Использование этнопедагогических традиций в процессе эстетического воспитания дошкольников в условиях детского сада
учебно-методический материал
Использование этнопедагогических традиций в процессе эстетического воспитания дошкольников в условиях детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnopedagogika.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
тема:"Использование этнопедагогических традиций в процессе эстетического воспитания дошкольников в условиях детского сада"
Подготовила :педагог дополнительного
образования Каруева С.В
В последние годы в педагогической науке и деятельности практиков резко увеличивается интерес к традиционной народной педагогике.Увеличивается количесвто исследователей ,изучающих эти традиции ,растет количесиво публикаций конференции ,посвященных вопросам этнопедагогике.В моем детском саду ,где я работаю воспитателем ведется работа по изучению этнопедагогики ,путем ее использования в учебно -воспитательной работе.
Этнопедагогика-это теоретческое осмысление и систематизация опыта народной педагогики ,которая представляет собой совокупность педагогической информации и педагогического опыта народа ,вырабатанного и накопленного в процессе общественного развития .Этнопедагогика -это особый подход с помощью эстетического воспитания.Этнопедагогика собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучение детей ,народную мудрость ,отраженная в калмыцких сказках,сказаниях ,пословицы,поговорки,колыбельные песни ,калмыцкие танцы,эпос "Джангар",калмыцкий орнамент,калмыцкие игры.
В марте месяце в нашем детском саду прошел методический день на тему"Этнопедагогика и ее ценности ".В этот день в нашем саду рассказывали все ,что знали об этнопедагогике
Колыбельные песни для детей занимает особое место в фольклорных напевах разных народов .С первым фольклолрным жанром ,с которым знакомится ребенок ,является колыбельная песня.
В давние времена колыбельная для ребенк быласвоеобразным оберегом от злых духов и родители пели постоянноколыбельные песни ,но сейчас в современное время этого не происходит.При этом мы забываем ,что колыбельная для детей это способ общения с ребенокм ,которое имеет большое значение на его развитие и дальнейшее формирование ,как личности,воспитывая с младенчества эстетическое воспитание через колыбель.
Пословицы и поговорки в калмыцкоя языке крупицы народной мудрости .
В них отражаются история ,традиции ,нравы ,обычаи ,здравый смысл и юмор .В калмыцкоя языке ,как и в других языках ,живут сотни пословиц и поговорок .Они создавались многими поколениями людей ,воспитывая в них эстетическое воспитание .
Калмыцкие пословицы указывают ориентиры и содержат практические руководства для выработки правил поведения ,формирования общественного мнения ,определения смысла и направленности обучения ,вынесения нравственной оценки человечеким поступкам .
Систему ценностей в калмыцких пословицах определяют понятия счастья и благополучия ,почитания матери и старших ,чести и достоинтсва ,добра и любви ,труда и знаний.
Знание пословиц и поговорок поможет не только в изучении калмыцкого языка ,но и к лучшему пониманию эстетического воспитания дошкольников в детском саду.
1)Өвдхлә зовлн,эрʏл менд йовхла жирhл. -Когда болит -мучение ,когда здоров -счастье .
2)hашун уга,жирhл.-Без горечи ,нет счастья.
3)Кени икиг кʏндләд,кен баhиг эрклʏләд.-Тех,кто старше ,уважай .Тех,кто
кто младше ,ласкай.
4)Төрскән эврәннь ,нʏднлә әдл хар.-Родине,как свою ока зеницу береги.
5)Кʏʏкн сән болхла ,экииннь нер hарhдг,көвʏн сән болхла ,эцкиннь нер
hарhдг.-Если дочь хоролшая ,имя матери прославит .Если сын хороший ,имя отца прославит.
Свои чувства калмыки выражали в песне ,через этот жанр устного народного творчества старались учить добру ,справедливости ,помогать делу,которым занималисть( с песней ,как говорится ,дело спорится),наставлять на путь правильный..В этой связи использованиеи мною национальных музыкальных мотивов ,песенного и танцевального самобытного творчества ,побуждает чувство национальной гордости и достоинстьва .Чтобы не прервалась тонкая цепочка междду поколениями ,дети дошкольного возраста постигают искусство исполнения танцев,усваивают произведения фольклора,калмыцкие народные игры "Хонх","Мөнгн бʏс","Альчики ","Адучнр " и т.д.Народные игры обязательно сопровождаются музыкой.
