Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №16 «Золотой ключик»
Проект: «Родной свой край люби и знай»
Воспитатель: Берендеева Т.И.
«Человеку никак нельзя жить без
Родины, как нельзя жить без сердца.»
Актуальность.
Родина отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большое общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре, малой родине.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Константин Симонов в стихотворении «Родин» пишет:
Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину, такую, какой ее ты в детстве увидал
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми мыслями, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором где посадил первое деревце.
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающем миром осуществляется через традиции свой социкультурной среды – местной историко – культурные, национальные, географические, климатические особенности регионов. При этом важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края. Краеведение - социально-значимое и необходимое направление, которое я избрала в работе с детьми.
Цель: Формировать чувство патриотизма:
Любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанных на ознакомлении дошкольников с исторических, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Задачи: 1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.
2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.
3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.
4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщении их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.
5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.
Вид проекта: Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.
Целевая аудитория проекта: Воспитатель, родители, дети.
Принципы и подходы к формированию содержания проекта:
- Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми. Данный принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – личность каждого ребенка и взрослого, их свобода и достоинство. Гуманизация обеспечивает осуществление личностно-ориентированной модели педагогического процесса, которая предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности ребенка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю и отечеству.
- Принцип ненасилия создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных ситуаций в быту детского сада, личного восприятия конкретных поступков: предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
- Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента Смоленского края, национальной культуры, быта, традиции. Этот принцип является основой для целостности восприятия мира.
- Принцип целостности педагогического процесса обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.
- Принцип полноты предусматривает вхождение детей во все доступные миры ( от мира семьи до мира России) в процессе освоения всех видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
- Принцип единства мировой и национальной культуры, как системообразующее условие к искусству.
- Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Планируемые итоги:
1. Сформированность нравственно-патриотических чувств детей.
2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края.
3. Применение полученных знаний в досуговый, продуктивной, игровой деятельности, в добрых делах и поступках на благо Родины, родного края.
4. Интерес и уважение к традициям и обычаем русского народа, уважение и любовь к родной земле.
5. Эмоционального восприятия окружающего и социальной действительности.
Реализация проекта через:
- НОД – познавательная деятельность.
- Совместную деятельность педагогов и детей.
- Работу педагогов и родителей.
- Совместную свободную деятельность детей и родителей.
- Создание предметно- развивающей среды.
Ознакомление с окружающим и социальной действительностью:
- Россия – Родина, многонациональная страна, столица Москва.
- Смоленск – один из самых древних городов Руси.
- История возникновения родного города Сафонова.
- Сафоново – город трудовой славы.
- «Родные просторы» (знакомство с достопримечательностями – памятниками города Сафоново)
- Заповедники Смоленского края.
- Ими гордится Смоленщина «На космическом корабле Восток».
- Родной край в поэзии (М. И. Исаковский, А. Т. Твардовский, Н. И. Рыленков).
- Знакомство с героями сафоновцами и смолянами (герои и ветераны войны).
- Физкультурно-оздоровительный спортивный праздник «Защитникам Отечества посвящается».
- Выставка рисунков детей ко Дню Победы «Защитники Родины».
- Выставка рисунков детей «Мой город Сафоново, мой дом, моя улица».
- НОД по ознакомлению с народным творчеством и народными праздниками «В гостях у Василисы прекрасной».
- НОД – конкурс знатоков города Сафонова.
- Хороводы, игры Смоленского края.
- Праздники: Колядки, Пасха, Крещение, Троица, Спас, обычаи и традиции.
Совместная деятельность педагогов и детей:
- Целевая прогулка «Путешествие по городу Сафоново» (цель: знакомить с городом и его достопримечательностями).
- Экскурсия в детскую библиотека, знакомство с поэтами и писателями родного края (цель: знакомить с известными людьми города).
- Экскурсия «Улицы моего города» (цель: знакомить с городом и его достопримечательностями).
- Посещение историко-краеведческого музея города Сафоново (цель: знакомить с историей и природой города Сафоново)
- Обзорная экскурсия по городу Смоленску «Фотовыставка, открытки, альбомы».
- Экскурсия в городской парк культуры и отдыха (цель: создать радостное настроение).
- Экскурсия к памятникам героям-воинам ВОВ города Сафоново (цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство переживания).
- Викторина «Люби и знай свой край».
- Игра «Путешествие по карте Смоленской области».
- Развлечение-викторина: «За мир, за страну».
- КВН «Моя страна Россия» (русские народные игры, игры народов мира).
- Музыкально – эстетический досуг «Веселая ярмарка» ( история развития промыслов родного края).
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Наш город».
- Фольклорные посиделки «В русской избе».
- Творческая мастерская «Поэзия народного костюма» ( одежда наших предков).
- Презентация для родителей «Край родной Сафоново».
Совместная свободная деятельность детей и родителей. Рекомендации:
- Домашние чтение, чтение художественной литературы о Смоленске, о России, о родной природе.
- Создание фотоальбома «Моя семья».
- Посетить художественную выставку родного города «Встреча с прекрасным».
