Информационно – практико-ориентированный проект Мини-музей «У бабушки Арины»
проект (старшая группа)

Информационно – практико-ориентированный проект Мини-музей «У бабушки Арины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_u_babushki_ariny.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»

Мини-музей «У бабушки Арины»

Информационно – практико-ориентированный проект.

Групповой, для детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации: среднесрочный.

Подготовила: Кириллова Людмила Анатольевна, воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ Д/С №2 «Родничок»

2023г.

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»

Адрес: Красноярский край, г. Ужур, ул. Вокзальная, 1

Состав проектной группы: руководитель проекта – Кириллова Людмила Анатольевна, воспитатель; дети и родители старшей  группы ДОУ.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, информационно – практико-ориентированный проект

По числу участников проекта: групповой (24 человека, все желающие).

По времени проведения: среднесрочный (9 января 2023г. – 27 января 2023г).

По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Введение

- Мы должны строить свое будущее

на прочном фундаменте,

и такой фундамент – патриотизм,

ничего лучшего пока не придумали,

 В.В. Путин.

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного опыта, накопленного предками. Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Именно поэтому актуальной становится разработка проекта по созданию и обогащению предметно-развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию  «У бабушки Арины», приуроченного к  празднованию  – 200-летия Енисейской губернии и 70-летнего юбилея г.Ужура. Этот проект поможет решить задачи в патриотическом воспитании детей и  откроет большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Проект ориентирован на решение проблемы  духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важным, на наш взгляд,  дефицитом в воспитании  дошкольников  являются  сохранение   семейных  ценностей и  компетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка. Массовое просвещение родителей в вопросе патриотического воспитания  детей и педагогическое  сопровождение  семьи является одной из основных задач современного образования в духовно-нравственном развитии дошкольников.        

Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Создание предметно-развивающей среды по теме. Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ

Целью данного проекта стало создание условий  для формирования  интереса к истории  русского быта у детей старшего дошкольного возраста посредством  музейной педагогики. 

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

  • формировать у детей  знания об истории русского быта.
  • развивать и обогащать словарный запас детей через ознакомление с устным народным творчеством, традициями и обычаями русского народа.
  • воспитывать чувство причастности к духовному наследию прошлого,  соприкосновения с ним; через приобщение к истории  и культуре русского народа.

Предполагаемый результат проекта:

          • Создание в холле ДОУ предметно-развивающей среды (мини-музей «У бабушки Арины»),  в соответствии с требованиями ФГОСДО.

• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

• Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.

План реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 3 недели:

Этап проекта

Педагог

Сроки

Подготовительно-проектировочный

  • Разработка перспективного плана по реализации проекта.
  • Подбор методической литературы, в соответствии с ФГОС.
  • Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов, видеосюжетов о быте  и традициях русского народа
  • Создание картотеки устного народного творчества
  • Выявление первоначальных знаний у детей об истории наших предков
  • Информирование руководителя ДОУ, родителей и детей о предстоящем проекте.
  • Разработка сценария мероприятия, конспектов бесед, консультаций, дидактических игр.

Практический 

  • Проведение НОД, тематических бесед с детьми, знакомство с русским народным творчеством,  организация русских народных игр, просмотр видеосюжетов.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Создание мини-музея «У бабушки Арины»

Обобщающе - результативный

  • Мероприятие, посвященное открытию мини-музея
  • Посиделки у бабушки Арины
  • Экскурсии для детей других групп

II ЭТАП - Практический 

Планирование образовательной деятельности в рамках проекта.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Пополнение предметно-развивающей среды

09.1.23

11.01.23

13.01.23

17.01.23

19.01.23

21.01.23

25.01.23

26.01.23

27.01.23

- Беседа на тему «Что мы знаем о русской избе»

- НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Русские народные костюмы»

- НОД (ручной труд) «Не красна изба углами, а красна пирогами»

- НОД «Знакомство с русской обереговой куклой»

- Разучивание колыбельных

     - НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская по изготовлению кукол-оберегов»

    - открытие мини-музея «В гостях у бабушки Арины»

   - итоговое мероприятие «Путешествие в прошлое»

- Консультации для родителей: «Воспитание у детей чувства любви к своей малой Родине»; - «Приобщение к истории, традициям и культуре Красноярского края»;

- «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; - «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании».

- Рекомендации: «Как знакомить ребенка с родным краем», - «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

- «Роль музейной педагогики в единении поколений».

- Изготовление русских народных костюмов.

- Творческая мастерская  «Наши руки не для скуки».

 

- Пополнение мини-музея экспонатами – предметами быта;

- пополнение картотек «Колыбельные»;

 - загадок о предметах русского быта

- пополнение костюмерной русскими народными костюмами и аксессуарами

Риски и способы их решения:


Недостаточная мотивация воспитанников и родителей к участию в проекте. Отказ в помощи оформления мини-музёя «У бабушки Арины». Есть риск, что, если проводить работу формально, дошкольники воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и эта работа не будет являться стимулом для дальнейшего участия в проектной деятельности. Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить новые разнообразные и эффективные формы, методы и приемы для правильного и полного осуществления настоящего проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Дальнейшее развитие проекта предполагает привлечение педагогов всего ДОУ, детей и родителей других групп, для разработки и реализации совместного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Вывод:

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию обобщения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализуя проект  «У бабушки Арины» мы старались задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали дети и их родители.

