Конспект мероприятия на тему: "Край любимый, край чувашский"
методическая разработка (подготовительная группа)

Михеева Марина Леонидовна

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы.Тема: "Край любимый, край чувашский"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

- расширять знание детей о своей малой Родине, о чувашском народном  творчестве;

- формировать у ребенка начала национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям;

- закрепить знания о жизни и деятельности чувашского просветителя И.Я. Яковлева, воспитывать уважительное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Материал: Иллюстрированная книга И.Я. Яковлева «Мышонок на прогулке», портрет И.Я. Яковлева, фонограмма чувашских народных песен «Чун черерен саванар», «Родина любимая моя», «Вайара», «Илемле».

Индивидуальная работа: Активизировать речь Анжелики, Полины, Лилианы, Глеба.

Словарная работа: Нарспи – имя девушки, Симбирск, вышивки, сурбан, хушпу.

Предшествующая работа:

1.Рассматривание детьми карты Чувашской Республики. Знакомство с крупными городами.

2.Заучивание чувашских народных пословиц и поговорок, стихотворений о Родине, отрывок из поэмы «Нарспи» К.В.Иванова.

3.Чтение произведений И.Я. Яковлева.

4.Разучивание чувашских народных подвижных и хороводных игр: «Изба», «Уголки», «Золотые ворота», "А я просо сеяла", «Сидит Миша».

5.Знакомство с изделиями народных мастеров: вышитые чувашским орнаментом полотенца, салфетки, масмак, сурбан, фартуки.

6.

Методические приемы по структуре занятия.

1. Рассказ воспитателя о чувашском крае, его трудолюбивом народе.

2. Рассказывание детьми чувашских пословиц и поговорок о труде, стихотворений о Родине.

3. Слушание чувашских песен в исполнении воспитателя и музыкального руководителя «Родина любимая моя», «На помощь».

4. Песня в исполнении Анжелики «Вайара», группа детей танцует.

5. Чувашская народная игра «А  мы просо сеяли».

6. Драматизация сказки И.Я. Яковлева «Мышонок на прогулке».

7. Рассказы детей о И.Я. Яковлеве.

8. Рассматривание детьми выставки «Народные умельцы».

9. Обобщение.

Ход занятия.

Звучит чувашская песня «Чун черерен саванар». Дети, взявшись за руки, водят хоровод и затем встают полукругом.

Ведущий:- Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашем чувашском крае, о его трудолюбивом народе.

По луговой тропинке,

Хожу встречать зарю.

И с каждою былинкой я в поле говорю.

Здесь все родное с детства –

Нет радости конца.

Земля – мое наследство

От деда и отца.

        Звучит песня «Родина любимая моя» (музыка А.Никитина, слова Н. Сандрова)

Ведущий: Наша Родина – Чувашия, наш родной язык – чувашский язык. Мы – чуваши.

Дети читают стихи о Родине.

1-й ребенок: Сершывам, Чаваш ен!

                      Халахсен пер семьинче

                      Самраклан та чечеклен

                      Пур тенчемер уменче.

2-й ребенок: Чаваш ен вал – таван ен,

                      Чуна аша хамар ен.

                                Чун ашшисер пуранма

                                Чаннипех те самал мар.

3-й ребенок: Родной язык! Не зная бед и горя, 
                      С нуждой и притесненьем незнаком, 
                      Победно ты звучишь в едином хоре.

                      С могучим, славным русским языком!

Ведущий: - Чувашский народ очень трудолюбивый. Ни зря говорится в пословице «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте».

Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

1-й ребенок: - Умелые руки найдут свою работу.

2-й ребенок: - Кто не боится работы, тот станет мастером.

3-й ребенок: - работа к рукам не пристает.

4-й ребенок: - Кто хочет, есть калачи, лежать не будет на печи.

5-й ребенок: - Труд человека прославляет.

Ведущий: - Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу люди делали сообща. Послушайте, как звучит песня «На помощь» (Поют воспитатель и музыкальный руководитель).

