Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками»
проект (средняя группа)

Рахимова Эльвира Фанисовна

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение……………………………………………………………………………….…4
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..………....…4
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта………………………….........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..….6
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...7
  7. Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....9
  8. Использование технологии мнемотехника        ………………………………..…     10
  9. Этапы реализации проекта …………………………………………………………....12
  10.  Методы и приемы работы………………………………….………………………....12
  11. Календарно-тематическое планирование ………………………………………...……13
  12. Взаимодействие с родителями   ………........................................................................  14                                             

 

  1.  Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…14
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..14
  3. Приложение №1 Приложение № Консультации для родителей

Приложение № 2  Учебно-дидактический материал

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №2 Рябинка»

Информационно – практико – ориентированный, творческий  проект

«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками»

https://26.img.avito.st/640x480/4614597626.jpg

C:\Users\admin\Desktop\4614597626.webp C:\Users\admin\Desktop\4614597626.webp 

C:\Users\admin\Desktop\4614597626.webp

                                                                                                                                        Воспитатель: Рахимова Э.Ф.

                                                                                                                                                                  Сайкумова А.У.

Мегион  2020

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение……………………………………………………………………………….…4
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..………....…4
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта………………………….........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..….6
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...7
  7. Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....9
  8. Использование технологии мнемотехника        ………………………………..…     10
  9. Этапы реализации проекта …………………………………………………………....12
  10.  Методы и приемы работы………………………………….………………………....12
  11. Календарно-тематическое планирование ………………………………………...……13
  12. Взаимодействие с родителями   ………........................................................................  14                                              

  1.  Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…14
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..14
  3. Приложение №1 Приложение № Консультации для родителей

Приложение № 2  Учебно-дидактический материал

Информационная карта проекта

Название проекта

«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками»

Тип проекта

Информационно – практико - ориентированный

Вид проекта

Краткосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ

Цели

Формировать у детей интерес к заучиванию стихотворений; расширение словарного запаса, развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи

Образовательные:

 закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений.

Развивающие:

- совершенствовать связную речь в ходе заучивания стихотворения по темам проекта.                                                                                                               -способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру

- порадоваться вместе с детьми успехам и результатам деятельности.

Структура и срок реализации проекта

1.  Подготовительный этап.

Срок реализации: январь

2. Основной этап.

Срок реализации: февраль

3. Обобщающий этап. Презентация проекта.

Срок реализации: март месяц

Составитель проекта

Ф.И.О., воспитатель Рахимова Эльвира Фанисовна, Сайкумова Аминат Уллубиевна.

Введение

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения. Большой объем информации, исходящий из различных источников, ребенку дошкольнику трудно проанализировать, запомнить, а значит и воспроизвести. Это тенденция современного мира. У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Один из приёмов разучивания стихотворения является мнемотехника. Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе  с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Актуальность

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - ИГРУ.

Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками - это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обоснован использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта

Новизна: заключается в том, что данная техника чаще используется на занятиях по экологическому воспитанию и  развитию трудовых навыков как принцип моделирования, предлагаемых программами «Детство», «Развитие» и пр., а как один из приёмов при составлении рассказов и заучивании стихотворении встречается в основном в коррекционной педагогике. Но использование метода мнемотехники в детском саду с обычными детьми при заучивании стихотворений позволит повысить уровень развития слуховой памяти, воображения, развития мелкой моторики и т.д., следовательно позволит повысить  уровень развития связной речи детей ДОУ.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Цель: учить детей запоминанию и воспроизведению поэтических произведений с помощью мнемотехники.

Задачи:

 Вызвать интерес к стихотворению и желание знать.

* Помочь понять содержание.

* Обеспечить запоминание.

* Научить выразительно читать стихотворение

перед слушателями.

*  Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.

* Развивать связную речь.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие связной речи;
  • Владение детьми различными видами запоминания стихов;
  • Повышение уровня знаний о детской художественной литературе;
  • Расширение кругозора;
  • Знания о писателях и поэтах, их произведений;
  • Повышение интереса к заучиванию стихов;

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

Продукт -  создание картотеки мнемотаблиц, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у младшего школьного возраста.

Концептуальное обоснование проекта

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

          Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие  речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля  за этими знаниями. В современных психологических и методических   исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

           З.И. Истомина в своем исследовании, посвящённом изучению влияния  словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательнопри формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи -  Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.

Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными (предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены), а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.

Во – первых, усваивая речь по аналогии с заданным образцом, т. е. эмпирически, без знания элементарных правил ее построения, дети оказываются несостоятельными в осуществлении контроля за правильностью ее организации. Такой метод, существующий в практике обучения детей с нарушениями речевой деятельности, не соответствует современному требованию к методике, основанному на том, что успешное формирование прочных умений и навыков предполагает определенную опору не только на практическое овладение образцом, заданным педагогом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.

Во – вторых, в психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Детям с нарушениями речевого развития свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает  процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. По мнению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.: словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Их рассказы бедны, отрывочны, алогичны.

