Проект "Предметы быта, традиции и творчество русского народа"
методическая разработка (младшая группа)
Проект в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_predmety_byta_traditsii_i_tvorchestvo_russkogo_naroda.docx | 56.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Предметы быта, традиции и творчество русского народа»
Образовательная область: познавательное развитие
Выполнил воспитатель:
Мракова Н.А.
г. Назарово
2016
Проектная карта | |||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Недели проекта | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |||
1 | Непосредственно образовательная деятельность | 3–4 неделя сентября | Конструирование «Теремок для матрешки» | Конструирование «Диванчик для дочки» | Музык/занятие «Знакомство с народными инструментами» | Рисование «Идет дождь» | Рисование «Веселые матрешки» |
1-2 недели октября | Муз/занятие «Жили у бабуси два веселых гуся» | Развитие речи «У бабушки в огороде» | |||||
3 – 4 неделя октября | Аппликация «Роспись тарелочки» | Муз/занятие «Петрушка в гостях у ребят» | Рисование «Картина для Бабушки Арины» | ||||
2 неделя ноября | Аппликация «Укрась платье» | Развитие речи «Кукла в русском костюме» | |||||
3-4 недели ноября | Лепка «Валенки» | Рисование «Снежинки, как пушинки» | |||||
1-2 недели декабря | Лепка «Оладушки и баранки» (соленое тесто) | Муз/занятие «В лесу родилась елочка» | |||||
2 | Рассказывание | 3-4 неделя сентября | Просмотр презентации «Старинные предметы быта» | «Русские народные игры, кто в них играл?» | Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» | ||
1-2-3 недели октября | «Для чего нужны считалки?» | Рассказ – беседа по ознакомлению с народными обычаями, традициями | Беседа «Как одевались в старину?» | «Какую одежду одевали русские девушки?» | |||
2 неделя ноября | «Какая она – русская изба?" | «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» | |||||
3-4 недели ноября | «Что такое чаепитие?» | «Путешествие на ярмарку" | |||||
1-2 недели декабря | «Красота филимоновских игрушек» | Беседа «Новогодние традиции» | |||||
3 | Чтение художественной литературы | 3-4 неделя сентября | Потешка «Киска, киска, киска брысь» | Русская народная сказка «Гуси лебеди» | Потешки про солнышко | Заучивание скороговорки «Кукушка кукушонку» | |
1-2 недели октября | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Стихотворение «Дымковский индюк» | |||||
3 неделя октября | Потешка «Как у нашего кота…» | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Русская народная сказка «Заюшкина избушка». | ||||
4 неделя октября | Р/н сказка «Три медведя» | Р/н сказка «Лисичка со скалочкой» | |||||
2 неделя ноября | Р/н сказка «По щучьему велению» | Сказка р/н «Снегурушка и лиса» | |||||
3-4 недели ноября | Потешка «Улитка-улитка» | «Чудесный сундучок» (загадки) | |||||
1-2 недели декабря | Потешка «Чики-чики-чикалочки» | Потешка «Как по снегу, по метели трое саночек летели» | Р/н сказка «Снегурочка» | Потешка «Тили-бом! Тили-бом» | |||
4 | Игры | 3-4 неделя сентября | П/и «У медведя во бору» | Игра «Кто позвал?» | Д/и «Угадай по звуку» | Пальч/игра «Сорока-белобока» | |
1-2 недели октября | Д/и «Узнай, из какой сказки герой» | П/и «Кто быстрее соберет овощи» | |||||
3-4 неделя октября | Д/и «Назови сказку» | П/и «Море волнуется» | Д/и «Парные картинки» | П/и «Выжигала» | Х/и «Колпачок» | ||
2 неделя ноября | Пальчиковая игра «Замок» | Х/и «Вышел Ваня погулять» | Х/и «Каравай» | ||||
3-4 недели ноября | П/и «Зайка серенький сидит» | Игра «Гуси-лебеди» | |||||
1-2 недели декабря | П/и «Кот и мыши» | П/и «Мороз – красный нос» | |||||
5 | Художественно-творческая деятельность: | 3-4 неделя сентября | Лепка «Угощение для котика» | Аппликация «Фартук для куклы» | Рисование «Ой травушка-муравушка растет» | Рисование «Украсим фартук» | |
1-2 недели октября | Рисование «Красивые носочки» | ||||||
4 неделя октября | Лепка «Угостим Петушка горохом» | Рисование «Обведи и раскрась репку» | |||||
3-4 недели ноября | Раскрашивание дымковской игрушки | ||||||
1-2 недели декабря | Лепка «Горшочек для цветочка» | Рисование «Укрась тарелочку» | |||||
6 | Познавательная деятельность | 4 неделя сентября | Куклы в народных костюмах | Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды» | |||
2 неделя октября | Беседа «Как раньше жили» | Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. | |||||
3-4 недели ноября | Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды» | ||||||
1-2 недели декабря | «Что у нас в музее?» | «Матушка – печка, укрась своих детушек» | |||||
7 | Итоговое мероприятие | 2 неделя декабря | игра-развлечение «Испекли мы каравай» |
Проект
Название проекта: Предметы быта, традиции и творчество русского народа.
