.

Консультация «Русские народные традиции»

Консультация «Русский самовар и чаепитие на руси»

Беседа «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Родители:

Создание альбомов «Народные промыслы».

Участие в выставке – музее предметов народного быта и культуры.

15 сентября – 15 декабря

4

Презентационный

Выставка-музей «Предметы народного быта и культуры»

Выставка творческой деятельности детей

Мероприятие игра-развлечение «Испекли мы каравай»

Информация на сайт о проекте

1,2 недели декабря

5

Контрольный

Отзывы родителей о проекте

2 неделя декабря

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Занятия

НОД:  «Теремок для матрешки», «Диванчик для дочки», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Роспись тарелочки», «Укрась платье», «Валенки», «Оладушки и баранки», «Знакомство с народными инструментами»,

«У бабушки в огороде». «Петрушка в гостях у ребят», «Кукла в русском костюме». «В лесу родилась елочка», «Веселые матрешки», «Идет дождь», «Картина для Бабушки Арины», «Снежинки, как пушинки».

15 сентября – 15 декабря

2

Познавательная деятельность    

Куклы в народных костюмах

Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды»

«Что у нас в музее?»

Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды»

Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.

Беседа «Как раньше жили»

«Матушка – печка, укрась своих детушек»

15 сентября – 15 декабря

3

Самостоятельная работа детей

Аппликация «Фартук для куклы»

Рисование «Ой травушка-муравушка растет»

Лепка «Горшочек для цветочка»

Лепка «Угощение для котика»

Рисование «Украсим фартук»

Рисование «Красивые носочки»

Лепка «Угостим Петушка горохом»

Рисование «Обведи и раскрась репку»

Рисование «Укрась тарелочку»

Раскрашивание дымковской игрушки

15 сентября – 15 декабря

4

Взаимодействие с родителями

-Привлечение родителей  к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.

-Привлечение к созданию альбомов «Народные промыслы»

-Демонстрация детских рисунков

15 сентября – 15 декабря

5

Итоговое мероприятие

Игра-развлечение «Испекли мы каравай»

2 неделя декабря

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиции и быт русского народа"

Конспект занятия для старших дошкольников....

Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...

Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"

Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...

Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.

На основе проведенных мероприятий воспитывать интерес детей к русской народной культуре....

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».

Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...

«Традиции и обычаи русского народа»

Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи  русского народа»...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...