В дошкольном учреждение ,изучая эпос "Джангар" и калмыцкие сказки ,дети осваивают мужрость и смелость богатырей.."Джангар " и калмыцкие сказки -это целая энциклопедия ,раскрывающая историю,культуру ,образ жизни нгаших предков . В эпосе "Джангар" мы видим образ женщины - добродетельницы.В ней ценилась не красота ,а качества ,которые делали ее хорошей женой ,заботливой хранительницей очага.В "Джангаре "встречаются понятие о"99 человеческих достоинствах ".В числе этих достоинств входило обязательное соблюдение ,обычаев ,законов ,обрядов,участие в богатырских состязаниях.Следовательно, корни калмыцкой народной этнопедагогики следует искать в героическом эпосе"
"Джангар",призванным жемчужиной мирового устного творчества.
Калмыцкий орнамент отличается разнообразием и богатсвом по формам и колориту.Он насчитывает 130 видов ,каждый из котьрых имеет свое название ,содержание и предназначение.
Символический смысл орнамента может выражаться не только знаками -символами ,огромную роль в этом играет цвет.Белый цвет в калмыцкой культуре ассоциируется с чистотой и благородством .Это цвет счастья и удачи .Это Белый Старец ,покровитель местности и связанный с ним праздник"Цаган сар".Синий цвет -цвет неба,символизирует бессмертие ,мужество ,верность ,преданность .Красный цвет-цвет радости ,веселья ,торжества и счастья .С ним связано преставление о солнце .Желтый и золотистый цвет символизировали святость и постоянство .Зеленый цвет -цвет весны,покоя и стабильности .Остальные цвета являются производственными пяти основных .Орнаменты являлись свеобразной символической письменностью наших предков - кочевников ,каждый калмык знал наименование наших предков -кочевников ,каждый калмыку знал наименование и смысл орнаментальных сюжетов .Орнаментальное искусство калмыков выражает нравственное и эстетическое воспитания в этнопедагогике.
С раннего детсва ребята любят подвижные игры.Национальные устои образ жизни,быт,труд ,обычаи ,традиции все это находит яркое воплощение в подвижных калмыцких играх.Калмыцкие подвижные игры способствуют расширению кругозора ,уточнению представлений об окружающем мире.Так,например ,есть калмыцкие игры ,требующие умения ориентироваться в пространстве,проявления чувства коллетивизма ,ответственности ,внимания,выдержки ,сообразительности ,ловкости .А различные считалки и жеребьевки создают определенноное эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.Подвижные калмыцкие игры :передача альчиков,барашек,собери по одному,сбей альчики,нападение,кружиться вокруг колышка,загони овецй в кошару и т. Калмыцкие подвижные игрыукрепляют двигательную активность ребенка ,являются замечательным посредством закаливания .В своей работе в детском саду со своими детьми использую только калмыцкие игры.
Калмыцкие народные сказки -одно из ярких и высокохудожественных проявлениий духовной культуры народа .Калмыцкие скахзки тесно связаны с этнопедагогикой и является ценностью для калмыцкого народа.Калмыцкая сказка - это металитет ,психология ,мудрость ,история жизнь и быт кочевой цивилизации .Калмыцкие сказки -это драгоценное наследие ,оставленное нам далекими предками ,сказки переходят из рук в руки ,идут из сердца к сердцу,помогая нам стать добрыми и смелыми ,надежными ,учат любить свою Родину ,свою землю.Из сказок мы узнаем о своебразии народного характера и быта,одежда и обычаев калмыков ..
Использование этнопедагогических традиций в процессе эстетического воспитания дошкольников в условиях детского сада -создание необходимых условий для проявления эстетических качеств ,способностей ребенка ,формирования мировосприятия .Процесс ,результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать ,оценивать красоту всего окружающегог мира.Научить оценивать прекрасное ,понимать его ,быть к нему причастным ,творить по законама "прекрасного"-важные части воспитания ребенка с юного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада.
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений....
Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада
Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать работу гендерного подхода в воспитании де...
Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»
Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....
Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада
Понятие эстетического воспитания. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста....
Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада...
Консультация для педагогов "Использование геокешинга как педагогического инструмента в процессе всестороннего развития дошкольников в условиях детского сада
Знакомство педагогов с геокешингом и его применение в воспитательном процессе....