 Кольцова М.М. отмечает: Связная речь у детей с ОНР не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

       Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.  Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников» по мнению автора имеет особую сложность и актуальность.     Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна.

Практика показывает, что в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы  использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.

 Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г .Авоян, Р.А. Будагов, Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А  .Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Недостаточный уровень развития связной речи у дошкольников является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

     Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы.    Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.  Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Основные принципы работы в рамках проекта

Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
  • Педагогические технологии
  • Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
  • личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
  • индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
  • технология проектной деятельностиодна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
  •  технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода;предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
  • в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтисьбез применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях всовместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации,музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Использование технологии мнемотехника

в образовательном процессе

«Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мнемозины матери девяти муз и обозначают «искусства запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс организованной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Чем отличается мнемотехника от других технологий. Интегративностью -  образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.  Экономичностью -  используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.

 Здоровьесбережением - реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера. Универсальностью -  может использоваться любым педагогом и родителями. На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания. Личностный -  с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка; Деятельностный -  развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои; Диалогический -  процесс обучения происходит в форме диалога; Культурологический -  ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; Информационный  -  ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире; Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования. Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память,  зрительное и слуховое внимание,  воображение,  восприятие.  Развивает кругозор,  развивает все стороны речи. Особенность методики применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц ёлка. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Суть мнемотехники:                                                                                                                  

 Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно - схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Нужно отметить, если вы сделали, например волка — изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Этапы реализации проекта

1.Организационный (подбор стихотворного материала, ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

2. Практический (реализация самого проекта, папки с консультациями для родителей )

3. Заключительный ( отчет о реализации проекта, стихотворный конкурс «Кто больше запомнил?»)

Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Принципы отбора текста

  • Возрастные особенности детей.
  • Объем произведения.

1-2 строфы в младших группах

2-3 строфы в средних группах

3-4 строфы в старших группах

4-5 строфы в подготовительной группе

Этапы работы при заучивании стихотворений с младшими дошкольниками

1. Чтение стихотворения

2. Беседа по содержанию, разбор новых слов

3. Рассматривание готовой таблицы (созданной взрослым)

4. Чтение стихотворения взрослым с опорой на символы

5. Рассказывание стихотворения с опорой на символы самими детьми с небольшой помощью взрослого

6. Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми с опорой на схему.

Календарно-тематическое планирование на февраль

1 неделя  лексическая тема  «О спорт, ты – мир!» стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» С.Я. Маршак

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь?

Докатился до ворот,

Покатился в огород.

Подкатился под ворота.

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и все.

2 неделя лексическая тема «Квартира. Мебель» стихотворение  «В руки мы картинки взяли ...»

В руки мы картинки взяли,
Тут же мебель мы назвали:
Кресло, стул, диван, кушетка, 
Шкаф, кровать и табуретка.

3 неделя лексическая тема «Бытовые приборы. Правила безопасности» стихотворение «Повар» В. Степанов

Ходит повар в колпаке,

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

4 неделя лексическая тема «Защитники Отечества» стихотворение В. Чусовитиной «Самый лучший папа мой»

Может он в футбол играть, 
Может книжку мне читать, 
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший папа мой!

Взаимодействие с родителями

Консультация  «Что такое МНЕМОТЕХНИКА?»

Консультация «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Памятка «Заучивание стихов по мнемотаблицам»

Вывод :  

Данный опыт  работы может иметь место в процессе воспитания и образования, поможет педагогу разнообразить методы и приёмы работы по созданию интереса у детей к заучиванию стихотворений, а так же способствует развитию психических функций ребёнка.

Литература

  1.  Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
  2.  Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
  3.  Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

Мнемотехника - искусство запоминания

Консультация для родителей

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

    «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

    Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

    Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные
  • контролировать длительность запоминания
  • перемещать запомненные данные

    На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации
  • колоссальную экономию времени при запоминании
  • возможность быстрого обучения
  • мощное развитие мышления и внимания  
  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

    Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

    Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
   Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

    Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
   Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

-            Берем заданное на изучение стихотворение.

-            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

-           Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

-            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Консультация для родителей

«Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

"Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету".

К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожкиМнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Задает вопросы по содержанию стихотворенияпомогая ребенку уяснить основную мысль.

4.Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

 Памятка «Как работать с мнемотаблицей»


1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку поиграть с мнемотаблицей самостоятельно (можно разрезать мнемотаблицу на части и предложить собрать стихотворение из картинок)
7. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Рахимова Э.Ф. Сайкумова А.У.

МБДОУ №2 «Рябинка»[Введите текст]Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений"

В данной статье раскрывается понятие "Мнемотехники", эффективность мнемотехники при заучивании стихотворения, этапы работы....

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста» .

В данной консультации говрится о том, как с помощью мнемотаблицы легко заучить стихотворение и пересказать текст....

Использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и ...

Консультация для родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста»

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Развитие речи Тема Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения

Заучивание стихотворения - это всегда занятие, требующее от ребёнка усидчивости, внимания, напряжения памяти. Не всем детям это нравится. В конспекте описаны интересные приёмы активизации детей....

«Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений»

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений...