Статья "Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность"
статья (старшая группа)
В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников. Как известно «soft skills» - мягкие навыки - это универсальные социально – психологические качества, которые не зависят от знаний человека. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_myagkih_navykov_cherez_ekolgicheskuyu_deyatelnost.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мария Анатольевна Байсалова
Татьяна Павловна Косинова
АНО ДО «Планета детства «Лада», ДС № 149 «Ёлочка»
г. Тольятти, Самарская область.
Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность.
В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников.
Как известно «soft skills» - мягкие навыки - это универсальные социально – психологические качества, которые не зависят от знаний человека. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится: умение искать информацию и мыслить нестандартно- критическое мышление, навыки коммуникации и работы в команде, умение грамотно распределять время, любопытство, креативность, умение мотивировать себя и других. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность человека в жизни на 85% зависит от хорошо развитых «soft skills».
Детский сад АНО «Планета детства «Лада» № 149 «Ёлочка» г. Тольятти с приоритетным познавательным направлении в эколого - краеведческом аспекте, на протяжении долгих лет работает над задачами по формированию экологической воспитанности детей и взрослых. В процессе данной работы возникла необходимость формирования у дошкольников «мягких навыков» в экологической деятельности, так как на сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания дошкольника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.
Основные задачи, которые реализует педагог, развивая «мягкие навыки» дошкольников через экологоориентированную деятельность:
- формирование интереса дошкольников к природе, мотивации к исследовательской деятельности;
- расширение и углубление представлений детей о природе родного края;
- развитие экологических навыков, природоохранной деятельности формирование активной гражданской позиции дошкольника;
- мотивация к общественно значимой и социально полезной деятельности.
В процессе экологической деятельности мы способствовали развитию таких «мягких навыков», как умение самостоятельно искать и фиксировать информацию об экологических объектах родного края. Для этого мы побуждали дошкольников к самостоятельной работе в календаре природы группы – фиксация погодных явлений и объектов наблюдения в повседневной жизни, к поиску информации в энциклопедиях, и других литературных источниках для дошкольников, ведению личных экологических дневников наблюдения. Данная деятельность велась так же в тесном сотрудничестве с родителями, которая заключалась в виде домашних заданий по заполнению экологических дневников, поиску информации об экологических объектах.
Развивая такие «мягкие навыки», как: умение работать в команде, паре, грамотно распределять роли, развитие критического мышления, лидерских качеств и креативности, мы с дошкольниками во взаимодействии с музыкальными руководителями детского сада, записывали экологические радио – передачи. Данные передачи транслировались по селекторной связи детского сада, осуществляя тем самым мотивацию для детей младшего и среднего возраста, которые так же принимают активное участие в природоохранной деятельности. Экологические радио - передачи направлены на развитие познавательного интереса к природе родного края, развитию коммуникативных навыков и мыслительной деятельности. В данную работу так же вовлекаются родители, которые помогают заучивают тексты для передач.
Креативность и развитие творчества в экологической деятельности развивается нами в процессе художестенно – творческих конкурсах, например, в рамках Дня защиты от экологической опасности проходил конкурс «Детское творчество городу Тольятти», где наши воспитанники заняли первое место. Так же дошкольники участвовали во Всероссийском конкурсе «Эколята – молодые защитники природы», конкурсе рисунков на асфальте «По сказкам и легендам Самарской Луки, Всероссийском конкурсе «Разноцветные капельки».
Привлекая родителей к совместной работе над развитиями «мягких навыков» через экологическую деятельность, мы проводим систематические экологические акции, такие как: «Сделаем детский сад чистым и красивым», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Берегите лес от пожара», «Сдай макулатуру - спаси дерево!» и др. Данные акции способствуют формированию активной гражданской позиции дошкольников, мотивируют к общественно значимой деятельности, способствуют развитию таких «мягких навыков», как: работа в паре, команде, лидерские качества, творческая активность, критическое мышление.
Результативность работы по формированию «мягких навыков» у старших дошкольников в процессе экологической деятельности заключается в: устойчивом интересе воспитанников к природе, природным явлениям и объектам окружающей природы; формировании экологических природоохранных навыков, сформированной активной гражданской позиции, развитых у 80% детей «мягких навыков», что способствует более успешной адаптации к школе.
Развивать «мягкие навыки» можно в любом возрасте, однако дети, чьё воспитание с дошкольного детства правильно ориентировано, будут иметь преимущество перед остальными. Именно поэтому, мы обращаем внимание на развитие «мягких навыков» с детства, чтобы создавать прочный фундамент для будущего успеха дошкольников.
Список литературы:
1. Гайдученко, Е. Марушев, А Эмоциональный интеллект. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (29.09.2019)
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2009. – 480 с.
[6] Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. – Интер-нет-ресурс. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (29.09.2019)
3. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://be-st.ru/ru/blog/13 (29.09.2019)
4. Татаурщикова Д. Soft skills. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://4brain.ru/blog/soft-skills/(29.09. 2019)
5. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. – Интернет-ресурс. Режим доступа:
http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml (29.09.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать” Направление п...
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать” Направление п...
«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и с...
Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...