Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (подготовительная группа)

Берендеева Татьяна Ивановна

Проект по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №16 «Золотой ключик»

Проект: «Родной свой край люби и знай»

                                                                       Воспитатель: Берендеева Т.И.

«Человеку никак нельзя жить без

 Родины, как нельзя жить без сердца.»

                                               Актуальность.

Родина отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большое общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре, малой родине.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Константин Симонов в стихотворении «Родин» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину, такую, какой ее ты в детстве увидал

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми мыслями, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором где посадил первое деревце.

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающем миром осуществляется через традиции свой социкультурной среды – местной историко – культурные, национальные, географические, климатические особенности регионов. При этом важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края. Краеведение -  социально-значимое и необходимое направление, которое я избрала в работе с детьми.

Цель: Формировать чувство патриотизма:

Любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанных на ознакомлении дошкольников с исторических, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Задачи: 1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.

2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.

3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.

4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщении их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.

5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.

Вид проекта: Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Целевая аудитория проекта: Воспитатель, родители, дети.

Принципы и подходы к формированию содержания проекта:

  • Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми. Данный принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – личность каждого ребенка и взрослого, их свобода и достоинство. Гуманизация обеспечивает осуществление личностно-ориентированной модели педагогического процесса, которая предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и развития личности ребенка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия -  любовь к семье, родному краю и отечеству.
  • Принцип ненасилия создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных ситуаций в быту детского сада, личного восприятия конкретных поступков: предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе,  всему живому.
  • Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента Смоленского края, национальной культуры, быта, традиции. Этот принцип является основой для целостности восприятия мира.
  • Принцип целостности педагогического процесса обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.
  • Принцип полноты предусматривает вхождение детей во все доступные миры ( от мира семьи до мира России) в процессе освоения всех видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  • Принцип единства мировой и национальной культуры, как системообразующее условие к искусству.
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Планируемые итоги:

1. Сформированность нравственно-патриотических чувств детей.

2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края.

3. Применение полученных знаний в досуговый, продуктивной, игровой деятельности, в добрых делах и поступках на благо Родины, родного края.

4. Интерес и уважение к традициям и обычаем русского народа, уважение и любовь к родной земле.

5. Эмоционального восприятия окружающего и социальной действительности.

Реализация проекта через:

  • НОД – познавательная деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Работу педагогов и родителей.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.
  • Создание предметно- развивающей среды.

Ознакомление с окружающим и социальной действительностью:

  • Россия – Родина, многонациональная страна, столица Москва.
  • Смоленск – один из самых древних городов Руси.
  • История возникновения родного города Сафонова.
  • Сафоново – город трудовой славы.
  • «Родные просторы» (знакомство с достопримечательностями – памятниками города Сафоново)
  • Заповедники Смоленского края.
  • Ими гордится Смоленщина «На космическом корабле Восток».
  • Родной край в поэзии (М. И. Исаковский, А. Т. Твардовский, Н. И. Рыленков).
  • Знакомство с героями сафоновцами и смолянами (герои и ветераны войны).
  • Физкультурно-оздоровительный спортивный праздник «Защитникам Отечества посвящается».
  • Выставка рисунков детей ко Дню Победы «Защитники Родины».
  • Выставка рисунков детей «Мой город Сафоново, мой дом, моя улица».
  • НОД по ознакомлению с народным творчеством и народными праздниками «В гостях у Василисы прекрасной».
  • НОД – конкурс знатоков города Сафонова.
  • Хороводы, игры Смоленского края.
  • Праздники: Колядки, Пасха, Крещение, Троица, Спас, обычаи и традиции.

Совместная деятельность педагогов и детей:

  • Целевая прогулка «Путешествие по городу Сафоново» (цель: знакомить с городом и его достопримечательностями).
  • Экскурсия в детскую библиотека, знакомство с поэтами и писателями родного края (цель: знакомить с известными людьми города).
  • Экскурсия «Улицы моего города» (цель: знакомить с городом и его достопримечательностями).
  • Посещение историко-краеведческого музея города Сафоново (цель: знакомить с историей и природой города Сафоново)
  • Обзорная экскурсия по городу Смоленску «Фотовыставка, открытки, альбомы».
  • Экскурсия в городской парк культуры и отдыха (цель: создать радостное настроение).
  • Экскурсия к памятникам героям-воинам ВОВ города Сафоново (цель: развивать эмоциональную отзывчивость, чувство переживания).
  • Викторина «Люби и знай свой край».
  • Игра «Путешествие по карте Смоленской области».
  • Развлечение-викторина: «За мир, за страну».
  • КВН «Моя страна Россия» (русские народные игры, игры народов мира).
  • Музыкально – эстетический досуг «Веселая ярмарка» ( история развития промыслов родного края).

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей «Наш город».
  • Фольклорные посиделки «В русской избе».
  • Творческая мастерская «Поэзия народного костюма» ( одежда наших предков).
  • Презентация для родителей «Край родной Сафоново».