Реализация данного проекта играет важную  и необходимую в воспитании подрастающего поколения роль. У них формируется уважение к истории своего народа, воспитываются нравственно-патриотические качества, формируются элементарные знания детей о народных обычаях и традициях.

Организационно-методическое обеспечение:

  1. Программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
  2. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
  3. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  4. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
  5. Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
  6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
  7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М.Айрисс-пресс, 2006.
  9. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
  10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  11. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
  12. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М.БЕТТА СЕРВИС, 1998.
  13. Интернет-ресурсы.

                           

Приложение 1

 Анкета для родителей

 «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе в рамках тематического контроля организации патриотического воспитания в детском саду. Анкета анонимная. Ваши ответы помогут нам проанализировать и спланировать работу с детьми по данному направлению.

1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?

 

да

 

нет

2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?

 

Активная гражданская позиция

 

Бескорыстие

 

Любовь и привязанность к Родине

 

Толерантность

 

Готовность к самопожертвованию

 

Чувство долга

3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?

 

Да

 

Нет

 

Частично

 4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников?

 

Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа

 

Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа

 

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей

 

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край

5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?

 

Родители

 

Общество 

 

Педагоги

 

Все в целом

 

СМИ

 

 

6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?

 

Да

 

Нет

 

Затрудняюсь ответить

7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 8. На Ваш взгляд, Вы обладаете достаточной информацией о своем городе, стране, культурных традициях, чтобы ответить на вопросы ребенка? Оцените свои знания по 5-балльной шкале:

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 9. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?

 

Да

 

Нет

 

Иногда

 10. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?

 

Да

 

Нет

11. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?

 

Уважение к старшим и родителям

 

Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них

 

Изучение происхождения родословной своей семьи

 

Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.)

 

Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.);

 

Другое

 12. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?

 

Да

 

Нет

 

Не знаю

13. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Мониторинг для выявления первоначальных знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Русский быт»

1. Задание: «Русская старина»

Основная цель данного задания выявить интерес дошкольников к предметам старины русской, истории их развития на Руси. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Интерпретация:

  • 17 - 20 баллов - высокий уровень;
  • 10 - 16 баллов - средний уровень;
  • меньше 9 баллов - низкий уровень.

Вопросы:

  1. Как люди жили на Руси?
  2. Какую одежду на Руси носили люди в старину?
  3. Какой посудой люди пользовались раньше?
  4. Чем гладили одежду в старину?
  5. Чем и как люди освещали помещение, где жили?
  6. Какими куклами играли люди в старину?
  7. Где жили люди в старину? (жилище)
  8. На чем люди на Руси, ездили, плавали, летали?
  9. На чем люди сидели (вместо кресла, дивана)?
  10. Как люди использовали в старину русскую печь?

2. Задание: «Что мы знаем о…..»

Основная цель данного задания определить уровень словарного запаса, а также умение связно рассказать о истории происхождения: одежды русской, посуды, лампочки, утюга, игрушек, жилища, транспорта, кресле. Диагностическая процедура проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, характер и уровень которых, отмечались в протоколе. Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Интерпретация: Каждый ответ оценивается в баллах:

  • 2 - правильный полный ответ;
  • 0 - неправильный ответ.

Уровни:

  • 15 - 16 - высокий уровень;
  • 10 - 14 - средний уровень;
  • менее 9 - низкий уровень.

Данные заносятся в протокол (см. таблица 2)

Вопросы:

  1. Расскажи, что вам известно из истории создания русской народной одежды?
  2. Что вы можете рассказать о старинной посуде, как она появилась?
  3. Как появилась лампочка?
  4. Как появился утюг?
  5. Как появились первые игрушки в старину?
  6. Каким было жилище людей на Руси?
  7. Как появился транспорт?
  8. Первые сиденья человека? Как появилось кресло?

3. Задание: «Русская изба»

Основная цель: Выявить уровень знаний детьми названий и назначений предметов быта в старину.

Воспитатель предлагает детям по фотографиям определить и назвать предметы быта. Среди фотографий следующие предметы: прялка, веретено, лапти, керосиновая лампа, чугунка, ухват, кочерга, крынка, ложка деревянная, подкова, салфетка вышивная, светун, колодец, люлька, сундук, одеяло лоскутное, изба - макет.

Интерпретация: Каждый ответ оценивался в баллах:

  • 2 - справился с заданием;
  • 1 - справился с заданием с помощью педагога;
  • 0 - не справился с заданием.

Высокий уровень:

  • количество правильных ответов -15 - 17;
  • средний уровень - 9 - 14;
  • менее 8 - низкий уровень.

По результатам обследования составляется общий протокол результатов, а также сводная таблица, где отмечается общий уровень познавательного развития, интерес, словарный запас дошкольников по направлению русская народная культура и ее исторического прошлого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»

Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»

Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...

Паспорт информационного практико-ориентированного социального проекта "Мы помним! Мы гордимся! ("Бессмертный полк")

Представлен паспорт краткосрочного социального проекта "Мы помним! Мы гордимся!".Цель информационного проекта: сохранить память о родных - участниках боевых действий и тружениках тыла Велико...

Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»

СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...