Тема проекта: Формирование первоначальных знаний и представлений о жизни русского народа.
Проблемное поле проекта:
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с младшего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Проблема заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками.
Педагогические методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, предметов)
- Словесный (беседы, рассказывание, чтение х/л)
- Практический (рисование, лепка, аппликация)
- Игровой (дидактические, подвижные, пальчиковые игры)
Цель: Создание условий для формирования первоначальных представлений у детей о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
- формировать представление детей младшего возраста о красивых предметах быта, произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений;
- реализовать потребность детей младшего дошкольного возраста в общении со сверстниками и взрослыми; активизировать словарь по теме;
- развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (прялкой, веретеном, русской печкой);
- Развивать нравственно-патриотические чувства, такие как: сопереживание, доброта, честность;
- развивать познавательные и творческие способности детей.
Планируемые результаты
Личностные качества:
- проявляет устойчивый интерес к предметам русского быта, к культуре и традициям русского народа;
- стремится к общению со взрослыми и сверстниками;
- Проявляет уважение к русской народной культуре.
Интеллектуальные качества:
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- способен действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта художественно-творческой деятельности;
- проявляет интерес к стихам, сказкам, к русскому фольклору, рассматриванию сюжетных картинок;
- способен обращаться с вопросами и просьбами, понимать речь взрослых.
- формирование у детей положительного отношения к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции.
Физические качества:
- стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание, прыжки, и др.).
- способен к волевым усилиям (закончить рисунок, аппликацию).
Сценарий совместной деятельности по решению задач
- Ознакомление родителей с проектом «Предметы быта, традиции и творчество русского народа»:
Воспитатели проводят беседы с родителями о значимости создания проекта и его реализации.
Распределяются задания между родителями.
Проводятся консультации для родителей по теме проекта.
- Творческая деятельность детей:
Аппликация «Фартук для куклы»
Рисование «Ой травушка-муравушка растет», «Веселые матрешки»
Лепка «Горшочек для цветочка»
Лепка «Угощение для котика»
Рисование «Украсим фартук»
Рисование «Красивые носочки»
Лепка «Угостим Петушка горохом», «Оладушки и баранки», «Валенки»
Рисование «Обведи и раскрась репку»
Рисование «Укрась тарелочку»
Раскрашивание дымковской игрушки.
- Познавательная деятельность детей:
Рассматривание предметов быта
Куклы в народных костюмах
Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды»
«Что у нас в музее?»
Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды»
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Беседа «Как раньше жили»
«Матушка – печка, укрась своих детушек».
Ключевые моменты проекта
- Формы работы по введению участников проекта в тему:
Воспитатели:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о русском быте);
- Подбор наглядного материала;
- Подбор игрушек, дидактических игр;
- Сбор материала необходимого для реализации проекта;
- Подбор материала для продуктивной деятельности;
- Составление плана работы над проектом;
- Консультации для родителей по теме проекта.
Дети:
- Рассматривание иллюстративного, наглядного материала по теме проекта
Родители:
- Сбор необходимого материала для создания в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
- Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта
Воспитатели:
- Беседа с детьми познавательного характера
- Организация предметно – развивающей среды по теме
- Проведение НОД, игр
- Чтение худ/литературы
- Оформление творческой деятельности
- Организация выставки-музея
- Подготовка к итоговому мероприятию.
Дети:
- Рассматривание наглядного, иллюстративного материала
- Знакомство с литературными произведениями по теме проекта
- Заучивание потешек, стихотворений
- Игровая, двигательная деятельность
- Творческая деятельность по теме проекта
- Участие в итоговом мероприятии.
Родители:
- Помощь в реализации проекта, в создании выставки-музея
- Участие в итоговом мероприятии
- Изготовление альбомов «Народные промыслы»
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы)
- Создание выставки-музея
- Изготовление альбомов «Народные промыслы»
- Выставка детских рисунков, поделок по теме проекта.
Дети реализуют полученные ранее навыки лепки; закрепляют навыки аккуратности при выполнении аппликаций.
Итоговое мероприятие: игра-развлечение «Испекли мы каравай»
Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского устного народного творчества, приобщение малышей к веселому радостному настроению; развитие двигательной активности (хоровод), употребление «каравая» в пищу, как блюдо русской кухни.
Вид проекта – познавательно-творческий
Состав участников: дети второй младшей группы № 5 «Красная шапочка» в составе 20 человек (15 девочек, 5 мальчиков).
Воспитатели группы Мракова Н.А., Жеребцова Н.А.
Музыкальный руководитель Кузнецова И.А.
Родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественной литературы; составление устных рассказов по сюжетной картинке; отгадывание загадок; продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация); театрализованная деятельность. | Продолжать развивать навыки театрализованной деятельности; развивать творческую деятельность детей. Развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук. |
2 | Речевое развитие | Беседы с детьми, рассказы воспитателя и вопросы по содержанию, рассматривание картинок по теме проекта. Чтение стихотворений, сказок по теме проекта, заучивание потешек. | Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие; обогащать словарь точными глаголами и прилагательными; развивать речь; подводить к освоению простых способов словообразованию. Учить самостоятельно строить высказывания из 1-2 фразы. Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки. |
3 | Познавательное развитие | Беседы, рассказы воспитателя; рассматривание иллюстраций, предметов русского быта, тематических картинок; дидактические игры; знакомство с народными инструментами. | Развивать любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действий; развитие творческой активности; познакомить детей с русскими народными инструментами; прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Беседы, рассказы воспитателя; рассматривание иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные игры. | Формировать у детей интерес к предметам старины. Развивать речевую активность. Воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками. |
5 | Физическое развитие | Проведение физминуток, подвижных, музыкальных игр, игры-развлечения. | Знакомить с русскими народными играми, формировать умение в них играть; приобщать детей к истокам русской народной культуры; развивать двигательную активность; закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, орие-ться в пространстве. |
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Центр «Красочки»
В центре находятся различные материалы для творческой деятельности по теме проекта. Стойка-выставка поделок из пластилина. Раскраски, картинки по теме проекта.
- Центр «Медвежонок Пух»
В центре находятся книжки по тематике проекта (стихи, потешки, загадки, сказки).
- Центр «Речевичок»
Наглядный материал для детей (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
- Центр «Игралочка»
Игрушки: куклы, одежда для кукол, набор кукольной посуды для сюжетных игр.
- Центр «Ряженья»
Русские народные костюмы, сшитые для детей.
- Центр «Познавайка»
Выставка-музей «Предметы русского быта», альбомы «Народные промыслы».
- Центр «Певунчики»
Музыкальные инструменты.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года – осень-зима
Продолжительность проекта - 3 месяца (с 15 сентября по 15 декабря)
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | - Подбор метод/литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. - Подбор наглядного материала - Организация развивающей среды в группе - Планирование деятельности всех участников проекта | 3,4 недели сентября |
2 | Аналитический | Анализ собранного наглядного материала Планирование НОД, дидактических игр, сюжетных, подвижных, музыкальных игр. | 3,4 недели сентября |
3 | Практический | - Дети: Знакомство с предметами русского быта, с традициями и творчеством русского народа. Знакомство с русскими народными играми. Разучивание потешек, игр; знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание р.н. песен. Создают рисунки, поделки по теме проекта. - Воспитатели: Проведение НОД. Чтение худ/литературы. Проведение игр по теме проекта. Организация и оформление выставки-музея предметов народного быта и культуры. Консультация «Русские народные традиции» Консультация «Русский самовар и чаепитие на руси» Беседа «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Родители: Создание альбомов «Народные промыслы». Участие в выставке – музее предметов народного быта и культуры. | 15 сентября – 15 декабря |
4 | Презентационный | Выставка-музей «Предметы народного быта и культуры» Выставка творческой деятельности детей Мероприятие игра-развлечение «Испекли мы каравай» Информация на сайт о проекте | 1,2 недели декабря |
5 | Контрольный | Отзывы родителей о проекте | 2 неделя декабря |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Занятия | НОД: «Теремок для матрешки», «Диванчик для дочки», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Роспись тарелочки», «Укрась платье», «Валенки», «Оладушки и баранки», «Знакомство с народными инструментами», «У бабушки в огороде». «Петрушка в гостях у ребят», «Кукла в русском костюме». «В лесу родилась елочка», «Веселые матрешки», «Идет дождь», «Картина для Бабушки Арины», «Снежинки, как пушинки». | 15 сентября – 15 декабря |
2 | Познавательная деятельность | Куклы в народных костюмах Рассматривание иллюстраций «Предметы русской посуды» «Что у нас в музее?» Рассматривание иллюстраций «Предметы одежды» Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. Беседа «Как раньше жили» «Матушка – печка, укрась своих детушек» | 15 сентября – 15 декабря |
3 | Самостоятельная работа детей | Аппликация «Фартук для куклы» Рисование «Ой травушка-муравушка растет» Лепка «Горшочек для цветочка» Лепка «Угощение для котика» Рисование «Украсим фартук» Рисование «Красивые носочки» Лепка «Угостим Петушка горохом» Рисование «Обведи и раскрась репку» Рисование «Укрась тарелочку» Раскрашивание дымковской игрушки | 15 сентября – 15 декабря |
4 | Взаимодействие с родителями | -Привлечение родителей к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта. -Привлечение к созданию альбомов «Народные промыслы» -Демонстрация детских рисунков | 15 сентября – 15 декабря |
5 | Итоговое мероприятие | Игра-развлечение «Испекли мы каравай» | 2 неделя декабря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Традиции и быт русского народа"
Конспект занятия для старших дошкольников....
Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...
Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...
Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.
На основе проведенных мероприятий воспитывать интерес детей к русской народной культуре....
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».
Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...
«Традиции и обычаи русского народа»
Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи русского народа»...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...