Совместная свободная деятельность детей и родителей. Рекомендации:

  • Домашние чтение, чтение художественной литературы о Смоленске, о России, о родной природе.
  • Создание фотоальбома «Моя семья».
  • Посетить художественную выставку родного города «Встреча с прекрасным».
  • Посетить выставку народно-прикладного искусства «Город мастеров», посвященную Дню города Сафоново.
  • Участие детей и родителей в народных гуляниях на празднике «Проводы русской зимы» и «Масленица».
  • Выезд детей и родителей в областной драматический театр.
  • 9 Мая День победы. Посещение родителями совместно с детьми исторического памятника, в честь погибших воинов, защитников города Сафоново в годы ВОВ в центре города.

Создание предметной среды:

  • Зеленая комната «Природы родного края».
  • Изостудия кружок «Веселые капельки» изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства Смоленской области.
  • Фольклорный кружок «Ладушки» (НОД, досуги, народные праздники, конкурсы, индивидуальная работа с детьми).
  • Экологический кружок «Юный эколог» (природно-эстетическое своеобразие родного края: НОД, экскурсии, целевые прогулки, опыты, исследования, игры).
  • Территория детского сада: подвижные игры, досуги на спортивной площадке.

Природоведческая работа:

  • Кружок «Рукодельница» ( народные искусства, художественная вышивки, индивидуальная работа с детьми, конкурсы, выставки, посиделки).
  • Групповой уголок «Наша Родина – Россия» ( символика, герб, флаг).
  • Фотоальбомы: «Моя малая Родина», «Сафоново – уголок России»,»Путешествие по памятным местам города Сафоново», «Народное творчество Смоленщины»
  • Презентация НОД – конкурс «Знатоки города», выставка «Смоленская керамика», «Смоленский лен».

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем «Край наш город Сафоново»

 Месяц

                     Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

1. Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц и площадей нашло отражение истории города и страны.

2. Познакомить с историей возникновения города.

1. Закрепить представление о городе. Его особенностях и достопримечательностях.

2. Познакомить с другими районами и областным центром Смоленска: достопримечательностями и особенностями.

Октябрь

1. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города.

2. Познакомить с историческим названием города.

1. Закрепить представление об истории возникновения города в его географическом расположении.

2. Закрепить понятие «Сафоновцы», указывающее на принадлежность человека к родному городу, в котором он родился и живет. Дать понятие: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет - своя малая Родина, наша Родина Россия.

Ноябрь

1.Дать детям знания о том, чем славится родной город. Промышленность Сафонова (легкая, пищевая, машиностроительная).

2. Рассказать о местах города, об экологии города.

3. О людях - строителях города. Ими гордится Сафоново.

1. Обобщить представление о промышленностях города и района, людях труда.

2. Расширить представление детей о культурном отдыхе сафоновцев.

3. Познакомить с памятниками природы Сафоновского района и Смоленщины – заповедными местами родного края.

Декабрь

1. Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

2. Рассказать об истории возникновения площади Шахтерской, улице Репина.

3. Рассмотреть разные по назначению и архитектуре сооружения города.

1. Закрепить знание о том, что горожане чтут память о знаменитых людях, прославивших наш город.

2. Продолжать знакомить с улицами, площадями, связанными с именами знаменитых людей, прославивших наш город «Ими гордится Сафоново».

3. Закрепить представление детей об архитектуре современных зданий.

Январь

1. Транспорт города. Виды транспорта, его названия, история создания городского транспорта.

2. Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов, фольклор Смоленского края, ремесла, обряды, традиции, праздники.

1. Обобщить и расширить представление детей о культурном наследии Смоленского края.

2. Знакомить детей с символами: гербом и флагом.

3. Обобщить знание детей о людях труда, Сафоново – город шахтерской славы.

Февраль

1. Закрепить представление детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к войнам, защищавшим нашу страну.

2. Познакомить с памятника защитникам Отечества. Рассказать о крепостной стене Смоленска.

1. Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества в Сафоново и Смоленске.

2. Расширить представления детей о защитниках Отечества: прославленные полководцы Н.В. Суворов, М.И. Кутузов. Герой СССР М. И. Егоров, В. Куриленко, герой – сафоновец М. Н. Репин.

Март

1. Познакомить с сафоновской швейной фабрикой, ее изделиями. Героями текстильного труда2. Познакомить со Смоленскими промыслами, с историей возникновения промыслов.3. Учить сравнивать росписи, знакомить с их отличительными особенностями.

1. Продолжать знакомить с историей промыслов родного края, показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий, с приемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего.

2. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих, замечательные произведения декаротивно-прикладного искуства.

Апрель

1. Продолжать знакомить с природой родного края, с местами отдыха сафоновцев.

2. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков культуры и отдыха в городе, бережное отношение к красивым местам и природе.

1. Познакомить с культурным отдыхом сафоновцев, музеями, парками.

2. дать представление о том, что в музеях хранятся лучшее произведения искусства, предметы старины (история возникновения города и района).

3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому города.

Май

1. Познакомить с памятниками героям ВОВ.

2. Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ.

3. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

1.Закрепить знания о том как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы ВОВ.

2. Познакомить с героями сафоновцами и смолянами.

3. Рассказать об освобождении города Сафоново и Смоленска.

4. Расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ.

5. Пробуждать интерес к памяти боевой славы Смоленска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....