Ведущий: - После трудового дня умели весело отдыхать: водили хоровод, пели песни, танцевали. Ребята, я знаю, что вы тоже очень хорошо поете и танцуете.

Ребенок: Туп, туп, тупата

                Ик урара сапата.

                Яшсем таша пуслассе

                Сапатапа чупассе.

Песня «Вайара» в исполнении Анжелики, Егор, Илья, Костя, Синерпи, Ксюша и Ксюша исполняют пляску.

Ведущий: А так же чувашский народ любил играть в разные игры. Дети, какие чувашские игры вы знаете?

Дети: «Изба», «Уголки», «Золотые ворота», "А я просто сеяла».

Ведущий:- А как вы считаете? В какую бы нам игру поиграть? (Проводится игра по выбору детей).

Ведущий хвалит детей.

Проводится инсценирование сказки И.Я.Яковлева «Лентяй и лодырь».

Ребенок: - Какая хорошая сказка! Её сочинил Иван Яковлевич Яковлев.

Ведущий: - Ребята, что вы можете рассказать об Иване Яковлевиче Яковлеве?

Дети рассказывают об И.Я. Яковлеве.

1-й ребенок: - Иван Яковлевич Яковлев родился 170 лет тому назад в деревне Кошки – Новотимбаево Татарской республики.

2-й ребенок: - Он хорошо учился в школе, в гимназии, в университете.

3-й ребенок:- Иван Яковлевич написал чувашский алфавит, букварь.

4-й ребенок:- Он открыл в Симбирске (Ульяновске) чувашскую школу. В этой школе учился известный чувашский поэт К.В. Иванов. Он автор поэмы «Нарспи».

5-й ребенок: - Я знаю отрывок из поэмы «Нарспи». Послушайте, пожалуйста.

Одуванчик ярко-желтый

         Средь травы цветет в степи

         А в Сильби растет девица

         С редким именем Нарспи.

На лицо она прекрасна,

Как цветочек полевой.

         Очи — черные агаты —

Блещут силой огневой.

Вьется локон своевольный,

От косы спускаясь вниз.

В лад с походкою девичьей

Раздается звон монист.

Ведущий приглашает детей рассмотреть изделия чувашского народно – прикладного искусства. Особое внимание обращает на вышивки, их красоту.

Ведущий: Создавали  эти вышивки золотые руки чувашских девушек. В этих вышивках, как в песнях, отражена поэтическая душа народа. Да, чувашский народ трудолюбив, богат душой, красивыми песнями. Надо уметь их любить и беречь.

Звучит песня «Илемле» (музыка А.Никитина, слова народные). Дети уходят из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Край родной» в подготовительной группе.

Закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей респ...

Конспект занятия на тему "Край родной моя югра -ты богата и добра"

Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края.Материал: макет нефтяной вышки, нефть и главнейшие продукты ее переработки (в коробке)Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат при...

Развлечение для старших дошкольников "Край любимый - край Чувашский"

                                    «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – КРАЙ ЧУВАШСКИЙ»       ...

Конспект занятия на тему: «Край наш северный»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего времени. Много изменений произошло за последнее время в нашей стране. У детей искажены представления о патриотизме, добр...

Конспект ООД на тему "Край, в котором я живу - экскурсия в мини - музей "Дзержинск - наша Родина""

В данном конспекте представлены цели, задачи, методы и приемы, дифференцрованный подход, предварительная и индивидуальные работы, средства и ход занятия по данной теме...

26.03.2011г. Конспект интегрированного занятия. Тема: «Край, где ты живешь». Старшая – подготовительная группа.

Цель: Расширить знания о нашем родном острове Шикотан.Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения нашего острова.2. Рассказать детям о вулканах, расположенных на Курильских островах, о их ос...

Сценарий мероприятия "С днём рождения любимый край"

Мероприятие ко дню рождения Ямала...