Информационно – практико-ориентированный проект Мини-музей «У бабушки Арины»
проект (старшая группа)
Информационно – практико-ориентированный проект Мини-музей «У бабушки Арины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-muzey_u_babushki_ariny.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»
Мини-музей «У бабушки Арины»
Информационно – практико-ориентированный проект.
Групповой, для детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: среднесрочный.
Подготовила: Кириллова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С №2 «Родничок» |
2023г.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»
Адрес: Красноярский край, г. Ужур, ул. Вокзальная, 1
Состав проектной группы: руководитель проекта – Кириллова Людмила Анатольевна, воспитатель; дети и родители старшей группы ДОУ.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, информационно – практико-ориентированный проект
По числу участников проекта: групповой (24 человека, все желающие).
По времени проведения: среднесрочный (9 января 2023г. – 27 января 2023г).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Введение
- Мы должны строить свое будущее
на прочном фундаменте,
и такой фундамент – патриотизм,
ничего лучшего пока не придумали,
В.В. Путин.
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного опыта, накопленного предками. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта по созданию и обогащению предметно-развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию «У бабушки Арины», приуроченного к празднованию – 200-летия Енисейской губернии и 70-летнего юбилея г.Ужура. Этот проект поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей и откроет большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Проект ориентирован на решение проблемы духовно-нравственного воспитания. Наиболее важным, на наш взгляд, дефицитом в воспитании дошкольников являются сохранение семейных ценностей и компетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Массовое просвещение родителей в вопросе патриотического воспитания детей и педагогическое сопровождение семьи является одной из основных задач современного образования в духовно-нравственном развитии дошкольников.
Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Создание предметно-развивающей среды по теме. Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ
Целью данного проекта стало создание условий для формирования интереса к истории русского быта у детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- формировать у детей знания об истории русского быта.
- развивать и обогащать словарный запас детей через ознакомление с устным народным творчеством, традициями и обычаями русского народа.
- воспитывать чувство причастности к духовному наследию прошлого, соприкосновения с ним; через приобщение к истории и культуре русского народа.
Предполагаемый результат проекта:
• Создание в холле ДОУ предметно-развивающей среды (мини-музей «У бабушки Арины»), в соответствии с требованиями ФГОСДО.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
План реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 3 недели:
Этап проекта | Педагог | Сроки |
Подготовительно-проектировочный |
| |
Практический |
| |
Обобщающе - результативный |
|
II ЭТАП - Практический
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта.
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Пополнение предметно-развивающей среды |
09.1.23 11.01.23 13.01.23 17.01.23 19.01.23 21.01.23 25.01.23 26.01.23 27.01.23 | - Беседа на тему «Что мы знаем о русской избе» - НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Русские народные костюмы» - НОД (ручной труд) «Не красна изба углами, а красна пирогами» - НОД «Знакомство с русской обереговой куклой» - Разучивание колыбельных - НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская по изготовлению кукол-оберегов» - открытие мини-музея «В гостях у бабушки Арины» - итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое» | - Консультации для родителей: «Воспитание у детей чувства любви к своей малой Родине»; - «Приобщение к истории, традициям и культуре Красноярского края»; - «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; - «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании». - Рекомендации: «Как знакомить ребенка с родным краем», - «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» - «Роль музейной педагогики в единении поколений». - Изготовление русских народных костюмов. - Творческая мастерская «Наши руки не для скуки».
| - Пополнение мини-музея экспонатами – предметами быта; - пополнение картотек «Колыбельные»; - загадок о предметах русского быта - пополнение костюмерной русскими народными костюмами и аксессуарами |
Риски и способы их решения:
Недостаточная мотивация воспитанников и родителей к участию в проекте. Отказ в помощи оформления мини-музёя «У бабушки Арины». Есть риск, что, если проводить работу формально, дошкольники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и эта работа не будет являться стимулом для дальнейшего участия в проектной деятельности. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные формы, методы и приемы для правильного и полного осуществления настоящего проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Дальнейшее развитие проекта предполагает привлечение педагогов всего ДОУ, детей и родителей других групп, для разработки и реализации совместного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.
Вывод:
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию обобщения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализуя проект «У бабушки Арины» мы старались задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали дети и их родители.
Реализация данного проекта играет важную и необходимую в воспитании подрастающего поколения роль. У них формируется уважение к истории своего народа, воспитываются нравственно-патриотические качества, формируются элементарные знания детей о народных обычаях и традициях.