- Посетить выставку народно-прикладного искусства «Город мастеров», посвященную Дню города Сафоново.
- Участие детей и родителей в народных гуляниях на празднике «Проводы русской зимы» и «Масленица».
- Выезд детей и родителей в областной драматический театр.
- 9 Мая День победы. Посещение родителями совместно с детьми исторического памятника, в честь погибших воинов, защитников города Сафоново в годы ВОВ в центре города.
Создание предметной среды:
- Зеленая комната «Природы родного края».
- Изостудия кружок «Веселые капельки» изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства Смоленской области.
- Фольклорный кружок «Ладушки» (НОД, досуги, народные праздники, конкурсы, индивидуальная работа с детьми).
- Экологический кружок «Юный эколог» (природно-эстетическое своеобразие родного края: НОД, экскурсии, целевые прогулки, опыты, исследования, игры).
- Территория детского сада: подвижные игры, досуги на спортивной площадке.
Природоведческая работа:
- Кружок «Рукодельница» ( народные искусства, художественная вышивки, индивидуальная работа с детьми, конкурсы, выставки, посиделки).
- Групповой уголок «Наша Родина – Россия» ( символика, герб, флаг).
- Фотоальбомы: «Моя малая Родина», «Сафоново – уголок России»,»Путешествие по памятным местам города Сафоново», «Народное творчество Смоленщины»
- Презентация НОД – конкурс «Знатоки города», выставка «Смоленская керамика», «Смоленский лен».
Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Край наш город Сафоново»
Месяц | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | 1. Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц и площадей нашло отражение истории города и страны. 2. Познакомить с историей возникновения города. | 1. Закрепить представление о городе. Его особенностях и достопримечательностях. 2. Познакомить с другими районами и областным центром Смоленска: достопримечательностями и особенностями. |
Октябрь | 1. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города. 2. Познакомить с историческим названием города. | 1. Закрепить представление об истории возникновения города в его географическом расположении. 2. Закрепить понятие «Сафоновцы», указывающее на принадлежность человека к родному городу, в котором он родился и живет. Дать понятие: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет - своя малая Родина, наша Родина Россия. |
Ноябрь | 1.Дать детям знания о том, чем славится родной город. Промышленность Сафонова (легкая, пищевая, машиностроительная). 2. Рассказать о местах города, об экологии города. 3. О людях - строителях города. Ими гордится Сафоново. | 1. Обобщить представление о промышленностях города и района, людях труда. 2. Расширить представление детей о культурном отдыхе сафоновцев. 3. Познакомить с памятниками природы Сафоновского района и Смоленщины – заповедными местами родного края. |
Декабрь | 1. Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город. 2. Рассказать об истории возникновения площади Шахтерской, улице Репина. 3. Рассмотреть разные по назначению и архитектуре сооружения города. | 1. Закрепить знание о том, что горожане чтут память о знаменитых людях, прославивших наш город. 2. Продолжать знакомить с улицами, площадями, связанными с именами знаменитых людей, прославивших наш город «Ими гордится Сафоново». 3. Закрепить представление детей об архитектуре современных зданий. |
Январь | 1. Транспорт города. Виды транспорта, его названия, история создания городского транспорта. 2. Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов, фольклор Смоленского края, ремесла, обряды, традиции, праздники. | 1. Обобщить и расширить представление детей о культурном наследии Смоленского края. 2. Знакомить детей с символами: гербом и флагом. 3. Обобщить знание детей о людях труда, Сафоново – город шахтерской славы. |
Февраль | 1. Закрепить представление детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к войнам, защищавшим нашу страну. 2. Познакомить с памятника защитникам Отечества. Рассказать о крепостной стене Смоленска. | 1. Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества в Сафоново и Смоленске. 2. Расширить представления детей о защитниках Отечества: прославленные полководцы Н.В. Суворов, М.И. Кутузов. Герой СССР М. И. Егоров, В. Куриленко, герой – сафоновец М. Н. Репин. |
Март | 1. Познакомить с сафоновской швейной фабрикой, ее изделиями. Героями текстильного труда2. Познакомить со Смоленскими промыслами, с историей возникновения промыслов.3. Учить сравнивать росписи, знакомить с их отличительными особенностями. | 1. Продолжать знакомить с историей промыслов родного края, показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий, с приемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего. 2. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих, замечательные произведения декаротивно-прикладного искуства. |
Апрель | 1. Продолжать знакомить с природой родного края, с местами отдыха сафоновцев. 2. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков культуры и отдыха в городе, бережное отношение к красивым местам и природе. | 1. Познакомить с культурным отдыхом сафоновцев, музеями, парками. 2. дать представление о том, что в музеях хранятся лучшее произведения искусства, предметы старины (история возникновения города и района). 3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому города. |
Май | 1. Познакомить с памятниками героям ВОВ. 2. Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ. 3. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. | 1.Закрепить знания о том как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы ВОВ. 2. Познакомить с героями сафоновцами и смолянами. 3. Рассказать об освобождении города Сафоново и Смоленска. 4. Расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ. 5. Пробуждать интерес к памяти боевой славы Смоленска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
познавательное занятие "Свой край люби и знай"
Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....