Самообразование "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
опыты и эксперименты (младшая группа)
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_aminova_2ml.gr_.docx | 68.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Воспитатель: Аминова М. Н.
Образование: среднее профессиональное
«Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Актуальность темы:
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».
Цель самообразования:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Формировать и расширять представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Подготовить консультаций для педагогов и родителей.
Самообразование в данном направлении поможет мне:
- Образовательные:
- расширять представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формировать способности самостоятельного исследования предметов;
- обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
- Развивающие:
- развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- способствовать развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- развивать внимания и памяти;
- развивать речевых способностей.
- Воспитательные:
- создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
- создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
- развивать самоконтроль и саморегуляцию, воспитание усидчивости и аккуратности;
- развивать умения следовать поручениям взрослого.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по экспериментированию у детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Формирование представления у детей раннего возраста о разновидностях экспериментов и основных приемах в них.
- Привлечение родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Этапы работы по теме самообразования:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. Сбор и анализ информации по теме «Детское экспериментирование-основа познания окружающего мира».
2 этап – проектировочный. Определение целей и задач темы.
3 этап – Практический.
-создание в группе уголка экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.
- консультация для родителей
4 этап – Обобщающий.
-подведение итогов. Оформление результатов работы.
- распространение опыта своей работы. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
-отчёт по теме самообразования.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. | В течение года. | Список использованной литературы. |
Создание картотеки опытов и экспериментов. | В течение года. | Картотека дидактических игр |
Консультации для родителей и педагогов | В течение года. | Конспект консультации. |
Отчет о проделанной работе | Май 2021г. |
Работа с детьми
Работа с родителями
Формы работы | Сроки |
Консультации: «Возрастные особенности детей 3–4 лет»; «Мотивирующее начало занятия»; «Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности». Мастер-класс «Развитие детей через экспериментирование» | В течение года |
Участие родителей в изготовлении экспериментальных игр и демонстрационного материала. | В течение года |
Изучение методической литературы
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...