Организационно-методическое обеспечение:
- Программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
- А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
- Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
- Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М.Айрисс-пресс, 2006.
- Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
- Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
- Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М.БЕТТА СЕРВИС, 1998.
- Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе в рамках тематического контроля организации патриотического воспитания в детском саду. Анкета анонимная. Ваши ответы помогут нам проанализировать и спланировать работу с детьми по данному направлению.
1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?
| да |
| нет |
2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?
| Активная гражданская позиция |
| Бескорыстие |
| Любовь и привязанность к Родине |
| Толерантность |
| Готовность к самопожертвованию |
| Чувство долга |
3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?
| Да |
| Нет |
| Частично |
4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников?
| Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа |
| Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа |
| Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей |
| Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край |
5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?
| Родители |
| Общество |
| Педагоги |
| Все в целом |
| СМИ |
|
|
6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?
| Да |
| Нет |
| Затрудняюсь ответить |
7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
| 1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
8. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем городе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
| 1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
9. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?
| Да |
| Нет |
| Иногда |
10. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?
| Да |
| Нет |
11. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?
| Уважение к старшим и родителям |
| Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них |
| Изучение происхождения родословной своей семьи |
| Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.) |
| Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.); |
| Другое |
12. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?
| Да |
| Нет |
| Не знаю |
13. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:
| 1 |
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Мониторинг для выявления первоначальных знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Русский быт»
1. Задание: «Русская старина»
Основная цель данного задания выявить интерес дошкольников к предметам старины русской, истории их развития на Руси. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Интерпретация:
- 17 - 20 баллов - высокий уровень;
- 10 - 16 баллов - средний уровень;
- меньше 9 баллов - низкий уровень.
Вопросы:
- Как люди жили на Руси?
- Какую одежду на Руси носили люди в старину?
- Какой посудой люди пользовались раньше?
- Чем гладили одежду в старину?
- Чем и как люди освещали помещение, где жили?
- Какими куклами играли люди в старину?
- Где жили люди в старину? (жилище)
- На чем люди на Руси, ездили, плавали, летали?
- На чем люди сидели (вместо кресла, дивана)?
- Как люди использовали в старину русскую печь?
2. Задание: «Что мы знаем о…..»
Основная цель данного задания определить уровень словарного запаса, а также умение связно рассказать о истории происхождения: одежды русской, посуды, лампочки, утюга, игрушек, жилища, транспорта, кресле. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:
- 2 - правильный полный ответ;
- 0 - неправильный ответ.
Уровни:
- 15 - 16 - высокий уровень;
- 10 - 14 - средний уровень;
- менее 9 - низкий уровень.
Данные заносятся в протокол (см. таблица 2)
Вопросы:
- Расскажи, что вам известно из истории создания русской народной одежды?
- Что вы можете рассказать о старинной посуде, как она появилась?
- Как появилась лампочка?
- Как появился утюг?
- Как появились первые игрушки в старину?
- Каким было жилище людей на Руси?
- Как появился транспорт?
- Первые сиденья человека? Как появилось кресло?
3. Задание: «Русская изба»
Основная цель: Выявить уровень знаний детьми названий и назначений предметов быта в старину.
Воспитатель предлагает детям по фотографиям определить и назвать предметы быта. Среди фотографий следующие предметы: прялка, веретено, лапти, керосиновая лампа, чугунка, ухват, кочерга, крынка, ложка деревянная, подкова, салфетка вышивная, светун, колодец, люлька, сундук, одеяло лоскутное, изба - макет.
Интерпретация: Каждый ответ оценивался в баллах:
- 2 - справился с заданием;
- 1 - справился с заданием с помощью педагога;
- 0 - не справился с заданием.
Высокий уровень:
- количество правильных ответов -15 - 17;
- средний уровень - 9 - 14;
- менее 8 - низкий уровень.
По результатам обследования составляется общий протокол результатов, а также сводная таблица, где отмечается общий уровень познавательного развития, интерес, словарный запас дошкольников по направлению русская народная культура и ее исторического прошлого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Паспорт информационного практико-ориентированного социального проекта "Мы помним! Мы гордимся! ("Бессмертный полк")
Представлен паспорт краткосрочного социального проекта "Мы помним! Мы гордимся!".Цель информационного проекта: сохранить память о родных - участниках боевых действий и тружениках тыла Велико...
Информационный практико-ориентированный среднесрочный проект в детском саду "Грибное царство"
Проект для подготовительной группы детского сада...
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...